На деревню к дедушке

На деревню к дедушке

Формированию туризма мешают дорогие отели и нераскрученность достопримечательностей. Пасторальные пейзажи, классические промыслы, русская баня в сочетании с украинской кухней плюс неповторимый деревенский колорит… По мысли белгородских правительства, так обязан смотреться деревенский туризм, развитие которого заявлено одним из приоритетов экономики.

L вместо S

В первый раз о том, как получать на родных пенатах, тут заговорили на закате перестройки. Директор одной из белгородских турфирм Владимир Шафоростов, курировавший в областном исполнительном комитете социально-культурную сферу, с ностальгией вспоминает:

— Мы с единомышленниками ездили по районам, осматривали достопримечательности. И с удивлением поняли, что в области имеется огромное количество занимательных мест, каковые возможно продемонстрировать туристам из вторых регионов.

Но до недавнего времени только немногие имели возможность их заметить. При наличии заказов мы организовываем обзорные экскурсии по городу либо области, завлекая экскурсовода и арендуя автотранспорт.

Но внутренний туризм не приносит и десяти процентов от общей прибыли компании.

Многие представители туриндустрии в беседах не для печати признают: внутренний рынок им малоинтересен. И приводят доводы: попытайтесь собрать группу из 40 школьников, нанять автобус, договориться с экскурсоводом из краеведческого музея, отыскать гостиницу, которая разместит туристов за приемлемую сумму… Дело хлопотное и малоприбыльное.

Куда несложнее толкнуть несколько путевок в Турцию — дохода будет не меньше.

Однако рекламных объявлений об экскурсиях по области стало больше. Пустовавшую еще недавно нишу обхаживают сходу пара турфирм.

На смену трем S (sun, sea, sand — солнце, море, песок) приходят три L (landscape, lore, leisure — пейзаж, традиции, досуг).

— За данной нишей — будущее, — уверена предприниматель Наталья Ильина. — Раньше на туристических выставках нас довольно часто путали с Белгород-Днестровским а также с Белградом. Сейчас все знают, что не смотря на то, что известная битва именуется Курской, Курская дуга — в Белгородской области.

Развитием туризма озаботились и в белгородском госуниверситете. По словам директора научно-исследовательской лаборатории сервиса факультета Галины и туризма бизнеса Лихошерстовой, она и ее студенты уже завершают работу над путеводителем по региону.

— Мы выезжаем в районы, оцениваем привлекательность объектов и разрабатываем маршруты, — говорит она. — Белгородская область ни при каких обстоятельствах не рассматривалась как центр туризма, но в отечественных силах поменять обстановку.

Кому в отелях жить прекрасно

В поселок Прохоровку, где в 1943-м проходило известное танковое сражение, значительно чаще приезжают ветераны войны, которым имеется что отыскать в памяти, и школьники, посещающие исторический объект в рамках патриотического воспитания. Визитёры платят символические суммы за нехитрые сувениры и экскурсию, а через пара часов отбывают восвояси.

Цена двухместного номера в отеле сопоставима с подобными апартаментами на окраине Парижа. Наряду с этим состязаться по популярности с Эйфелевой башней местная звонница на данный момент не может.

Как следствие, среди постояльцев — по большей части командировочные да немногочисленные немцы, приезжающие поклониться костям прадедов, сгинувших на данной почва.

Подобная обстановка и в областном центре. Отели экономного класса являются переоборудованные общаги — со всеми вытекающими последствиями.

Удобства на этаже и душ за отдельную плату не по нутру искушенным туристам, каковые готовы раскошеливаться только за то, дабы на протяжении отдыха ни о чем не думать. Большие же отели делают ставку на люксовые номера.

Одна ночь обходится в сумму, за которую иные выполняют семь дней на побережье Черного моря.

— Заниматься внутренним туризмом непросто, — отмечает директор одной из белгородских турфирм, попросивший обозревателя РГ не именовать фамилию.

Во-первых, инфраструктура лишь формируется. Во-вторых, нет раскрученных объектов.

Кто знает, к примеру, о прекрасном подземном монастыре в селе Холки? В свое время госслужащие предлагали начальникам турфирм деньги на развитие туризма.

Я отказался — позже так как сто отчетов вынудят написать, дюжина испытаний совершат! Создайте инфраструктуру, заинтересуйте людей объектами, а деньги я и сам получу!

Неслучайный интерес

Власти и занялись. Первой ласточкой в развитии внутреннего туризма стал Грайворонский район, чье управление еще недавно не поскупилось на издание шикарного путеводителя.

В скромном по экономическому потенциалу и численности населения районе показались личный зоопарк, скифское городище из древней эры, музеи хлеба, чая, вышивки… Самый популярный объект — Круглое строение в селе Головчино, датированное 1812 годом. Его изначальное назначение — тайная, которую до тех пор пока никто не разгадал.

Не смотря на то, что выдвигаются разные предположения. К примеру, губернатор Евгений Савченко приводит таковой факт:

— В случае если на карте мы одной прямой линией соединим Стонхендж и дворец Далай-ламы, а вторую направим от Гроба Господня к Полярной звезде, то Круглое строение будет точно в точке пересечения. Случайно это либо нет? Думаю, вряд ли смогут быть сходу две случайности…

Опыт Грайворонского района был признан успешным, и годом ранее показалось распоряжение облправительства о развитии сельского туризма в трех вторых муниципалитетах. Мысль несложна: многие жители не имеют ни дачи, ни деревенских родственников.

Из-за чего бы на время выходных либо отпуска не предложить им сельскую идиллию, а деревенским обитателям — метод дохода? Все, что необходимо от хозяина усадьбы, что заинтересован в постояльцах, — заявление в сельскую администрацию.

Эксперты областного Фонда помощи малого предпринимательства осматривают усадьбу на предмет соответствия требованиям — и присваивают ей категорию в подковах (от 1 до 4) — по аналогии со звездностью отелей.

Губернские власти ориентируются на опыт Белоруссии и Украины. В случае если у нас деревенский туризм в зачаточном состоянии, то в прилегающих славянских странах уже поставлен на поток.

Не просто так итогом встречи белгородских и харьковских государственныхы служащих стало подписание соглашения о создании совместного туристического кластера. Предполагается, что малый и народная культура бизнес объединят неспециализированные интересы.

За экзотикой — в Россию

Первые результаты реализации программы внушают осмотрительный оптимизм. Народ мало-помалу потянулся в сельские усадьбы.

Мысль попариться в баньке, поваляться на душистом сене и отведать деревенского борща из русской печки для многих жителей экзотичнее приевшихся турецких соблазнов.

Прошлым летом в Грайворонском районе кроме того побывала делегация из Бостона. Американские предприниматели, отведав чая из целебных трав с русскими блинами, пришли в восхищение и демонстрировали не разумеющим британскую обращение хозяевам усадеб оттопыренные громадные пальцы.

Увлекшись, американцы нацепили на себя русские рубахи, с наслаждением косили траву, доили коров и поили телят из соски. А прощаясь, пророчили их бизнесу и хозяевам яркое будущее.

— Деревенский туризм — не просто один из вариантов развития малого бизнеса, — вычисляет глава Грайворонского района Александр Головин. — Это и остановка деградации села, пропаганда здорового образа судьбы, снижение уровня безработицы. К тому же он содействует восстановлению традиций и обрядов.

Со своей стороны, директор Белгородского областного фонда помощи малого предпринимательства Татьяна Шарова, выступая в сентябре на фестивале Белгородская слобода, выделила:

— В каждом селе имеется изюминка, которая может стать отправной точкой при создании туристских маршрутов. Принципиально важно ее отыскать и верно подать.

А. Тычина, Белгородская область, www.rg.ru

Ванька Жуков. На деревню дедушке (кино 1959 год.)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: