Лесоустройство и лесопромышленное проектирование
В дореволюционное время не велось промышленное проектирование по освоению лесных массивов, и лесоустроитель решал главные лесохозяйственные задачи, не увязывая их с заинтересованностями лесоэксплуатации.
Запроектированный лесоустроителем размер рубок не соблюдался, да и рубка велась не в тех местах, каковые он наметил. При таком положении часто появлялся вопрос, необходимо ли по большому счету проводить лесоустройство.
Коренные трансформации в технике ведения лесоэксплуатации и лесного хозяйства, случившиеся за годы Советской власти, обусловили новое содержание лесоустроительных работ. Использование замечательной техники влияет на размеры лесосек, пространственное их размещение, срок примыкания и т. д. Без надлежащего учета эксплуатационных условий, снабжающих действенную работу данной техники, нельзя составить технически грамотный проект, что возможно реализовать на практике.
В наши дни проводятся два вида проектирования: лесохо-зяйственное и лесопромышленное (лесозаготовительное). Лесо-хозяйственное проектирование делают лесоустроительные организации, изыскание механизированных дорог и проектирование механизации лесозаготовок—организации совокупности лесной индустрии.
Эти два вида работ должны быть тесно увязаны между собой, поскольку размер рубки, выбор участков и проектируемый метод рубок обусловливают успешность лесовыращивания, лесовосста-новления и подъем продуктивности леса. От решения этих трех вопросов, со своей стороны, сильно зависит создание условий, при которых механизация транспорта и заготовок леса оказывается особенно действенной и рентабельной.
Различия в задачах лесного хозяйства, осуществляемого в лесах различных групп, обусловливают порядок увязки лесохозяйственного и лесозаготовительного проектирования.
В лесах первой группы при лесоустройстве проектируются только лесовосстановительные санитарные рубки, рубки ухода за лесом и лесовосстановительные рубки. Соотношение этих видов рубок зависит от состояния леса, его лесоводственных и таксационных изюминок.
Лесозаготовительное проектирование в лесах первой группы имеет подчиненное значение и должно выполняться применительно к лесохозяйственным предначертаниям, принятым лесоустройством.
В лесах второй группы ведущая роль в собственности лесоустроителю, что решает вопрос о размере пользования лесом, исходя из состояния древостоев, их среднего и возрастного распределения годичного прироста. Спелые и перестойные участки леса в большинстве случаев выясняются разбросанными среди древостоев других возрастных категорий, исходя из этого в них нельзя проводить концентрированные рубки.
Постройка ЖД лесовозных дорог в лесах второй группы в большинстве случаев оказывается нерентабельной. Лес тут необходимо вывозить по имеющимся лесовозным дорогам. В случае если их нет, направляться проектировать дороги .
Технико-экономические показатели дорог этого типа должны быть известны лесоустроителю. В плане рубок, не считая возрастного распределения и состояния назначаемых в рубку древостоев, нужно учитывать большую загрузку механизированных транспортных дорог, имеющихся в устраиваемом лесном массиве.
Дабы замысел рубок был настоящим, выбор участков для рубки и размещение лесосек должны быть согласованы с главным лесозаготовителем, осуществляющим лесозаготовки в данном лесном массиве.
Исходя из выявившейся при лесоустройстве расчетной лесосеки в укрупненных показателях, лесозаготовитель, трудящийся в данном массиве, обязан составить проект эксплуатации лесов и предусмотреть в нем сеть лесовозных дорог, места складов и грузовые потоки древесины.
Назначая в рубку прежде всего участки, требующие этого по собственному возрасту и состоянию, лесоустроитель учитывает пожелания, изложенные в проекте эксплуатации, составленном лесозаготовителем. В тех случаях, в то время, когда имеются однообразные основания для назначения рубки в нескольких участках, он обязан выбирать участки, тяготеющие к одной лесовозной дороге.
В наше время при устройстве лесов второй группы нужно стремиться составить не только проект замысла рубок, но и проект реализации этого замысла методом разработки эксплуатационных показателей, хотя бы в эскизном их оформлении, поскольку в лесах данной группы лесоэксплуатационный процесс нужно сочетать с лесохозяйственной деятельностью. При ограниченных запасах древесины в лесах второй группы нельзя вести расчеты на сооружение лесовозных дорог с громадным грузооборотом, но более мобильные и легкие виды транспорта и механизации лесозаготовок леса должны отыскать место и в лесах данной группы.
Лесохозяйственные мероприятия направляться проектировать так, дабы их исполнение не исключало возможности транспорта механизации и применения лесозаготовок леса.
В лесах третьей группы главной задачей лесоустройства есть проведение описи лесного фонда, а в следствии ее составление плана лесонасаждений и таксационного описания. На базе изучения естественноисторических прошлого и условий хозяйства лесоустроитель должен иметь хозяйственную оценку результатов применения отдельных мероприятий, советовать методы лесовозобновления и рубок на ближайший ревизионный период.
В случае если в устраиваемом лесном массиве имеются механизированные лесовозные дороги, лесоустроитель совместно с представителем лесозаготовительной организации, выстроившей эти дороги, образовывает на ближайшие 10 лет проект замысла рубок. При составлении этого проекта нужно исходить из большой загрузки лесовозной дороги, предложений по ее реконструкции и удлинению и скорейшему восстановлению леса на вырубаемых площадях.
При отсутствии в массиве лесовозных дорог лесоустроитель не образовывает развернутого (детального) замысла рубок, но обязан указать, куда возможно доставлять древесину из данного массива, какой вид транспорта (тип дороги) самый целесообразен, в каком месте направляться строить лесовозную дорогу, с какими трудностями нужно будет столкнуться при ее сооружении (резкие трансформации рельефа, заболоченные пространства). Дабы верно осветить эти вопросы, лесоустроитель обязан обладать минимумом знаний в области изыскания лесовозных их проектирования и дорог.
В лесах третьей группы лесозаготовительные проектирующие организации составляют проект освоения массива, постройки в нем механизированных лесовозных дорог, лесных поселков, лесных складов и т. п. Наряду с этим они исходят из расчета полной загрузки механизированной лесовозной дороги. Направление дороги, намечаемые очереди ее сооружения предопределяют пространственное размещение лесосек, сроки их примыкания и степень концентрации рубок применительно к правилам рубок главного пользования.
В состав экспедиций и проектирующих лесопромышленных организаций должны входить эксперты по лесному хозяйству, каковые обязаны вносить в проекты рубок лесоводственный минимум — мероприятия по лесовосста-новлению вырубок и оставлению на корню средневозрастных древостоев и молодняков.
При устройстве лесов третьей группы лесоустроитель обязан выяснить размер ежегодного пользования лесом либо, иными словами, установить размер расчетной лесосеки. При установлении размера расчетной лесосеки, не считая возрастного их прироста и насаждения, нужно учитывать загрузку проектируемого транспортного пути на целый период его действия.
Вместе с этим в лесном массиве обязан оставаться на корню минимальный лесной фонд, снабжающий потребности в древесине местной промышленности и местного населения.
Задачей проектирующих организаций должны быть разработка проектов комплексных хозяйств, сочетающих элементы лесохозяйственной и промышленной деятельности. При таковой постановке вопроса лесоустройство, проектирование и промышленные изыскания предприятий должны воображать единую органически связанную совокупность.
Сейчас эта задача остается до тех пор пока нерешенной. Лесохозяйственные и лесопромышленные проектирующие организации трудятся раздельно, и их проекты не объединяются в единое целое.
Таковой недочёт должен быть изжит в скором времени.
Лесоустроительное проектирование ограничивается разработкой процентных заданий развития лесного хозяйства на ближайшее десятилетие. В практической деятельности лесохозяйственных органов выявилась необходимость в разработке по целому последовательности вопросов более детальных технических проектов.
Эта задача решается Всесоюзным Национальным проектно-изыскательским университетом “Союзгипролесхоз”. Им разрабатываются технические проекты по организации лесохозяйственных фирм, постройке цехов товаров широкого потребления, сооружений и зданий пожарно-химических строений, наблюдательных башен, линий, связи и др.