Народная резьба

Роспись на бытовых предметах русские народные мастера прославились превосходным мастерством росписи и резьбы разных бытовых предметов, многие из которых возможно назвать шедеврами декоративного мастерства. Образцы этого необычного народного творчества аккуратно сохраняются во многих музеях страны и являются частью национальной культуры отечественного народа.

Древесные бытовые изделия создавались теми же мастерами, каковые в большинстве случаев строили храмы, суда и жилища. При изготовлении их использовали те же породы дерева, что и при постройке домов, те же инструменты.

Это сказалось на органической связи древесной бытовой утвари с архитектурой и мебелью интерьера.

Произведения русского крестьянского мастерства, тесно связанные с народным бытом, отличаются достатком орнаментации, разнообразием приемов исполнения. В резьбе употребляется самая старая геометрическая, более поздняя рельефная и объемная резьба.

Народная резьба

Рис. 1. Валек

Декоративная роспись выполняется темперой либо в стиле письма масляной живописи. В первом случае роспись имела вид графически выполненного плоскостного рисунка, где изображение подчеркивалось тёмным либо белым контуром, во втором красивый мазок создавал чувство количества.

Техника росписи была разной. В одних местах писали без грунта, в других готовили цветной фон и выточенная вещь проходила сверхсложный путь подготовки к росписи.

В базе цветного ответа предмета преобладал броский колорит.

Наровне с изображениями быта того времени, животных, трав и птиц в мастерстве резьбы и росписи живут образы, созданные народной фантазией, довольно часто видящиеся в народных былинах, песнях и сказках.

Неспешно складывались изюминке композиции, цветовой гармонии и сюжета. Формировались и художественные приемы выполнения, каковые передавались много поколений мастеров обработки дерева.

Геометрической и плоскорельефной резьбой покрывались прялки, вальки, рубели, ковши, скопкари, ендовы, солоницы, совки, шкафчики, ступы и др. Расписывались те же прялки, ковши, скопкари, ендовы, чашки, миски, ложки, лукошки и многие другие предметы.

Время от времени в одном и том же предмете сочетались два вида художественной обработки дерева — роспись и резьба, инкрустация и роспись.

На примере крестьянского изделия, прялки, возможно заметить, разнообразия декора и какого богатства имели возможность добиться русские мастера.

На севере широкое распространение взяло изготовление прялок с резным геометрическим убором. Пользуясь маленьким числом мотивов, розет, сияний, треугольников, ломаных линий и звёздочек, мастер формирует нескончаемый последовательность композиционных ответов, а свободная манера выполнения придает резьбе живописность.

Прялки, изготовленные крестьянами Костромы и Городца, украшаются сюжетными сценами чаепитий, охоты, выездов и др.

На костромских прялках мотивы орнамента решаются в технике контурной резьбы, на городецких употребляются самобытные приемы ногтевидно-выемчатой резьбы; время от времени в полукруглые вырезы, образованные стамеской, вставляются кусочки мореного дуба. В середине XIX века на городецких прялках инкрустация и резьба заменяются контрастной живописью и яркой.

Разнообразно и мастерство росписи по дереву. На Крайнем Севере страны, в селениях, расположенных по реке Мезень, крестьяне на прялках в броских и ясных формах раскрывают окружающую их

природу. На горизонтально располагающихся орнаментальных лентах в виде красочных силуэтов, прорисованных тёмным штрихом, компонуются в ряд лошади, олени, гуси и т. д.

Крестьяне Северо-Двинского района украшают прялки сюжетами, изображающими быт и труд: сценами полевых работ, охоты, народных гуляний и др.

Б XV—XVI! столетиях широкое развитие взяло производство точеной и резной посуды. Ее изготовляли большие по тому времени мастерские, существовавшие во многих городах, деревнях и монастырях.

Рис. 2. Прялка. Архангельская область

Часто древесная посуда шла на экспорт, русские торговцы в большинстве случаев везли товары из разных мест в Астрахань и Архангельск, откуда их отправляли за границу.

самая дорогая, художественно выполненная древесная точеная посуда использовалась для сервировки стола зажиточной части населения, бояр, царского двора и духовенства.

В Москве, Новгороде, Калуге, Твери и Владимире много изготовляли точеные, умело разрисованные ковши, кубки, ложки и ставцы.

Довольно часто на рынках Москвы и некоторых вторых городов торговали разными небольшими древесными изделиями: берестяными туесами, дубовыми ларцами, вырезанными из дерева игрушками: конями, львами, псами, баранами, петушками, фигурами охотника либо наездника, кроме этого игрушками «с перемещениями». Как мы знаем, что среди игрушек, купленных для царевича Алексея, сына Петра I, были «кузнецы», и забавные «секачи на колесе».

В XVI!—XVIII столетиях изготовляли набоечные и пряничные доски, воображающие собой чисто орнаментальные резные композиции, складывающиеся из растений, птиц, зверей, городов, надписей и аллегорических сценок.

Пряники, изготовленные на меду, подавались на торжественный стол, исходя из этого сюжет порезки пряничных досок неизменно занимателен, проникнут юмором и народной шуткой,

Народное мастерство сначала служило для нужд самого его семьи и крестьянина. Позднее оно теряет темперамент домашнего ремесла и преобразовывается в промысел.

Во второй половине Х!Х века в связи с развитием производства многие народные мастера не могли соперничать с фабрично-заводской индустрией, были вынуждены покинуть ремесло и отправиться в города на отхожие промыслы.

В следствии возросшего интереса русской интеллигенции к народному творчеству в 80-х годах были сделаны первые попытки восстановления угасавшего крестьянского мастерства. Начало этому было положено в Абрамцеве — подмосковном имении русского мецената С. И. Мамонтова, где сложился большой центр резьбы по дереву.

Известные живописцы Васнецов, Репин, Поленов, Суриков, Коровин, Врубель, Антокольский, подолгу жившие в имении, увлеченные стариной, изучали старую русскую архитектуру и народное декоративное мастерство и создавали проекты художественного оформления интерьеров, мебели и других бытовых предметов.

Рис. 3. Пряничная доска

Рис. 4. Гарнитур мебели,л выполненной в мастерской с. Абрамцево

Под управлением Елены Павловны Поленовой, сестры русского живописца, организуются мастерские столярного, токарного и резчицкого дела, в которых трудились и обучались крестьяне окрестных сел и сёл.

Е. П. Поленова вместе с Е. Г. Мамонтовой, совершая поездки по Столичной, Ярославской, Владимирской, Вологодской и вторым областям, собирали самые интересные образцы крестьянских резных изделий, по мотивам которых создавались новые произведения.

Выполненные в мастерских по проектам других художников и Поленовой мамонтовского кружка вещи стали широко известны и содействовали распространению абрамцевской резьбы по дереву среди местных крестьян-резчиков.

Изучение крестьянского народного мастерства живописцами абрамцевского кружка в те годы было началом громадной работы, которая была проделана искусствоведами и художниками в Советское время.

Конечно, Поленова и трудившиеся с ней живописцы не могли осознать всей сложности развития народного мастерства и делали неточности. Они увлекались орнаментальными мотивами, забывая о конструкции предмета, о его практической принадлежности, довольно часто объединяя в собственных композициях мотивы и народные Формы, заимствованные у вещей, разных по назначению, времени и месту изготовления.

В последний период деятельности Поленова не избежала некоего влияния буржуазного модерна.

Не обращая внимания на неточности, допущенные Поленовой и другими живописцами, трудившимися с ней, в их деятельности большое количество и хороших сторон, оказавших важное влияние на развитие народного творчества.

Хорошие черты поленовской школы ярко отразились на творчестве многих одаренных мастеров, когда-то трудившихся в Абрамцеве. Бывшие ученики данной школы, работая самостоятельно, показали художественный вкус и народную самобытность.

Среди них особенную славу взял гениальный резчик из села Кудрино В. П. Ворносков.

Глубоко изучив лучшие традиции русской резьбы по дереву, Ворносков создал новое направление в мастерстве русской резьбы по дереву XIX и начала XX столетий. Он умело применял в резьбе острые грани с мягкими заоваленными краями, фактуры дерева и своеобразие текстуры и достиг необычайного результата игры светотени, особенной ясности форм орнамента.

Сочетая классические мотивы народной резьбы по дереву с изюминками композиции новых форм изделий, он любой раз получал гармонического ответа вещи в целом.

Художественное дар В. Ворноскова особенно ярко проявилось в советские годы. Его сыновья, кроме этого ставшие известными, продолжили «поленовские» традиции.

На выставка, посвященных современному народному мастерству, довольно часто возможно видеть работы этих превосходных мастеров резьбы по дереву.

Народные промыслы России. Абрамцево-кудринская резьба


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: