Ни спроса, ни предложения
Отечественный рынок органических товаров на данный момент не может отыскать потребителей и российских поставщиков. Тогда как на Западе предложение и спрос на рынке органических продуктов и других экологически чистых товаров быстро растет, в Российской Федерации потребительский интерес к таковой продукции находится на низкой отметке.
Редкие попытки приобщить россиян к потреблению товаров с ярлыком «органик», в большинстве случаев, заканчивались неудачей. Наряду с этим социологические опросы говорят о том, что в столице уже каждый второй клиент готов переплачивать за экологию собственной продуктовой корзины.
О состоянии русского рынка органических товаров и проблемах его развития обозреватель «НГ» побеседовал с председателем совета директоров ЗАО «Био-Маркет» Евгением Тростенцовым.
– какое количество магазинов в вашем проекте и какие конкретно товары в них представлены?
– Экосупермаркет «Грюнвальд» на Рублевском шоссе в Москве до тех пор пока единственный. Он открылся в осеннюю пору 2006 года.
В замыслах предусмотрено открытие сети экосупермаркетов, но сперва нужно создать благоприятный фон для достаточной потребительской активности, поскольку в Российской Федерации рынок органических продуктов находится в начале собственного развития. В Москве уже были попытки открытия магазинов органических продуктов, но эти проекты просуществовали недолго.
Прежде всего, как мне думается, вследствие того что предлагали ограниченный ассортимент продукции, в большинстве случаев, складывавшийся из продуктов долгого хранения. Мы же постарались собрать на прилавках все, что нужно человеку в повседневной судьбе.
Более трех тысяч позиций, включая бакалею, мясо, рыбу, косметику, детские товары, средства по уходу за домашними животными и т.д.
– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка органических продуктов в Европе и в Российской Федерации?
– В Европе экосупермаркетов достаточно большое количество, к примеру, в Берлине на 2 миллион человек приходится более 350 магазинов. Органическое питание – один из самых динамично растущих сегментов продуктового рынка в мире.
Так, на Западе его рост достигает 20% в год. Этому содействует последовательность факторов, среди которых неизменно ухудшающаяся скандалы и экологическая обстановка около трансгенных продуктов. Подобные неприятности имеется и в Российской Федерации.
Однако здесь сегмент органической продукции начинается не столь быстро, как в других государствах, и на это имеется собственные обстоятельства. Во-первых, не организована политика страны относительно рынка органической продукции, да и российские фирмы сейчас больше ориентированы на массовое производство продукции среднего качества.
Во-вторых, в масштабах России так же, как и прежде низкий уровень спроса на органические продукты. Потому, что данный рынок в Российской Федерации организован продукцией зарубежных производителей, органические продукты воспринимаются как элитные, дешёвые лишь людям с большим уровнем дохода.
Но хорошая тенденция покупательской активности прослеживается. Согласно данным статистики, 56% москвичей готовы платить больше за экологически чистые продукты, а в самые высокодоходных группах эта часть возрастает до 78%.
Это разъясняется не только рвением направляться актуальным тенденциям. Все больше россиян начинают заботиться о собственном здоровье и желают повысить уровень качества собственной жизни.
Наряду с этим одним из главных препятствий для повышения спроса на органические продукты есть низкая осведомленность целевой аудитории о товарах данной категории. Но в случае если делать выводы, основываясь на показателях продаж, то возможно сказать о хорошей динамике.
– Как изменился в последнии месяцы покупательский спрос на органическую продукцию, кто ваши клиенты?
– Сначала мы рассчитывали на категорию клиентов с доходом выше среднего, но сейчас прослеживается тенденция покупательской активности у людей со средним уровнем достатка. Как я уже сказал, россияне все больше начинают заботиться о качестве жизни и своём здоровье.
Громадной популярностью пользуются товары для детей. Юные родители у нас весьма без шуток относятся к здоровью собственных чад, и в случае если многие из них пока не смогут позволить себе всегда питаться органическими продуктами, то для детей они выбирают лишь лучшее.
Помимо этого, прекрасно берут фрукты, овощи, мясную продукцию и молочную – то, что в классическом производстве подвергается громаднейшему действию химикатов.
– Каковы, на ваш взор, возможности предстоящего развития этого рынка в Российской Федерации, с какими проблемами приходится сталкиваться?
– Главная неприятность – это отсутствие политики относительно рынка органической продукции. Не созданы национальные нормы производства и сертифицирования органической продукции.
Мы ведем работу над программой по разработке технических регламентов органического производства и сельского хозяйства органической продукции. Но это достаточно долговременная программа.
В случае если посмотреть на обстановку в целом, то возможности этого рынка для российских производителей достаточно привлекательны. На сегодня органическая продукция есть свободной нишей на продуктовом рынке и имеется возможность представить собственный продукт в высоком ценовом сегменте.
Наряду с этим российское природные ресурсы и сельское хозяйство воображают замечательный потенциал для производства. И не требуется забывать, что у нас существует громадной потенциальный спрос на органические продукты.
– Кто ваши поставщики?
– В магазине представлены товары от 40 ведущих производителей биопродукции из Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Бельгии и других государств-членов Евросоюза. Необходимой составляющей органического продукта есть особый сертификат.
В случае если продукция реализуется под маркой «био», то перерабатывающие предприятия и производители должны быть сертифицированы по национальной либо региональной программе. Эта совокупность предполагает регулярные (минимум раз в сертификацию) и год инспекции.
Так, обеспечивается контроль всей цепочки от производителя до потребителя.
– Трудитесь ли вы с русскими производителями?
– На данный момент в отечественном магазине представлены товары лишь западного производства. У нас был "стаж работы" с некоторыми русскими производителями, но это сотрудничество предусматривает наличие современного оборудования, новых разработок производства и, конечно же, органического сырья.
В то время приходилось трудиться с импортным сырьем, и продукт в итоге получался очень дорогостоящим, не смотря на то, что и пользовался высоким спросом.
– Повлияют ли как-то на вашу работу новшества Роспотребнадзора?
– без сомнений. Формализация черт органических продуктов – это громадный ход, талантливый внести коррективы в деятельность производителей, каковые сейчас непоследовательно вешают на собственный товар ярлык «органик».
Р. Уколов, www.ng.ru