Полирование отверстий и каналов миниатюрных изделий

Во многих случаях появляется доводки и необходимость обработки с точностью до 2-го класса и шероховатостью Ra С 0,160 мкм глубоких каналов диаметром менее 1 мм.

Доводку отверстий диаметром менее 1,0 мм создают посредством проволоки — притира, изготовленного из точной (рояльной) проволоки, которая методом гальванического осаждения предварительно покрывается слоем меди толщиной 0,04 мм. На слой меди наносят алмазную пасту.

Проволоку берут с перепадом по диаметру 0,025 мм. Разработка обработки отверстия диаметром 0,3 мм в твердосплавной втулке сводится к тому, что предварительно на чистый от покрытия алмазной пастой финиш А притира нанизывают пара обрабатываемых втулок.

После этого притир с втулками закрепляют в патронах шпиндельных головок модернизированного настольного токарного станка, оснащенного для этого двумя шпиндельными головками. Натяжение проволоки-притира создают методом перемещения одной головки и последующего ее закрепления.

На покрытую медью часть притира наносят алмазную пасту. Шпиндельные головки с притиром приводятся во вращение.

Притираемую втулку вручную перемещают на протяжении притира. Полную обработку отвер-

создают последовательно несколькими притирами с неспешно возрастающими диаметрами. Наряду с этим на операциях фоновой притирки диаметр каждого следующего притира возрастает на 0,008 мм, а на чистовых операциях — на 0,0025 мм.

Притир до требуемого диаметра доводят мелкозернистым абразивным бруском. Для черновой притирки применяют пасту с размерами алмазов 0,006—0,012 мм, а для чистовой —0,001 — 0 005 мм.

Высокая точность рояльной проволоки разрешает применять ее как мерный калибрующий инструмент.

На рис. 1, в приведена кинематическая схема станка для доводки канала малого диаметра во втулке.

Вращение от электродвигателя через ременную и червячную передачи передается на вал, несущего два зубчатых колеса, приводящих во вращение шестерни, каковые, со своей стороны, информируют вращение держателям. В держателях закреплен доводочный инструмент, проходящий через доводимый канал втулки.

Винт помогает для натяжения струн, которое воспринимается упорным подшипником. В качестве доводочного инструмента применяют калиброванную струну из меди Ml.

Для уменьшения развала доводимого канала доводочный инструмент имеет с обеих сторон конусность.

Частота вращения доводочного инструмента 150—200 об/мин. Доводочной пастой помогает окись хрома, которая разведена осветленным веретённым маслом и керосином.

На 25 г пасты окиси хрома, разбавленной керосином, додают 10—15 капель веретенного масла. На станке возможно создавать в один момент доводку нескольких втулок.

Полирование отверстий и каналов миниатюрных изделий

Рис. 1. доводка и Полирование каналов: а, д — изделия; б — схема полирования струной, шаржированной алмазной пастой; в — кинематическая схема доводочного станка; г — притир

При изготовлении газовых лазеров появляется необходимость обрабатывать внутренний канал диаметром 1 мм в кварцевой трубке длиной более чем 100 мм. В качестве инструмента применяют узкую проволоку (струну), на которую нанесен алмазный поро-; шок, закрепленный гальваническим методом.

Проволоку пропускают через внутренний канал трубки и закрепляют в станке с определенным натяжением. Кварцевая трубка в ходе обработки вращается и совершает возвратно-поступательное перемещение на протяжении проволоки.

Обработка канала происходит в две операции. Первую операцию делают с применением проволоки 0,9 мм, которая покрыта порошком природного бриллианта. При второй операции применяют проволоку диаметром 1,0 мм с алмазным порошком соответствующей зернистости.

По окончании обработки, канала создают шлифование наружной поверхности трубки на кругло-шлифовальном станке. По окончании шлифовки трубку режут на куски требуемых размеров.

Финишную обработку твердосплавных дюз и волок, служащих для волочения и протягивания проволоки, создают узкой натянутой струной с одновременной подачей в зону обработки тонкодисперсного абразива. Предварительно в мягкой заготовке, перед спеканием, прошивают отверстие—керн, диаметром меньше, чем чистовой размер отверстия, с припуском на последующую обработку.

Для обработки канала дюза укрепля-. ется в приспособлении, которое снабжает медленное ‘ее вращение. Через канал пропускается струна и подается абразив.

В следствии возвратно-поступательного медленного вращения и движения струны дюзы происходят финишная обработка и снятие припуска до требуемого размера.

Гидроабразивное полирование. По окончании механического сверления, прокола, электроэрозионного прошивания уровень качества поверхности есть, в большинстве случаев, низким. Вследствие этого появляется необходимость в последующей чистовой обработке.

самая производительной финишной обработкой каналов (диаметр 0,15 мм и выше) прорезей, каналов и т. п. есть гидроабразивная полировка. Особенно она действенна для обработки изделий с громадным числом отверстий.

На данный момент громаднейшее распространение взяли две разновидности гидроабразивной полировки отверстий:

— струйная полировка, заключающаяся в том, что на обрабатываемую поверхность под давлением гидравлического насоса и воздуха подается струя жидкости с взвешенными в ней абразивными частицами;

— полировка прокачиванием гидроабразивной суспензии через обрабатываемое отверстие.

При струйном полировании давление абразивной суспензии устанавливается в пределах 2—4 атм, что обеспечивается центро-f{ жным насосом (для данной цели используют грязевые насосы). Опыт эксплуатации продемонстрировал их низкую износостойкость в абра-ивной среде; насосы выходят из строя в течение 8—10 смен работы.

Для увеличения их долговечности используют гуммирование внутренних поверхностей насосов, применяют другие методы и высокопрочные чугуны увеличения сопротивления истиранию.

Гидроабразивное полирование прокачиванием содержится в следующем. При переходе из большего сечения в меньшее пограничные слои жидкости изменяют собственный направление (струя сжимается).

Взвешенные абразивные частицы, удельный вес которых больше удельного веса жидкости, по инерции двигаются в прошлом направлении до тех пор, пока не ударяются о стенку отверстия. На протяжении ударов с поверхностей стенок отделяются частицы металла.

Более интенсивно обрабатываются выступающие участки, поскольку о стенку ударяется много абразивных частиц. Гидроабразивное полирование прокачиванием осуществляется при турбулентном ходе протекания абразивной суспензии через обрабатываемое отверстие.

Учитывая низкую консистенцию абразива вышеуказанной суспензии (3%), возможно с некоторым приближением применять приведенные выше формулы для определения нужного давления Р при Re = 3000 для ДТ.

Так, минимально допустимое давление для обеспечения гидроабразивной полировки отверстия диаметром d = 0,2 должно быть не ниже 24 кГс/см2; фактически его берут в пределах 30—50 кГс/см2; для обеспечения для того чтобы давления нужны шестеренчатые насосы.

Изучения продемонстрировали, что использование шестеренчатых насосов для яркого прокачивания гидроабразивной суспензии при обработке малых отверстий не нужно из-за низкой износоустойчивости в абразивной среде. Исходя из этого для гидроабразивной обработки при давлениях 25—50 атм применяют схему с полным разделением потоков жидкостей, на которых трудится насос, и гидроабразивной суспензии.

По данной схеме предусмотрены бак с чистым маслом и бак с гидроабразивной суспензией. Чистое масло из бака нагнетается шестеренчатым насосом по электромагнитному золотнику и трубопроводам в верхние полости мембранных камер.

Штоки мембранных камер соединены между собой коромыслом так, что в то время, когда мембрана камеры перемещается вниз, шток мембраны камеры идет вверх. Крайние положения коромысла контролируются конечными выключателями, включающими поочередно электромагниты золотника.

При перемещении мембран камер вверх в нижние полости через обратные клапаны всасывается гидроабразивная суспензия из бака при перемещении их вниз через обратные клапаны суспензия поступает по трубопроводу к обрабатываемому изделию (распылителю форсунки двигателя внутреннего сгорания) и после этого сливается через трубопровод обратно в бак. Давление суспензии наряду с этим равняется давлению масла в верхней части мембранной камеры, т. е. давлению, развиваемому насосом.

На схеме не продемонстрирован редукционный клапан для регулирования давления в нагнетательной сети.

Приведенная схема снабжает надежную работу шестеренчатого насоса, поскольку благодаря применению разделительных мембранных камер он трудится на чистом масле и не подвергается абразивному износу. При повышении содержания абразива в суспензии и размера зерен

время обработки значительно уменьшается. Оптимальная скорость полирования достигается при содержании 3—5% порошка в величине и смеси частиц, равной 20—30 мкм.

Гидравлическое полирование усиливает форму отверстий, повышает класс шероховатости поверхности до Ra ^ 0,63—0,16 мкм. Во многих случаях для удаления заусенцев в каналах и улучшения поверхности прокачивают раствор особой шлифовальной мастики.

Базой ее есть каучук, насыщенный абразивом.

В качестве абразива применяют окись алюминия, карбид кремния, карбид бора и др. К данной базе додают разного рода смазочные масла и загустители с целью получения раствора определенной вязкости и шлифующих особенностей.

Определяющим для степени действия раствора на поверхность канала являются зернистость и тип используемого абразива. Для полирования малых и тонкого шлифования отверстий применяют зерна окиси алюминия размером 0,002—0,004 мм.

Давление, под которым раствор прокачивается через обрабатываемые отверстия, может колебаться в пределах 14—125 атм. Продолжительность удаления внутренних заусенцев в среднем образовывает 10—30 с. Затем каналы продуваются сжатым воздухом.

Для полного удаления остатков абразивной мастики через каналы прокачивается растворитель.

Полировочный круг. Полировка оргстекла


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: