Искусственные камни
Не обращая внимания на обычность и распространённость веществ, из которых состоят драгоценные камни, процесс неестественного получения (синтезирования) их в таком же виде и такой же величины, как это отмечается в природе, достаточно сложен.
Рис. 1. Формы огранки синтетических камней
Первые испытания по созданию неестественных алмазов были начаты М. В. Ломоносовым; их продолжали в течении XVIII и XX вв. многие ученые —А. М. Карамышев (1744—1791), А. Муассон (1852—1907) и др.
Но результаты были неудовлетворительные — полученные небольшие кристаллы, как продемонстрировали позднейшие изучения, были не бриллиантами, а карбидами металлов.
В 1958 г. в Америке, а после этого в Швеции, японии и Голландии были взяты первые небольшие кристаллы технических алмазов. В СССР с 1961 г. осуществляется синтез алмазов с применением уникальной разработке, созданной отечественными учеными.
На данный момент у нас синтетическим методом приобретают цветные корунды — рубины, сапфиры, шпинель и светлый александрит, в полной мере пригодные для драгоценностей.
Разработка синтезирования драгоценных камней сводится к следующему:
1) измельчают в узкий порошок окись алюминия;
2) в особенном приборе его подвергают плаванию в пламени гремучего газа. Кристаллизация идет методом постепенного наращивания буля на особой огнеупорной подставке. Процесс длится , пока кристалл грушевидной формы (буль) сформируется до нужных размеров;
3) готовый кристалл медлительно охлаждают, снимают его с подставки, гранят простым методом.
Для получения камней разной окраски к окиси алюминия додают следующие примеси:
для сапфира — 2% окиси железа, 1 % окиси титана;
для рубина — 3% окиси хрома;
для александрита — 3% окиси ванадия.
Ненатуральные камни по своим особенностям весьма близки к натуральным; они воображают громадную сокровище и их не нужно разглядывать как имитацию натуральных. В них равно как и в натуральных, вероятны недостатки — трещины, включения и т. п., и своеобразные для синтетических камней помутнения, непроплав-ленность и круглые пузырьки воздуха.
По этим недостаткам их возможно отличить от натуральных. Формы огранки синтетических камней изображены на рис. 1.
Имитация драгоценных камней
Имитация, либо подделка, драгоценных камней известна с глубокой древности. Она осуществлялась в Старом Египте, в Финикии, в древней Греции и в средневековой Европе.
К примеру, в Парижском музее хранится ваза, привезенная из Палестины в XI в. Первоначально считалось, что она сделана из изумруда и лишь в 1807 г. было найдено, что это старейшая подделка из стеклянного сплава, искусно имитирующего изумруд. В конце XVIII в. ювелиром Страссом была создана разработка производства имитации ювелирных драгоценных камней из стеклянного сплава, каковые стали называться «стразы».
На данный момент все используемые имитации возможно поделить на два типа: естественные и неестественные.
К естественным имитациям относятся замены более драгоценных камней менее полезными, сходными по цвету и вторым внешним показателям. Так, к примеру, алмазы довольно часто заменяют белыми сапфирами, цирконами, топазами и другими бесцветными, прозрачными минералами; натуральные светло синий сапфиры — цианитами, изумруды— турмалином либо демантоидом, бирюзу — лазуритом и т. п.
Вторым видом естественной имитации являются так именуемые дубли либо дуплеты. Их составляют из двух слоев камня, что отражает их наименование.
Верхнюю часть (до рундиста) делают из узкой пластинки натурального камня, а шип изготовляют из недорогого камня либо кроме того из цветного стекла и подклеивают по плоскости рундиста. Такие дубли время от времени весьма тяжело отличить от натуральных камней, в особенности если они находятся на изделии в глухих кастах (оправах) и шип не виден.
Отличительной чертой дубля, которой пользуются для их распознавания, есть узкая красноватая полоса по рундисту (место склейки двух половинок дуплета).
Существуют кроме этого приемы, которыми довольно часто пользуются ювелиры для трансформации цвета камней, к примеру с покон веков используется прокаливание камней. Наряду с этим цвет некоторых из них очень сильно изменяется.
К примеру, аметист преобразовывается в золотистый топаз. Используют кроме этого обработку разными реактивами, к примеру бесцветный халцедон получает прекрасный черный цвет (агатовый) посредством углеводородов и фенола. Цвета бирюзы усиливают анилиновыми красками и т. п.
На данный момент активно используется неестественная имитация драгоценных камней из стеклянных сплавов. Базой стеклянного сплава помогает бесцветное прозрачное стекло, в которое раньше для усиления блеска и повышения легкоплавкости додавали окись свинца.
На данный момент ее заменяют окисью калия либо бора.
В качестве красителей используют окислы разных металлов. К примеру, красный цвет дают селен и медь, светло синий — кобальт, фиолетовый— марганец и т. п. Стекло варят в особых печах.
После этого из стекла изготовляют дроты (прутки), а из них по окончании разогрева до вязкой консистенции на особых прессах штампуют заготовки камней разной размера и формы. Затем с заготовок удаляют облой, шлифуют и, наконец, полируют.
Время от времени для усиления блеска прозрачных имитаций (особенно бесцветных) их амальгамируют, т. е. нижнюю часть покрывают азотнокислым серебром с последующим бронзированием. Амальгамация существенно усиливает оптические особенности стеклянных имитаций.
Из стеклянных сплавов изготовляют кроме этого имитации цветных (бирюзы, малахита, лазурита и др.) и органических камней (коралла, янтаря, жемчуга).