Nasa выбрало приоритетные проекты вчастной космонавтике
В канун выхода шаттлов на пенсию космическое агентство США сделало солидную ставку на частников, разрабатывающих перспективные пилотируемые аппараты. Четырём компаниям в сумме досталось практически $270 миллионов.
В рамках второго тура программы развития коммерческих пилотируемых аппаратов CCDev2 агентство выбрало четыре американские компании, в недрах которых уже зреют проекты космических судов. 18 апреля NASA заявило о выделении счастливчикам средств помощи, каковые в будущем смогут быть дополнены новыми суммами.
Ближе всех к реализации грезы NASA о транспортной независимости находится компания SpaceX. В декабре 2010 года её космический корабль Dragon уже побывал в космосе и благополучно возвратился на Землю. Что весьма интересно, поднимала его на орбиту ракета, созданная и созданная самой SpaceX, — Falcon 9.
Корабль Dragon приводнился в Тихом океане через 3 часа, 19 секунды и 52 минут по окончании старта менее чем в миле от расчётной точки. Хороший показатель для космической капсулы, понижающейся на парашютах.
В центре — момент полёта практически сразу после разделения первой и второй ступени.
До тех пор пока на борту данной автомобили не было людей. Да и первые рейсы к МКС она совершит в автоматическом режиме, занимаясь доставкой грузов.
Но американцы проектировали «Дракона» в расчёте и на пилотируемые полёты. Внизу — Dragon по окончании космического рейса (фотографии SpaceX, Chris Thompson, Mike Altenhofen).
На предстоящее развитие данной пилотируемой совокупности NASA отсчитало для SpaceX $75 миллионов, каковые будут переведены в течение года.
На сегодняшний год намечена ещё пара запусков «Дракона» на орбиту, но всё так же без экипажа. О дате полёта на нём людей до тех пор пока ничего определённого сообщить запрещено.
В первых числах Апреля 2011 года основатель компании SpaceX Элон Маск (Elon Musk) опубликовал проект самой тяжёлой космической ракеты современности (фото с сайта physorg.com).
Крылатый космический корабль «Охотник за мечтой» (Dream Chaser, на рисунке под заголовком) от Sierra Nevada Corporation (она поглотила компанию SpaceDev, начинавшую и развивавшую этот проект) «получил» от NASA $80 миллионов.
Ранее компания сказала о 2014 годе как о дате выхода нового челнока на рынок. Пожалуй, это была через чур оптимистичная оценка.
Но помощь агентства делает «мечту об охотнике» более настоящей.
Не смотря на то, что Dream Chaser — проект личный и независимый, в качестве базы для него SpaceDev забрала насовский челнок HL-20, разрабатывавшийся более 20 лет назад, но до рабочего примера так и не доведённый (фото NASA).
Упрочнения компании Blue Origin награждены $22 миллионами.
О её проекте известно меньше всего: компания не очень с радостью делится подробностями разработки. В 2007 году она испытала в небе прототип суборбитального корабля-конуса, а сейчас собирается развить собственный проект в сторону орбитальной автомобили.
Аппарат от Blue Origin носит имя New Shepard.
Но то, что мы видели, вряд ли способно на что-то большее, чем высотный прыжок. Орбитальная версия автомобили до тех пор пока существует только на картинках (иллюстрации Blue Origin).
Blue Origin не через чур много говорит об удачах, но на сайте компании так же, как и прежде висит объявление о куче вакансий – экспертов по аэродинамике, авионике, двигателям… (фото Blue Origin).
Как светло из пресс-релиза агентства, больше всех NASA предложило космическому гиганту Boeing.
Компания возьмёт $92,3 миллиона на развитие собственного семиместного корабля CST-100. Об этом проекте мы говорили детально.
Корабль CST-100 должен быть чуть больше «Аполлона».
В космос его сможет поднимать или Atlas V, или Delta IV, или Falcon 9 (иллюстрации Boeing).
100 в заглавии данной автомобили свидетельствует высоту самой низкой околоземной орбиты в километрах, номинальную границу космоса. Не светло, хватит ли текущей помощи NASA для постройки военной машины, но проект основательно продвинется (сама Boeing ранее сказала, что работа над CST-100 идёт весьма удачно).
Как видно на этом рисунке, CST-100 создают не только для рейсов к МКС.
Предполагается, что новый корабль от «Боинга» будет летать и к личной космической гостинице мистера Бигелоу, которая по замыслу обязана открыть двери для постояльцев не позднее 2015 года (иллюстрация Boeing).
Blue Origin и Sierra Nevada предполагают, что на орбиту их аппараты будет выводить ракета Atlas V в версии, сертифицированной для пилотируемых полётов. Boeing говорит о вероятном применении сходу трёх носителей, а у SpaceX, как уже было сообщено, имеется личная ракета.
Тут стоит упомянуть, что за бортом второго тура CCDev осталась заявка от ATK и Astrium. Сравнительно не так давно они придумали новую ракету-носитель «Свобода», вычисленную на запуски судов с людьми на борту.
Для продвижения и развития этого проекта партнёрам нужно будет изыскивать средства самим.
Так или иначе, но без носителя частные космические аппараты не останутся. Значит, через некое время по окончании отставки шаттлов в Америке может показаться сходу пара пилотируемых космических аппаратов.
BBC приводит слова директора по формированию коммерческих полётов NASA Филлипа Макалистера (Philip McAlister): «Мы сохраняем надежду, что не так долго осталось ждать заметим коммерческие полёты человека в космос на низкую околоземную орбиту как надёжные, броские фирмы, приносящие прибыль, с громадным широким спектром и количеством поставщиков национальных и частных клиентов».