Плавающий луг переносит зрителей из провинции в прошлое
В то время, когда вы двигаетесь через пейзаж, перемещается ли он через вас? Это — вопрос, к которому я возвращаюсь опять и опять. «Луг» не отвечает на данный вопрос, но скользит через пространство между ответом и вопросом.
Слова английской художницы Тани Ковач (Tania Kovats) никак не проясняют картину того, что она придумала, хотя тут смогут оказать помощь иллюстрации. Перед нами натуральный фрагмент луга, установленный на баржу и плывущий по узким каналам Туманного Альбиона.
Позеленевшие ото мха шлюзы, каменные туннели, сонные города и кирпичные водонапорные башни. Куда?
Для чего?
Арт-проект с несложным заглавием «Луг» (Meadow) – это первая ласточка инициативы «Сад скульптур Бата» (Bath Sculpture Garden) дизайна университета и школы искусства Бата (Bath Spa University, School of Art and Design) и культурной программы, ведомой скульптором Майклом Пенни (Michael Pennie).
Установив живой фрагмент луга на древнюю баржу, толкаемую, древним же буксиром, авторы выдумки гарантированно обеспечили себе внимание людей (фото с сайта movingmeadow.co.uk).
Цель «Сада скульптур» пребывает в том, дабы вернуть традицию современной скульптуры в Бате, внести вклад в визуальную культуру города. А исполнителями данной выдумки выступают, в основном, преподаватели и студенты Школы искусств местного университета, и — последовательности вторых художественных учебных заведений Соединённого Королевства.
Значит, перед нами — современная скульптура. Но, возможно, за ней стоит какой-то план?
Кроме очевидного «вау-фактора»?
Ковач растолковывает, что баржа с живым лугом на ней — это напоминание о связи людей с природой и со временем. Про «время» скажем чуть позднее.
А сперва — о природе.
Старт экспедиции (фотографии с сайта movingmeadow.co.uk).
Участок луга с габаритами 15,2 х 1,8 метра был заботливо выращен специально для проекта и аккуратно пересажен на баржу. Но, это в полной мере себе натуральный луг, заполненный прекрасным комплектом диких летних цветов и трав Британии: куколь, василёк, маргаритка, вечерница, мята, щавель, клевер, другие растения и фиалка украшают его.
Медленное передвижение луга по широкой сети ветхих каналов Британии (а это было путешествие из Бата в Лондон) на долгое время осталось в памяти у случайных и неслучайных очевидцев на берегу.
Плывущий меж лугов луг, проходящий через древние шлюзы сети английских каналов – напоминание не только о природе, но и постройках, каковые нужно защищать не меньше аккуратно – для истории (фото с сайта movingmeadow.co.uk).
Мелкий таковой природный пейзаж, проезжающий мимо вас, в противовес привычной картине вещей, в то время, когда вы движетесь через пейзаж — это что-то таинственное и непонятное.
Не смотря на то, что, из-за чего непонятное? Логично высказать предположение, что художница напишет что-то наподобие: «Луг» – это редкий момент гармонии между природой и человеком.
Это пасторальное видение другого времени, вместе с тем — взор на фауны сообществ и будущее цветов. Озеленение дикорастущими цветами ни при каких обстоятельствах не было более популярно, но «Луг» сохраняет надежду поощрить отечественное познание важности этого драгоценного типа природной среды.
Стоп, так это она сама и написала. Что дальше?
Ещё пара кадров из путешествия.
На одном из них – Таня Ковач в каюте на «Бетельгейзе» (фотографии с сайтов movingmeadow.co.uk и treehugger.com).
Путешествие луга заняло 20 дней (с 11 июня по 1 июля), и за это время Таня составила увлекательный фотодневник, где перед нами предстают не только пасторальные пейзажи Англии, но и архитектурные «обломки» ушедшего века, навевающие мысли о потерянной идиллии и о тех же луговых цветах, вытесняемых индустриальным обществом.
Тут мы медлено переходим ко «времени» в определении проекта. Дело в том, что «Луг» передвигался на барже «Бетельгейзе», подталкиваемой речным буксиром «Джеймс Лоадер» (James Loader, Betelgeuse).
А эта пара сама по себе воображает громадный интерес.
Фотодневник художницы запечатлел индустриальный пейзаж начала прошлого века, органично вписанный в пейзаж природный (фотографии с сайтов movingmeadow.co.uk и phobox.com).
Баржа была выстроена в 1935 году, а буксир — в 1946-м. Много лет они трудились на тех самых каналах, доставляя уголь от шахт к электростанциям.
В первой половине 60-ых годов двадцатого века работа «напарников» закончилась: уголь уступал вторым видам горючего, но основное — перевозить его стали по шоссе, чему содействовала холодная зима того года, в то время, когда количество доставляемого угля быстро возрос. С той самой зимы к медлительным плавсредствам угольщики больше не возвращались.
баржа и Буксир сами по себе – экспонаты истории (фото с сайта phobox.com).
А недавно попорченные временем посудины выкупил Пит Бойс (Pete Boyce), заботливо отреставрировавший раритеты, включая их корпуса из вяза и дуба, убранства деталей и массу конструкции, передающих дух эры 30-х и 40-х годов.
Армии таких барж и буксирчиков некогда составляли привычный пейзаж Британии, но они ушли. А сейчас вот двум историческим труженикам довелось послужить подвижным пьёдесталом для уходящей природы.