Либерализм для внутреннего потребления и на вынос

Либерализм для внутреннего потребления и на вынос

В экономической теории существует течение, приверженцы которого утверждают, что либерализм, другими словами максимальная полная свобода, есть благом, которое осчастливит человечество и, применительно к сельскому хозяйству, окончательно минимизирует угрозу голода. Действительно, страны, откуда по большей части происходят приверженцы данной теории, сами проявляют либерализм выборочно, и в минимальной степени — как раз в сельском хозяйстве.

Достаточно познакомиться с документами, регулирующими аграрное производство в Соединенных Штатах и государствах Европейского союза, чтобы выяснить, что никакого либерализма в сельском хозяйстве развитых государств Запада нет. Все жестко правильно, предельно четко, светло, рационально.

Получается, что либерализм — это по большей части для дискуссий университетской профессуры. Либо для государств, не талантливых развиваться самостоятельно и жить без подсказки, как говорится, своим умом.

Богатую пищу для размышлений дает материал, показавшийся на страницах агентства «Интер пресс сервис». Его создатель, Эйлин Ква, считает, что серия голодных бунтов, прокатившихся в мире, от Бангладеш до Гаити, не должна никого удивлять.

Это только последний эпизод в серии событий, случившихся в развивающихся государствах, по окончании того, как они открыли собственные границы и прекратили уделять внимание формированию собственного сельского хозяйства.

Многие страны третьего мира сознательно делали условия, выдвинутые Мировым банком и Интернациональным валютным фондом, и обязательства, принятые в рамках ВТО. Они проводили преобразования в соответствии с рекомендованным курсом — и заметили разрушительные последствия, каковые в следствии обрушились на их сельское хозяйство.

Серьёзное последствие для того чтобы курса — большая потеря свойства обеспечить себя продовольствием.

В эру более сильного национального контроля 70-х и 80-х годов внутренний продуктовый рынок развивающихся государств довольно часто пребывал в руках национальных закупочных кооперативов и контор. Закупочные конторы обеспечивали минимальные пороговые стоимости и предоставляли семена и удобрения.

Они кроме этого осуществляли контроль количество импорта, перераспределяли продовольствие в том месте, где его не хватало, и закупали продукцию у кооперативов.

Эти закупочные комиссии не всегда управлялись наилучшим образом, довольно часто имели место коррупции и случаи неэффективности, но комиссии вправду делали серьёзные функции. Крестьяне были обеспечены рынком сбыта, что означало наличие средств существования.

Стоимости были стабильными, не смотря на то, что довольно часто более низкими, чем того желали бы крестьяне.

В следствии таковой политики многие страны третьего мира были либо нетто-экспортерами продовольствия, либо полностью снабжали себя продовольствием.

Все это изменилось за последние 20 лет. С денежной помощью крестьян было покончено.

Небольшим фермерам было рекомендовано создавать продукцию для мирового рынка, а внутренние рынки были открыты для производителей извне. Вместо того дабы поддерживать производство базисных культур, многие правительства стали поддерживать экспортный сектор.

Потому, что наряду с этим исходили из того, что любой будет специализироваться на производстве продукции, где он имеет «конкурентные преимущества», предполагалось, что в выигрыше будут все.

Но оказалось, что мы взяли в следствии не победителей, а миллионы беднейших крестьян, живущих лишь аграрным трудом, которых вышвырнули с собственного рынка. То, что раньше производилось местными крестьянами, начало замещаться импортной продукцией.

За последние 20 лет производственный потенциал многих государств без шуток сократился.

Филиппины стали одной из самых броских иллюстраций таковой политики. Как отмечают представители «Сентро Сака», одной из НПО, занимающихся аграрными вопросами, в 60-е и 70-е гг. Филиппины снабжали себя продовольствием.

Это было время, в то время, когда правительство большое количество инвестировало в производство риса — в постройку оросительных совокупностей, развитие инфраструктуры, снабжало помощь крестьянам при сбыте и производстве продукции при помощи кредитов, покрытия некоторых затрат. Но в то время, когда правительство прекратило процесс стимулирования и предоставление субсидий, производство риса стало неспешно падать.

Площади орошаемых земель кроме этого сократились, поскольку правительство прекратило поддерживать ирригационные сооружения. На Филиппинах кроме этого весьма громадны утраты при сборе урожая риса — до 35% , и все из-за ветхой инфраструктуры хранения.

Вместо помощи фермеров методом гарантированных стоимостей, как раньше, правительство сейчас предпринимает интервенции для закупки менее 1% риса, выращиваемого в стране. Правительство Филиппин закупает больше риса по импорту, чем у собственных крестьян.

В 2006 году в ФАО было совершено изучение относительно всплесков в ходе роста импорта продовольствия. Авторы привели пример Камеруна.

В этом государстве господдержка рисоводов была отменена в первой половине 90-ых годов двадцатого века в следствии рекомендаций Мирового банка и МВФ. Рынок удобрений был приватизирован.

Урожаи риса у бедных слоев крестьян упали, поскольку удобрения стали им не по карману. Была осуществлена либерализация тарифов, и между 1999 годом и 2004 ежегодный импорт риса удвоился с 152 тыс. т до 301 тыс. т.

Такое открытие внутреннего рынка сделало Камерун уязвимым и подверженным влиянию других государств и их аграрной политики. Так, в это время Индия избавлялась от излишков складских запасов риса.

В следствии камерунский импорт риса из Индии увеличился с 7,9 тыс. т в 2001 году до 60 тыс. т в 2002. Из-за наплыва импорта рисоводы Камеруна сильно пострадали, и многие крестьяне по большому счету прекратили выращивать рис.

Площади для выращивания риса сократились между 1999 и 2004 гг. на 31,2%.

По оценке ФАО, продолжает создатель, Кот-д’Ивуар кроме этого подвергся наплыву импорта, в то время, когда открыл собственный внутренний рынок. В следствии исполнения обязательств в рамках ВТО Кот-д’Ивуар отменил импортные ограничения на главные продуктовые товары, в особенности рис.

Пошлины на все сельскохозяйственные товары были установлены максимально на уровне 15%, за исключением 25 тарифных позиций.

Вот что случилось в итоге. Между 1997 и 2004 гг. импорт риса стал расти каждый год на 6% с 470 тыс. т до 715 тыс. т. Импортный рис поступал преимущественно из Таиланда, Индии и Китая.

За данный период собственное производство риса упало на 40%.

Еще один пример — Непал. Организация за отстаивание гражданских прав «Экшн эйд» задокументировала, что всплеск импорта риса происходил в 1994, 1996 и 2000 гг. Импорт возрастал соответственно на 175%, 55% и 800%.

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века в страну было ввезено 24,5 тыс. т риса, а к 2000 году импорт вырос до 195 тыс. т. В качестве главной обстоятельства для того чтобы резкого роста импорта усматривают прозрачную границу между Индией и Непалом и Непало — индийский соглашение о свободной торговле. В некоторых районах Непала внутренние цены на рис упали практически на 20%.

В южных районах страны, граничащих с Индией, было закрыто много фабрик по переработке мельничных предприятий и риса.

Сейчас, на протяжении последней серии событий, цены на продукты питания выросли из-за недостатка продовольствия в мире. Производство продовольствия было переориентировано на производство биологического топлива.

Засуха в Австралии внесла свою лепту в рост недостатка продовольствия на мировых рынках. А спекулянты, играющие на товарных рынках, содействовали еще большему росту стоимостей.

В 37 государствах прокатилась волна беспорядков и протестов. В феврале в упоминавшемся Камеруне на протяжении таких беспорядков погибло 7 человек.

Продуктовые бунты в марте отмечались и в Абиджане, столице Берега Слоновой Кости.

На встрече в швейцарском Берне для решения проблемы мирового недостатка продовольствия генсек ООН Пак Ги Мун, президент Мирового банка Роберт Зеллик и председатель совета директоров ВТО Паскаль Лами снова посвятили свое выступление защите свободной торговли как панацеи от всех бед. Но фермеров никак не убеждают доводы, что продолжение прошлой политики может оказать помощь.

Так как эта политика в течение 20 лет в большой степени помогала разрушению сельского хозяйства.

В ответ на призыв управления ВТО, МБРР и ООН форсировать завершение раунда Дохи, потому, что предстоящая либерализация может решить проблему недостатка продовольствия, один из координаторов глобальной сети крестьян и фермеров «Крестьянский путь» («Ла виа кампесина») Генри Сараджи отметил следующее: « Защита продовольствия, в соответствии с постулатам идеи свободной торговли, уже начала считаться правонарушением. Протекционизм стал ругательным словом.

Тем временем многие государства пристрастились к недорогому продуктовому импорту. А на данный момент, в то время, когда стоимости взлетели, снова поднимает голову такое страшное явление, как голод».

Н. Худяков, «Крестьянские ведомости», www.agronews.ru

8 Правил Либерализма


Читайте также: