Летающие тяжеловозы: требования времени и места

Космическая гонка, разразившаяся в конце пятидесятых годов прошлого века, поставила перед авиапромышленностью заинтересованных государств новые задачи: кабинетам министров потребовались самолёты, талантливые перевозить тяжёлые негабаритные грузы.

Потому, что космических держав в те годы было не так уж и большое количество (две, в случае если быть правильными), то ответ сложной задачи стремительной и бережной доставки дорогого и хрупкого груза была поставлена лишь перед американскими и советскими производителями авиатехники.

В то время, как отечественные КБ подошли к проблеме с чисто советским размахом и принялись разрабатывать сверхтяжёлые широкофюзеляжные лайнеры (венцом их творения стала известная украинская «Мрия»), экономные американцы, стремившиеся добраться к Луне раньше «соколов Хрущёва», постарались выжать максимум вероятного из уже существовавших моделей транспортных самолётов.

Ан-225 «Мрия» — самый громадный самолёт в мире — с «Бураном» на борту.

В принципе, их можно понять. В то время (да и Сейчас) единственным методом доставки готовых компонентов к космодрому на мысе Канаверал была транспортировка груза через Панамский канал.

При таком раскладе впустую тратились семь дней а также месяцы, ценившиеся во времена космической гонки на вес золота. Подобающим образом переоборудованный самолёт разрешил бы свести утраты времени до нескольких часов.

Первой ласточкой, выпорхнувшей из недр компании Aero Spacelines, стал четырёхмоторный тяжёлый транспортный самолёт B-377PG Pregnant Guppy («Беременная гуппи»).

Guppy заходит на посадку.

Выстроенный на базе простого транспортника B-377 Stratocruiser, летавшего с 1947 года, самолёт предназначался, первым делом, для доставки ступеней ракет-носителей от места сборки к ставшему потом известным мысу Канаверал.

Чтобы впихнуть в тело самолёта огромную тушу космической ракеты, конструкторам Aero Spacelines было нужно существенно удлинить и увеличить грузовой отсек Боинга. Исходя из этого фюзеляж самолёта для начала сделали шире более чем на пять метров, а после этого нарастили на него огромный горб семиметрового диаметра.

Оказалось что-то наподобие аэродинамически верной цистерны 8-образного сечения с приделанными к ней крыльями, кабиной пилота и хвостовым оперением. Но в итоге всех переделок клиенты самолёта смогли загружать в него грузы диаметром до шести метров.

В собственный первый полёт «Беременная гуппи» встала 19 сентября 1962 года — всего через год по окончании начала работы над проектом. А уже летом 1963 Национальное агентство по исследованиям и аэронавтике космического пространства (NASA) приступило к эксплуатации самолёта.

По мере того, как рос бюджет NASA, а ракеты-носители становились всё замечательнее и тяжелее, стал вопрос о создании ещё более вместительного аппарата. Конструкторы Aero Spacelines, не мудрствуя лукаво, снова забрали за пример многострадальный B-377.

Но, в этом случае самолёт подвергся значительно более радикальной переработке. Стало ясно, что устаревающей машине уже не поднять ни третьей ступени ракеты-носителя Saturn-5, ни стартового блока лунного модуля.

Чтобы преодолеть ограничения конструкции, инженеры компании вначале увеличили размах крыльев самолёта и оснастили его четырьмя более замечательными и современными турбовентиляторными двигателями Allison 501-D22C неспециализированной мощностью около семи тысяч лошадиных сил.

JSC Super Guppy.

Лишь по окончании указанных модификаций произошло увеличить «брюшко» гуппи до 33,17 метров в длину, 7,62 метров в ширину и 7,72 метров в высоту. В следствии грузоподъёмность самолёта достигла двадцати шести тысячь киллограм.

Модель, названную B-377SG Super Guppy, уже имела возможность перевезти данный груз на расстояние около тысячи километров со скоростью около 430 км/ч. Самолёты данной «гуппи-серии», подвергаясь периодическим модернизациям, летают до сих пор и, например, участвуют в строительных работах Интернациональной космической станции.

В свободное от царёвой работы время эти аппараты перевозят буровые установки, агрегаты самолётов и другие крупногабаритные грузы. Напомним, что за 40-летний период собственной эксплуатации самолёты Guppy налетали более двух миллионов миль, участвуя в таких известных космических программах, как Gemini, Apollo и Skylab.

Не обращая внимания на то, что управление Aero Spacelines до сих пор с оптимизмом посматривает в будущее, в полной мере быть может, что их давешний соперник — европейский концерн Airbus Industries — сможет самым важным образом потеснить американцев на рынке перевозок негабаритных грузов.

Первый транспортный самолёт A300-600 ST Beluga Super Transporter поступил в эксплуатацию к январю 1996 года в качестве замены Supper Guppy, что до этого времени употреблялся для внутренних потребностей концерна (по большей части, для крыльев частей самолётов и перевозки фюзеляжа от смежников к сборочному производству).

«Белуга». Вид спереди.

Как видно из заглавия, самолёт был создан на базе очень успешного авиалайнера A300-600, правильнее — его «дальнобойной» модификации «R», продажи которой начались во второй половине 80-ых годов двадцатого века.

Работа была не из лёгких и чтобы ускорить темпы создания «Белуги», в первой половине 90-ых годов двадцатого века французская компания Aerospatiale обратилось к германскому концерну Daimler-Benz Aerospace с предложением об организации СП Special Aircraft Transport International Company (SATIC), которому и были переданы все работы над грузовиком.

При том, что габариты грузового отсека «Белуги» слабо отличается от показателей Super Guppy (7,08 в высоту, 7,04 в ширину и 37,7 метров в длину), самолёт способен взять на борт около 1500 кубов нужного груза массой до 47 тысячь киллограм и перевезти всё это добро на расстояние более чем 1600 километров.

Меньшие количества груза (скажем, порядка 26 тысячь киллограм) смогут перевозиться более чем на 4500 километров, другими словами, в четыре раза дальше расстояния, которое способна покрыть американская Super Guppy.

Уже 13 сентября 1994 года A300-600 ST совершил собственный первый полёт, а в октябре 1995 года, совершив 365 испытательных полётов, самолёт был сертифицирован для применения в качестве транспортного средства.

Летающие тяжеловозы: требования времени и места

«Белуга» готова заглотить груз на борт.

Четыре из пяти «Белуг», выстроенных на сегодня, эксплуатируются только для ответа вопросов транспортировки грузов в концерна Airbus.

Пятый экземпляр употребляется в качестве резервной автомобили, а в другое время перевозит грузы для сторонних клиентов. Специально для данной цели в том же 1996 году была создана дочерняя экспедиторская компания Airbus Transport International (ATI).

Изначально планировалось выстроить не меньше пятнадцати таких автомобилей, но на данный момент компания говорит, что производство новых моделей данной серии в её замыслах не значится.

Тяжеловозы. Отличие от верховых лошадей.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: