На биотопливе пока далеко не уедешь

На биотопливе пока далеко не уедешь

4 ноября внесены поправки в закон об энергосбережении

разрешающие применять на транспорте и в энергетике России не только бензин, газ, электричество, но и такие другие виды горючего, как биодизель, биоэтанол, и источники кинетической энергии. Самое увлекательное, авторы законопроекта рассчитывают, что это будет содействовать переводу муниципального транспорта на другие виды горючего, что, со своей стороны, разрешит снизить цена проезда и улучшить экологическую обстановку.

В случае если отыскать в памяти о постоянных криках муниципалитетов о дороговизне муниципального транспорта, то тема делается ещё занимательнее.
Рапс, два — и обчёлся
До сих пор в рамках увеличения энергетической эффективности региона либо муниципалитета возможно было замещать бензин и дизель природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией.

Но в пояснительной записке говорится и о том, что «в большинстве развитых государств уже приняты национальные программы по замене классического горючего вторыми другими его видами — биодизелем, биоэтанолом, источниками кинетической энергии (ветроэлектростанциями), топливными элементами». У нас до тех пор пока это направление начинается только в применении сжиженного газа.

В случае если представить автобус, двигатель которого трудится на опилках, достаточно тяжело (не смотря на то, что технически это осуществимо), то дизельтопливо на базе рапсового масла — в полной мере настоящая вещь. Более того, у нас в области уже начинали над этим трудиться.

В 2008 году Минсельхоз и правительство региона РФ ратифицировали договор о начале опыта с рапсом. Масленичную культуру, которая традиционно выращивалась для производства комбикормов и потребностей пищевой индустрии, решили применять в качестве сырья для выработки экологически чистого биологического топлива.

Специалисты предполагали, что до 2012 года на Среднем Урале площадь посевов рапса с 2,5–3 тысяч гектаров увеличится до 30 тысяч и к этому времени, ориентировочно в Ирбитском районе, уже будет выстроено предприятие по производству биологического топлива в промышленных количествах. Но скоро стало известно, что столь храбрые замыслы для уральских аграриев до тех пор пока невыполнимы, исходя из этого топливная революция была отложена.

Вот как прокомментировал обстановку семеноводства отдела минсельхоза и начальник земледелия области Пётр Шестаков:
— Для нас мысль с рапсом как горючим до тех пор пока нерентабельна. Несложная математика: при отечественной урожайности себестоимость одного литра рапсового масла — рублей 30.

Но его необходимо ещё профильтровать и добавить процентов 10 керосина, и тогда себестоимость окажется рублей 35. На заправке соляра стоит 32 рубля с маленьким, к слову, практически как 95-й бензин, не смотря на то, что когда-то стоила сущие копейки.

Да. до тех пор пока рапсовое горючее невыгодно, но работы в этом направлении не свёрнуты. Весьма занимательные изучения ведёт кафедра автомобилей и тракторов в Уральском аграрном университете под управлением доктора наук Леонида Новопашина.

Думаю, им удастся отыскать подходящий рецепт биологического топлива. А посевные площади рапса у нас с 2008 года увеличились с 3,5 тысячи гектаров до 17 с половиной тысяч.

Но выращенная культура так же, как и прежде идёт лишь на производство жмыха и масла. Маслом из рапса пользуются птицефабрики, а жмых идёт на корм скоту. И в случае если покажется более недорогая разработка, то большую часть техники в области возможно будет перевести на биологическое топливо.

В Белоруссии это получается весьма кроме того хорошо. У них по климатическим условиям рапс озимый, из него больше масла получается и обходится оно дешевле, так что во многих хозяйствах стоят маленькие «маслобойки», и трактора трудятся на этом горючем.

На Урале же рапс яровой, масла из него получается меньше, и потому оно обходится дороже
Так что же, вперёд паровоза рванули отечественные депутаты? Да нет, при более тесном знакомстве с проблемой узнается, что парламент страны инициативу законодателей Северной Осетии, разрешающую применять в энергетике и на транспорте такие другие виды энергии, как био-этанол и биодизель.

Северная Осетия — Северная Осетия
и поставщик на сегодня владеет наибольшими в Российской Федерации мощностями по производству биоэтанола и в течении нескольких последних лет реализует большой инвестиционный проект в этом направлении. Топливный этанол проходит укороченную дистилляцию и в отличие от пищевого спирта содержит метанол и сивушные масла, делающие таковой спирт негодным для питья.

Но такая присадка усиливает уровень качества бензина. Смесь из 10 бензина и процентов 90 — этанола, как её именует во всем мире, E10, имеет более большое октановое число и уменьшенную на треть токсичность выхлопных газов. Бензин E10 употребляется в мире уже более 20 лет.

Фаворитом биотопливного рынка до этого момента являлась Бразилия, но она начинает уступать США, где собираются к 2020 году расширить долю биоэтанола на рынке до 20 процентов.
Что касается цены биологического топлива, нужного для машин, то осетинские специалисты посчитали, что если сравнивать с бензином она окажется ниже на 30–40 процентов.

Что ж, остаётся лишь порадоваться за Северную Осетию. Но в то время, когда же мы на Урале сможем воспользоваться другим горючим?

Заведующий кафедрой автомобилей и тракторов Уральского национального аграрного университета, доктор наук Леонид Новопашин настроен оптимистично:
— Вы кроме того не воображаете, сколько имеется перспективных идей а также разработок на уровне экспериментальных установок! Рапсовое масло до тех пор пока недоступно не только из-за низкой урожайности.

Дело в том, что оно кристаллизируется уже при нулевой температуре. Нужно додавать для понижения вязкости или керосин, или бензин, или спирт, а вот какое количество и чего — мы и нащупываем экспериментальным путём.

Уже ясно, что возможно довести точку замерзания до –15 градусов. Но бензин и керосин — это также нефтепродукты, что воздействует и на цену, и на экологию.

Возможно разбавлять этиловым спиртом, себестоимость которого мала, но кусается цена отпускная, да и продукт данный для России очень своеобразный.
Ещё одно перспективное направление — перевод дизельных двигателей на газ метан.

на данный момент много машин с газовым оборудованием, но они трудятся на пропане, он — продукт нефтепереработки, считается «нечистым» газом и в экологическом, и в техническом смысле. Мы на Иннопроме видели башкирские КамАЗы с этим оборудованием. Цена?

Метановое горючее вдвое дешевле классического.
А имеется и совсем фантастические, на первый взгляд, разработки. К примеру, особая смесь ДТ с водой.

Либо водородно-кислородный двигатель с электролизёром, что разлагает воду на кислород и водород, в определённой пропорции эта смесь — также горючее. Уверен, кончится нефть — замену отыщем скоро.
Источник: oblgazeta.ru

Отрывок из фильма Легенда


Читайте также: