Народная резьба
Роспись на бытовых предметах русские народные мастера прославились превосходным мастерством росписи и резьбы разных бытовых предметов, многие из которых возможно назвать шедеврами декоративного мастерства. Образцы этого необычного народного творчества аккуратно сохраняются во многих музеях страны и являются частью национальной культуры отечественного народа.
Древесные бытовые изделия создавались теми же мастерами, каковые в большинстве случаев строили храмы, суда и жилища. При изготовлении их использовали те же породы дерева, что и при постройке домов, те же инструменты.
Это сказалось на органической связи древесной бытовой утвари с архитектурой и мебелью интерьера.
Произведения русского крестьянского мастерства, тесно связанные с народным бытом, отличаются достатком орнаментации, разнообразием приемов исполнения. В резьбе употребляется самая старая геометрическая, более поздняя рельефная и объемная резьба.
Рис. 1. Валек
Декоративная роспись выполняется темперой либо в стиле письма масляной живописи. В первом случае роспись имела вид графически выполненного плоскостного рисунка, где изображение подчеркивалось тёмным либо белым контуром, во втором красивый мазок создавал чувство количества.
Техника росписи была разной. В одних местах писали без грунта, в других готовили цветной фон и выточенная вещь проходила сверхсложный путь подготовки к росписи.
В базе цветного ответа предмета преобладал броский колорит.
Наровне с изображениями быта того времени, животных, трав и птиц в мастерстве резьбы и росписи живут образы, созданные народной фантазией, довольно часто видящиеся в народных былинах, песнях и сказках.
Неспешно складывались изюминке композиции, цветовой гармонии и сюжета. Формировались и художественные приемы выполнения, каковые передавались много поколений мастеров обработки дерева.
Геометрической и плоскорельефной резьбой покрывались прялки, вальки, рубели, ковши, скопкари, ендовы, солоницы, совки, шкафчики, ступы и др. Расписывались те же прялки, ковши, скопкари, ендовы, чашки, миски, ложки, лукошки и многие другие предметы.
Время от времени в одном и том же предмете сочетались два вида художественной обработки дерева — роспись и резьба, инкрустация и роспись.
На примере крестьянского изделия, прялки, возможно заметить, разнообразия декора и какого богатства имели возможность добиться русские мастера.
На севере широкое распространение взяло изготовление прялок с резным геометрическим убором. Пользуясь маленьким числом мотивов, розет, сияний, треугольников, ломаных линий и звёздочек, мастер формирует нескончаемый последовательность композиционных ответов, а свободная манера выполнения придает резьбе живописность.
Прялки, изготовленные крестьянами Костромы и Городца, украшаются сюжетными сценами чаепитий, охоты, выездов и др.
На костромских прялках мотивы орнамента решаются в технике контурной резьбы, на городецких употребляются самобытные приемы ногтевидно-выемчатой резьбы; время от времени в полукруглые вырезы, образованные стамеской, вставляются кусочки мореного дуба. В середине XIX века на городецких прялках инкрустация и резьба заменяются контрастной живописью и яркой.
Разнообразно и мастерство росписи по дереву. На Крайнем Севере страны, в селениях, расположенных по реке Мезень, крестьяне на прялках в броских и ясных формах раскрывают окружающую их
природу. На горизонтально располагающихся орнаментальных лентах в виде красочных силуэтов, прорисованных тёмным штрихом, компонуются в ряд лошади, олени, гуси и т. д.
Крестьяне Северо-Двинского района украшают прялки сюжетами, изображающими быт и труд: сценами полевых работ, охоты, народных гуляний и др.
Б XV—XVI! столетиях широкое развитие взяло производство точеной и резной посуды. Ее изготовляли большие по тому времени мастерские, существовавшие во многих городах, деревнях и монастырях.
Рис. 2. Прялка. Архангельская область
Часто древесная посуда шла на экспорт, русские торговцы в большинстве случаев везли товары из разных мест в Астрахань и Архангельск, откуда их отправляли за границу.
самая дорогая, художественно выполненная древесная точеная посуда использовалась для сервировки стола зажиточной части населения, бояр, царского двора и духовенства.
В Москве, Новгороде, Калуге, Твери и Владимире много изготовляли точеные, умело разрисованные ковши, кубки, ложки и ставцы.
Довольно часто на рынках Москвы и некоторых вторых городов торговали разными небольшими древесными изделиями: берестяными туесами, дубовыми ларцами, вырезанными из дерева игрушками: конями, львами, псами, баранами, петушками, фигурами охотника либо наездника, кроме этого игрушками «с перемещениями». Как мы знаем, что среди игрушек, купленных для царевича Алексея, сына Петра I, были «кузнецы», и забавные «секачи на колесе».
В XVI!—XVIII столетиях изготовляли набоечные и пряничные доски, воображающие собой чисто орнаментальные резные композиции, складывающиеся из растений, птиц, зверей, городов, надписей и аллегорических сценок.
Пряники, изготовленные на меду, подавались на торжественный стол, исходя из этого сюжет порезки пряничных досок неизменно занимателен, проникнут юмором и народной шуткой,
Народное мастерство сначала служило для нужд самого его семьи и крестьянина. Позднее оно теряет темперамент домашнего ремесла и преобразовывается в промысел.
Во второй половине Х!Х века в связи с развитием производства многие народные мастера не могли соперничать с фабрично-заводской индустрией, были вынуждены покинуть ремесло и отправиться в города на отхожие промыслы.
В следствии возросшего интереса русской интеллигенции к народному творчеству в 80-х годах были сделаны первые попытки восстановления угасавшего крестьянского мастерства. Начало этому было положено в Абрамцеве — подмосковном имении русского мецената С. И. Мамонтова, где сложился большой центр резьбы по дереву.
Известные живописцы Васнецов, Репин, Поленов, Суриков, Коровин, Врубель, Антокольский, подолгу жившие в имении, увлеченные стариной, изучали старую русскую архитектуру и народное декоративное мастерство и создавали проекты художественного оформления интерьеров, мебели и других бытовых предметов.
Рис. 3. Пряничная доска
Рис. 4. Гарнитур мебели,л выполненной в мастерской с. Абрамцево
Под управлением Елены Павловны Поленовой, сестры русского живописца, организуются мастерские столярного, токарного и резчицкого дела, в которых трудились и обучались крестьяне окрестных сел и сёл.
Е. П. Поленова вместе с Е. Г. Мамонтовой, совершая поездки по Столичной, Ярославской, Владимирской, Вологодской и вторым областям, собирали самые интересные образцы крестьянских резных изделий, по мотивам которых создавались новые произведения.
Выполненные в мастерских по проектам других художников и Поленовой мамонтовского кружка вещи стали широко известны и содействовали распространению абрамцевской резьбы по дереву среди местных крестьян-резчиков.
Изучение крестьянского народного мастерства живописцами абрамцевского кружка в те годы было началом громадной работы, которая была проделана искусствоведами и художниками в Советское время.
Конечно, Поленова и трудившиеся с ней живописцы не могли осознать всей сложности развития народного мастерства и делали неточности. Они увлекались орнаментальными мотивами, забывая о конструкции предмета, о его практической принадлежности, довольно часто объединяя в собственных композициях мотивы и народные Формы, заимствованные у вещей, разных по назначению, времени и месту изготовления.
В последний период деятельности Поленова не избежала некоего влияния буржуазного модерна.
Не обращая внимания на неточности, допущенные Поленовой и другими живописцами, трудившимися с ней, в их деятельности большое количество и хороших сторон, оказавших важное влияние на развитие народного творчества.
Хорошие черты поленовской школы ярко отразились на творчестве многих одаренных мастеров, когда-то трудившихся в Абрамцеве. Бывшие ученики данной школы, работая самостоятельно, показали художественный вкус и народную самобытность.
Среди них особенную славу взял гениальный резчик из села Кудрино В. П. Ворносков.
Глубоко изучив лучшие традиции русской резьбы по дереву, Ворносков создал новое направление в мастерстве русской резьбы по дереву XIX и начала XX столетий. Он умело применял в резьбе острые грани с мягкими заоваленными краями, фактуры дерева и своеобразие текстуры и достиг необычайного результата игры светотени, особенной ясности форм орнамента.
Сочетая классические мотивы народной резьбы по дереву с изюминками композиции новых форм изделий, он любой раз получал гармонического ответа вещи в целом.
Художественное дар В. Ворноскова особенно ярко проявилось в советские годы. Его сыновья, кроме этого ставшие известными, продолжили «поленовские» традиции.
На выставка, посвященных современному народному мастерству, довольно часто возможно видеть работы этих превосходных мастеров резьбы по дереву.