Космический dragon взлетел за серией рекордов

В первый раз личная компания не только запустила аппарат на околоземную орбиту, но и продемонстрировала, что способна вернуть его на Землю. В первый раз за тридцать лет в Америке показался новый космический корабль, могущий поднимать пассажиров «наверх» и спускать их «вниз».

В первый раз личная пилотируемая космонавтика продемонстрировала, что готова выйти за рамки суборбитальных прыжков.

8 декабря 2010 года в 18:43 по Москве компания SpaceX запустила ракету-носитель Falcon 9 с космическим кораблём Dragon.

Это был второй полёт Falcon 9. На протяжении первого (в июне 2010 года) на орбиту был выведен полноразмерный прототип «Дракона». Но старт 8 декабря — это первый демонстрационный рейс, совершённый в рамках программы NASA по коммерческой орбитальной транспортировке (COTS).

На мысе Канаверал SpaceX пользуется снятым в аренду стартовым комплексом SLC-40 (фото SpaceX).

(Подробности о корабле, ракете и замыслах SpaceX возможно определить в отечественном обзорном материале.)

Космический dragon взлетел за серией рекордов

Примечательно, что ракетный запуск Falcon 9 был перенесён на дни против начального замысла из-за двух маленьких трещин, обнаруженных самом финише сопла двигателя второй ступени.

Инженеры посчитали, что трещинки (пробовали их заделать либо нет – не пояснено) не окажут влияние на работу двигателя (и были правы), но дни потребовались, дабы проверить остальные части агрегата и убедиться, что трещины не есть показателем более значительной неприятности.На фото – двигатели, подготавливаемые к четвёртому стартам и третьему Falcon 9. Кстати, обе ступени ракеты оснащены практически однообразными двигателями Merlin, созданными в самой SpaceX и отличающимися только в некоторых подробностях. Они оптимизированы соответственно для работы вблизи почвы и в вакууме (фото SpaceX).

Американское космическое агентство расчитывает, что «Дракон» сперва выступит в роли грузовика на линии Почва-МКС, а позднее и «в качестве такси», так как проект SpaceX предусматривает как непроизвольный, так и пилотируемый вариант «Дракона».

Falcon 9 и Dragon на протяжении подготовки к старту. На нижнем снимке у спускаемой капсулы прекрасно виден тепловой щит из PICA-X. Данный материал – личная разработка SpaceX, базирующаяся на композите, созданном в NASA.

PICA-X призван обезопасисть аппарат при возвращении в воздух на скорости 7 километров в секунду, в то время, когда температура дна поднимается до 1850 градусов Цельсия (Brian Attiyeh, Michael Rooks/SpaceX).

«Дракон» складывается из трёх главных частей: обтекателя, конической герметичной капсулы диаметром 3,6 метра и негерметичного цилиндрического отсека. В капсулу имеется доступ через стыковочный узел, и в ней смогут пребывать как грузы, так и экипаж.Цилиндрический приборный отсек под капсулой несёт солнечные батареи, радиаторы, и груз, не который нуждается в герметичном хранении.

Всего беспилотный вариант «Дракона» может доставить на орбиту до 6 тысячь киллограм припасов и вернуть на Землю до 3 тысячь киллограм груза (иллюстрация Space.com).

Сегодняшний рейс призван проверить навигации и системы связи, и испытать маневрирование на орбите. Через пара витков около планеты (и три с лишним часа по окончании запуска) спускаемый аппарат обязан приводниться в Тихом океане, в 800 километрах к западу от Мексики.

В августе 2010 года «Дракон» прошёл полный тест парашютной совокупности: капсулу скинули с вертолёта в океан с высоты более 4 километров. Сначала аппарат раскрыл несколько маленьких тормозных парашютов, замедливших и стабилизировавших капсулу, а позже и три главных (фото Roger Gilbertson, Chris Thompson/SpaceX).

Космонавты NASA и JAXA систематично приезжают на завод SpaceX, дабы познакомиться с кораблём Dragon, что им предстоит принимать на МКС в последующие годы.

Покорители космоса изучают изюминке интерьера «Дракона» и дают инженерам советы по его улучшению (фото Roger Gilbertson/SpaceX).

Элон Маск (Elon Musk), основатель компании SpaceX, назвал нынешнюю миссию «зарёй поразительно захватывающей новой эры в космических путешествиях».

На линейки «носителей» и развитие Дракона SpaceX израсходовала $600 миллионов, и деньги уже начали понемногу возвращаться. Так, более лёгкая ракета Falcon 1 удачно вывела на орбиту спутник в 2009 году.

Но, наверное, затраты компании окупятся легко сторицей: у Элона уже имеется договор с NASA на $1,6 миллиарда, в котором речь заходит о 12 грузовых рейсах «Драконов» к МКС в 2011-2016 годах.

И это лишь начало. NASA рассуждает о возможности расширения транспортного договора со SpaceX ещё на серию грузовых полётов практически на такую же сумму.

Наряду с этим в уме держатся ещё и пилотируемые миссии «Дракона» на МКС. Хорошо для компании, появившейся всего восемь лет назад.

Сравнение «Дракона» с разными пилотируемыми и грузовыми судами прошлого, настоящего и будущего.

Маленький грузовик Cygnus увлекателен тем, что это второй аппарат, создаваемый личной отраслью для NASA по программе COTS. «Лебедь» обязан в первый раз полететь в 2011 году (иллюстрация Karl Tate/Space.com).

Обновление от 8 декабря 22:15: спускаемый аппарат удачно приводнился.

Полет в \


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: