Металлопластика
Металлопластика — один из древних видов художественной обработки металлов. По-видимому, она была известна скульпторам античности — Фидию и Поликлету, одевающим собственные статуи в одежды из узкого золотого страницы.
Данный художественный прием использовался и средневековыми живописцами, но особенно широкое распространение взял в Новое время в конце XIX и начале XX вв., в то время, когда художественные произведения, выполненные в технике метал-лопластики, вошли в моду. К примеру, в Российской Федерации на Общероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге в 1913 г. экспонировалось громадное разнообразие металлопластических произведений: ковши, ларцы, блюда, рамы и т. п., и образцы древесной мебели, украшенной металлопластикой.
Благодаря доступности и простоте приемов данной техники она была кроме того включена в 20-х годах в учебные программы советской трудовой школы на уроках ручного труда.
Но позднее металлопластика была неспешно забытой и лишь сейчас к ней снова начали обращаться кое-какие живописцы декоративного мастерства.
Художественные произведения, выполненные в технике металло-пластики, по собственному виду напоминают чеканку из страницы, но это сходство лишь внешнее, а по существу они существенно отличаются — в первую очередь разна толщина листового металла. Для чеканки идут страницы толщиной от 0,5 мм и толще, а для металлопластики используется фольга либо узкие страницы до 0,5 мм.
самые ходовые — от 0,2 до 0,4 мм. Более узкие страницы легко прорываются, а более толстые тяжелы в работе, поскольку требуют больших упрочнений для деформации и используются лишь для больших декоративных произведений, не требующих детальной проработки формы.
Но основное отличие металлопластики от листовой чеканки содержится в самом технологическом ходе и в комплекте инструментов. В чеканке форма образуется за счет удара молотком по чекану, а в металлопластике форма лепится методом плавных деформаций, осуществляемых особыми инструментами, напоминающими собой скульптурные стеки.
Минимальный комплект инструментов, нужный для занятий металлопластикой, складывается из следующих главных видов и некоторых запасных инструментов (рис. 1).
1. Линейник, либо контурная стека, для выдавливания контура рисунка. С целью проведения узких линий используется линейник с диаметром рабочего финиша в 1 мм, для более широких — 2—3 мм. Финиш должен быть закруглен и прекрасно отполирован
2. Стеки давильные разной формы:
а) плоская узкая (для выдавливания узких линий);
б) плоская широкая (гладилка для выравнивания фона).
3. Выдавка конусная — финишем выдавливают узкие канавки, помимо этого, помогает для выдавливания углублений разной формы для вставки камней. Выдавки шарообразные — с шариком (разного диаметра) на рабочем финише — с целью проведения кривых, выдавливания и спиралей круглых углублений.
4. Пуансоны — разной формы для обработки фона (нанесения фактуры).
Из запасных инструментов нужны:
5. Толстое стекло размером 20X30 см (для небольших и средних работ).
6. Кусок линолеума для того чтобы же размера.
7. Мягкие подкладки из войлока, драпа, фетра либо сукна.
8. Древесная доска (для просекания на ней отверстий пробойником либо кольцевым просечником).
Сначала нужно отработать навыки в кривых линий и проведении прямых, дабы рука купила уверенность и твёрдость.
Инструмент держат в кулаке правой руки легко наклонно к себе (примерно в 30°) и ведут его по направлению к себе.
Рис. 1. Комплект инструментов для металлопластики
Работа начинается с отжига железной заготовки (оловянные заготовки отжйга не требуют). Отрезанную от страницы заготовку с опаской нагревают до слабо-бурого каления и медлительно охлаждают.
Цинковую пластинку не редкость достаточно отжечь один раз перед тем как приступить к работе, а медь, латунь, жесть, а время от времени (при сложно-профилированных работах) и алюминий приходится отжигать в ходе работы два-три раза.
Рисунок предварительно выполняется на бумаге в натуральную величину в линейной (контурной) манере, после этого снимается на кальку и в перевернутом зеркальном изображении переводится через копирку на металл. Показавшийся на металле по окончании отжига налет окиси прекрасно принимает рисунок.
Если он все же не хорошо виден, то пластинку направляться предварительно загрунтовать жидким раствором белой акварели либо гуаши и после этого переводить на нее рисунок. Возможно рисунок легко от руки нарисовать на пластинке карандашом.
Сам процесс металлопластики в большинстве случаев начинается с обводки рисунка линейником (контурной стекой). Для этого кусок обычного желтого ровного линолеума прикрепляют к столу кнопками и, положив на него пластинку с нанесенным на нее рисунком, обводят по всем линиям линейником, выдавливая канавку на нужную глубину.
После этого пластинку переворачивают лицевой стороной кверху и на линолеуме той же стекой, параллельно контуру, отступая на 1 мм, выполняют вторую линию (дубль-контур). После этого пластинку переносят на стекло и, положив лицевой стороной кверху, широкой стекой (гладилкой), сглаживают фон около рисунка.
По окончании данной операции рельеф возрастает и рисунок светло выступает над фоном.
При исполнении более сложных по рельефу композиций выдавливание ведут последовательно, начиная с тех элементов рельефа, каковые должны иметь громаднейшую высоту, и по окончании каждого выдавливания (подъема) рельефа на линолеуме создают выглаживание фона на стекле.
Выдавливать возможно не только на линолеуме, вместе с тем на войлоке, фетре либо сукне, наряду с этим направляться иметь в виду, что черта, выдавленная на войлоке, рельефнее и шире, чем выдавленная на линолеуме, а линия, выдавленная на стекле, уже и ниже рельефом линии, выдавленной на линолеуме, т. е. чем жёстче подкладка, тем линия уже, резче и менее высокая по рельефу.
Значительно чаще процесс складывается из следующих последовательных операций: выдавливание на линолеуме, углубление отдельных мест на войлоке и обжимка на стекле с выравниванием фона. Но время от времени приходится поступить в противном случае и сперва узким линейником либо кроме того острым краем стеки нанести штрихи либо узкие насечки и т. п. (с изнанки либо с лица), а после этого выдавить широким давильни-ком на войлоке либо линолеуме всю громадную форму.
Наряду с этим направляться учитывать, что предварительно нанесенные штрихи либо насечки более либо менее смягчаются и сглаживаются.
Фон возможно ровным либо обработан тем либо иным рисунчатым пуансоном. Для этого заготовку кладут на линолеум и прикрепляют кнопками, дабы она не двигалась.
После этого, забрав в левую руку пуансон, держат его вертикально на расстоянии 0,5 мм от поверхности пластинки и легким ударом ладони правой руки наносят рисунок. Передвигая пуансон, придают всему фону желаемую фактуру.
Все эти советы имеют самый характер, а способов выполнения и вариантов приёмов рельефа, по сути дела, довольно много. То же самое и в отношении применения того либо иного инструмента; тут тяжело посоветовать , какую операцию чем делать.
Довольно часто живописец одним и тем же инструментом создаёт пара разных работ — это зависит от сложности рисунка и от умения трудящегося. Количество инструментов кроме этого возможно увеличено за счет изготовления стек разной формы, более удобной для той либо другой операции.
Принципиально важно, дабы все инструменты были снабжены эргономичными прочными рукоятками, а их рабочие части шепетильно «до блеска» отполированы.
Использование металлопластики весьма разнообразно. Ею возможно декорировать всевозможные предметы для интерьера. Особенно прекрасно железные рельефы сочетаются с деревом.
Тонируя металл, возможно добиться гармоничного сочетания фактуры и цвета дерева. Готовый рельеф заполняется особой мастикой, дабы он не помялся (состав мастики (вес. ч.): канифоли 30, воска — 2, стеарина— 2), либо гипсовым раствором.
Возможно кроме этого использовать обычную оконную замазку. К древесной базе рельеф прикрепляется небольшими гвоздиками по краям либо сажается на клей.