Сборка цепных передач

Сборка цепных передач

О цепных передачах разговор особенный, потому что и сами они не совсем просты: с одной стороны, цепная передача относится к разряду эластичных передач, где цепь представляет собой необычный ремень, но иначе, Передача вращающего момента осуществляется не за счет силы трения, а за счет зацепления звеньев цепи за зубья шестеренок (звездочек), следовательно, цепная передача есть одновременно зубчатой.

Исходя из этого она владеет преимуществами и у нее отсутствуют недочёты как у эластичной, так и зубчатой передач: во-первых, при помощи ее возможно передавать вращающие моменты между валами, находящимися на большом удалении друг от друга — до восьми метров (как при ременной передаче), во-вторых, она сохраняет постоянство передаточного числа, другими словами отсутствует проскальзывание (как в зубчатых передачах), в-третьих, цепь данной передачи не требует громадного натяжения (в отличие от ремня), в-чет-вертых, она может передавать громадные крутящие моменты, в-пятых, КПД цепной передачи достигает 0,98.

Классификация цепных передач производится по двум показателям: по назначению (грузовые — для поднятия грузов, тяговые — для движения грузов, приводные — для передачи перемещения от двигателя к аккуратному механизму) и по конструкции приводных цепей (роликовые, втулочные, зубчатые и т. д.).

Приводная роликовая цепь складывается из переходных (валик с напрессованными наружными пластинами) и соединительных (втулка с насаженным на нее роликом и напрессованными внутренними пластинами) звеньев (рис. 44).

Ролик в соединительных звеньях насажен на втулку с некоторым зазором, что снабжает создание между цепью трения и зубьями звёздочек качения. Используются такие передачи в механизмах, где окружные скорости не превышают 15 м/с.

Роликовые цепи смогут быть одно- (ПР) и двухрядные (2ПР) — для передачи маленьких мощностей, и трех- (ЗПР), четырехрядные (4ПР) цепи с изогнутыми пластинами (ПРИ) и цепи тяжелого типа (ПРТ, 2ПРТ, ЗПРТ, 4ПРТ и 6ПРТ) — для передачи громадных мощностей. Многорядные цепи планируют из простых звеньев с применением удлиненных валиков.

Индустрией выпускаются цепи с шагом определенной величины (соответственно под них выпускаются и звездочки): 8, 9,525, 12,7, 15,875, 19,05, 25,4, 31,75, 38,1, 44,45, 50,8, 63,5 и 76,2 мм.

Приводные втулочные цепи являются подобием роликовых, но роликов не имеют (рис. 44).

Благодаря этого они существенно легче (и ощутимо дешевле) роликовых цепей. Но они больше подвержены износу, исходя из этого используются лишь для передачи малых мощностей в тихоходных механизмах.

Маркировка и роликовых, и втулочных цепей однообразна: на первом месте указывается количество последовательностей (при маркировке однорядных цепей 1 не указывается), потом идут большие буквы, обозначающие тип цепи (ПР — роликовая, ПРИ — роликовая изогнутая, ПРТ — роликовая тяжелая, ПВ — втулочная), следующее число говорит о величине шага звеньев цепи, последнее числовое значение показывает предельно допустимую силу нагрузки.

Конструкция приводной зубчатой цепи складывается из рабочих пластин, соединенных между собой вкладышами качения, и направляющих пластин, каковые фиксируют цепь в осевом направлении. Цепи смогут быть однопарными и многопарными — в зависимости от назначения.

Ход звеньев цепей 12,7, 15,875, 19,05, 25,4 и 31,75 мм. Такие цепи применяют в механизмах, имеющих громадные окружные скорости (до тридцати метров/с) и неравномерную загрузку.

Рис. 1. Цепная передача: а — роликовая цепь; б — втулочная: 1 — ведущий вал со звездочкой, 2 — ведомый вал со звездочкой, 3 — цепь

Как уже было сообщено, цепная передача перемещения осуществляется за счет зацепления цепи за зубья звездочек. Звездочки изготавливаются из стали, число зубьев возможно от 9 до 22 и 25 (28), 32 (36), 40 (45), 50 (56), 63 (71), 80.

Они бывают как цельные, так и разборные (ступица — из чугуна либо стали, а венец — металлической, наряду с этим венец напрессовывается на ступицу и закрепляется болтами либо винтами).

Сборка узла цепной передачи складывается из следующих операций:

— звездочки устанавливаются на взаимодействующие валы способом напрессовки прессами либо винтовыми приспособлениями и фиксируются чтобы не было осевого смещения;

— создают диагностику их размещения (они должны пребывать в одной плоскости) и радиального и торцевого биения (посредством индикатора);

— подбирают отрезок цепи нужной длины (при ремонте — по ветхой цепи, при первичной сборке — в соответствии с техническим условиям на конкретный механизм), надевают его на звездочки и натягивают особым приспособлением;

— замыкают цепь в кольцо. В случае если цепь складывается из четного количества звеньев, то ее финиши соединяются простым звеном, в случае если число звеньев нечетное, то — переходным звеном.

Для обычной и долговечной работы цепной передачи нужны два условия:

во-первых, соблюдение натяжения цепи. Потому, что при работе механизма цепь испытывает постоянные нагрузки на вытягивание, то провисание цепи может увеличиться, цепь начнет болтаться, износ элементов передачи будет ощутимее. Исходя из этого при вытягивании цепи ее подтягивают или натяжной звездочкой, если она предусмотрена конструкцией механизма, или методом удаления звеньев, в случае если это возможно по техническим условиям, в случае если натяжение откорректировать этими методами запрещено, то устанавливается новая цепь;

во-вторых, постоянное присутствие смазочного материала. В случае если для смазывания сопрягаемых элементов передачи употребляется пластичный смазочный материал, то цепь перед очередной процедурой смазки промывают в керосине, просушивают, а смазывают ее методом погружения в расплавленную смазку.

В случае если употребляется жидкая смазка, то нужно вовремя пополнять масленки.

Solidworks. Chain drive.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: