Помощник земледельца
Малогабаритная универсальная самоходная машина МУСМ-1 — так назвали собственную конструкцию юные мастера из кружка конструирования и моделирование сельскохозяйственных автомобилей Новокулинской школы в Дагестане. Посредством разного навесного оборудования она делает вспашку, культивацию, посев, боронование; косит сено и собирает подсохшую траву в копны и валки; перевозит в прицепной тележке разные грузы, а зимний период оказывает помощь убирать снег.
От вала отбора мощности возможно привести в воздействие и второй механизированный инструмент — дисковую пилу, бур, водяную помпу. Столь широкий диапазон делаемых работ стал вероятен благодаря универсальности конструкции, сочетающей преимущества микротрактора, мотоблока и мотопривода.
Детально об устройстве автомобили говорит начальник кружка К. М Курбалг.
В конструкциях мотоблоков чаще всего видится двухколесная компоновка. Она снабжает машине хорошую манёвренность и достаточную устойчивость.
Но для работ на открытом участке — в поле, на лугу — трех-и четырехколесная схемы, характерные для микротракторов, предпочтительны. Шофер, оседлав машину, руководит ею с точностью и большим удобством, а основное, увеличиваются возможности более рациональной установки навесного оборудования: его возможно разместить как спереди, так и позади автомобили.
Рис 1.Универсальный мотоблок МУСМ-1:
1 — двухколесный вариант c косилкой.2 — трехколесная компоновка.
Дабы объединить преимущества обеих схем, мы решили раму мотоблока сделать разборной. Так, силовой агрегат с трансмиссией установлен на стальной сварной раме, как и у простого двухколесного мотоблока, а передняя часть рамы с поворотным колесом съемная.
В собранном виде машину возможно применять как микротрактор, а отсоединив передок и закрепив в кронштейнах рамы ручку управления, — как мотоблок.
Двигатель забрали от мотороллера «Вятка-Электрон».
Он владеет мощностью 7,5 л. с , имеет встроенную трехступенчатую коробку передач и принудительное воздушное охлаждение, нужное для силовых установок малогабаритной сельхозтехники, трудящихся, в большинстве случаев, в тяжелом нагрузочном и тепловом режимах.
Рис.
2. Устройство мотоблока:
1 — вилка переднего колеса, 2 — рычаг подъема переднего навесного оборудования. 3 — рулевая колонка, 4 — руль, 5 — рычаг сцепления.
6 — рычаг подъема заднего навесного оборудования, 7 — рама передка, 8 — сиденье, 9 — рычаг переключения скоростей, 10 — рычаг реверса, 11 — кожух моторного отсека, 12— крылья ведущих колес, 13 — заливная горловина бака, 14 — прицепной палец, 15 — рама мотоблока. 16 — ведущие колеса, 17 — задний кронштейн рамы, 18— двигатель, 19 — топливный бак, 20 — трансмиссионная звездочка выходного вала двигателя.
21 — звездочка привода вала отбора мощности, 22 — передний кронштейн рамы, 23 — кикстартер, 24 — подножка, 25 — педаль тормоза.
Мост ведущих колес складывается из редуктора с реверсом от грузового мотороллера «Муравей-ТГА» и укороченных полуосей с карданными шарнирами.
Ведущие колеса со тормозными механизмами и ступицами — от мотоколяски СЗА, а переднее — от карта, с доработанной ступицей. Барабанные тормоза ведущих колес с механическим приводом от педали, установленной на правой подножке передка.
Крутящий момент с выходной звездочки двигателя Z1=11 передается цепью с шагом 12.7 мм на звездочку редуктора ведущего моста Z2 = 46, а с его выходных вапов, через полуоси с карданными шарнирами, к ступицам колес.
Вал отбора мощности, воображающий собой отдельный узел, приводится во вращение второй цепной передачей: от звездочки Z3= 30, закрепленной на выходном валу двигателя рядом с трансмиссионной, цепью с шагом 12.7 мм, на ведомую звездочку вала Z4 = 8.
Рама сварена из металлических фасонных профилей. Эргономичнее всего применять трубы квадратного и прямоугольного сечений Хребтовая балка мотоблока — из трубы сечением 40x25x2.5 мм и длиной 1000 мм.
Два лонжерона из металлической трубы квадратного сечения 25X25X2,5 мм крепятся симметрично по обе стороны от нее посредством поперечных труб. Вырезанные на финишах лонжеронов пазы образуют кронштейны для подсоединения ручки управления (в двухколесном варианте) либо навесного оборудования.
Центральная поперечина из трубы для того чтобы же сечения что и хребтовая балка приварена поверх продольных элементов рамы. Ее концевые полки являются опорой для подшипниковых узлов ступиц ведущих колес.
Рис.
3. Кинематическая схема мотоблока:
1 — ведущие колеса, 2 — карданный шарнир.
3 — укороченная полуось. 4— звездочка редуктора (Z2=46, ход 12,7 мм), 5 — редуктор ведущею моста, 6 — двигатель с коробкой передач, 7 —- трансмиссионная звездочка выходного вала двигателя Z1 = 11, ход 12,7 мм), 8 — звездочка привода вала отбора мощности Zз=30, ход 12,7 мм).
9 — вал отбора мощности, 10 — звездочка вала (Z4=8, ход 12,7 мм). 11 — шатун, 12— качалка, 13 — шток подвижного ножа косилки.
Для хребтовой балки передка рамы выбрана труба прямоугольного сечения 45X30X2,5 мм. Ее внутренние размеры разрешают при сборке передка с мотоблоком вольно надевать эту балку на балку мотоблока.
Корпус рулевой колонки образует вваренная в передней части металлическая труба с наружным d 40 мм. Дополнительную жесткость соединению придает треугольный подкос из металлической пластины толщиной 8 мм.
Поворотный вал — из трубы d 28 мм, в нижней части приварен к вилке переднего колеса, согнутой из полосы толщиной 8 мм. Верхняя часть вала заканчивается зажимным хомутом, куда устанавливается руль с рычагами управления от мотоцикла «Восход».
Подшипниками поворотного вала помогают медные втулки, но возможно применять и шариковые подшипники от рулевого вала мотоцикла.
Рис.4.Рама мотоблока:
1 — хребтовая балка труба 40X25X2,5 мм, 2 — поперечина, труба 25 х10X2,5 мм (2 шт.),3 — лонжерон, труба 25X25X2,5 мм (2 шт.),4 — опорная балка ведущих колес, труба 40х25 Х2,5 мм.
Кронштейн сиденья сварен из металлических уголков 40X40 мм. Размеры его выбираются по росту водителя.
Положение сиденья на кронштейне возможно регулировать в продольном направлении. Каркас подножек согнут из дюймовых водопроводных труб.
Совместно со металлическими опорными площадками он приварен к хребтовой балке передка и является опорой для ног водителя, кронштейном для педали тормоза и предохранительными дугами.
Кронштейн в нижней части корпуса поворотной колонки рекомендован для крепления в том месте подъемного устройства Для навесного инструмента, устанавливаемого спереди: бульдозерного ножа, вил.
С данной задачей прекрасно справляется рычаг ручного тормоза от автомобиля ГАЗ-51; его пружинная защелка разрешает зафиксировать рычаг и соединенный с ним инструмент в поднятом положении
Рис.
5. Передок рамы:
1— вилка поворотного колеса 2 — хребтовая балка, труба 45X30 Х2.5 мм, З — кронштейн подъемного рычага, 4 — рулевая колонка, 5 — поворотный вал, 6 — руль, 7 — подкос, металлическая пластина толщиной 8 мм, 8— кронштейн сиденья, уголок 40X40 мм, 9 — сиденье, 10 — дуга подножки,11 — опорная площадка.
Кожух двигателя выполнен заодно с крыльями ведущих колес из металлического страницы толщиной 0,5 мм.
Для повышения сцепления с землёй при вспашке, улучшения проходимости и глубокой культивации, на колеса надеваются грунтозацепы.
Обод приобретают, свернув в кольцо металлическую полосу шириной 100 мм и соединив стык двумя болтами. Снаружи к нему привариваются либо приклепываются 8 уголков 25 X Х25 мм.
Четыре из них имеют длину 160 мм. Отогнув поддерживающие ширину обода части, приобретаем боковые упоры, фиксирующие грунтозацеп на колесе.
Ручки управления мотоблоком для двухколесного варианта сварены из металлических труб с наружным d 22 мм.
В этом случае на них легко надеваются мотоциклетные поворотная рукоятка и рычаг сцепления «газа». Поперечные перекладины — из труб меньшего сечения.
Нужные рабочие инструменты изготовлены из дешёвых материалов: металлических уголков, труб, прутьев, листового металла, и собраны с применением элементов списанных сельхозорудий: лемеха от плуга, лап культиватора.
Для вспашки маленьких участков мотоблок оснащается одноотвальным плугом — стойки из особо прочного бруса с лемехом.
Культиватор с рабочей шириной около 800 мм имеет три съемные лапы. Изготовив пара наборов с разной шириной рабочей кромки, их нетрудно заменять — в зависимости от обрабатываемой культуры.
Каркас транспортной тележки, рассчитанной на грузоподъемность до 400 кг, железный, сваренный из угольников 50X50 мм. На общей оси установлены два колеса от карта. Кузов — древесный, с откидывающимся задним бортом.
Бульдозерный отвал — из металлических страниц толщиной 3—4 мм. Ширина его 700 мм, и, не смотря на то, что тяга, развиваемая мотоблоком с грунтозацепами, достаточно громадна, он рекомендован по большей части для уборки снега.
Вилы для сбора скошенной травы в копны сделаны из сваренных в каркас уголков и металлических прутков d 10 мм.
Собрать траву в валки, очистить сад от сухих веток, совершить очистку лесных полянок окажут помощь тракторные грабли — волокуша.
Для их несущей поперечной балки возможно забрать металлическую трубу d 40 мм, а зубья согнуть в полукольцо из толстой металлической проволоки.
Р и с. 6. Вал отбора мощности с приводом носилки:
1 — шатун, 2 — палец, 3 — сферический подшипник.
4 — кривошипное колесо, 5 — подшипник № 60302, 6 — вал, 7 — распорная втулка. 8 — корпус. 9 — крышка с фетровым сальником. 10 — звездочка, 11 — проставка, 12 — кронштейн корпуса, труба 45X30 Х2,5 мм.
13 — стойка, 14 — качалка, 15 — кронштейн, 16 — шток подвижного ножа. 17 — направляющая.
18 — подвижный нож косилки.
Вал отбора мощности для привода механизированного инструмента сделан в форме отдельного съемного узла. В его точеном металлическом корпусе, на двух подшипниках № 302 (лучше 60302— они имеют защитные шайбы) установлен вал.
На одном его финише крепится ведомая звездочка, а на втором — приводной фланец либо кривошипное колесо для шатуна косилки. Корпус приварен к кронштейну из отрезка трубы 45X30X2,5 мм, благодаря которому целый узел надевается на хребтовую балку рамы.
Место крепления сквозным болтом уточняется по длине приводной цепи.
В отечественной машине вал отбора мощности употребляется по большей части для привода косилки, исходя из этого оба механизма объединены в один агрегат.
Стойка косилки — из отрезка швеллера № 12 — соединена на болтах с кронштейном вала отбора мощности. А в ее нижней части установлены рабочие органы косилки: неподвижный, а над ним, в пластинчатых направляющих, — подвижный. Ширина захвата — около 1000 мм.
Подвижный нож приводится в перемещение штоком от качалки, ось которой закреплена на кронштейне стойки. Преобразование вращения вала отбора мощности в возвратно-поступательный движение осуществляется кривошипно-шатунной передачей.
Установить косилку на раме возможно при любой компоновке автомобили. На трех колесах прекрасно косить открытое поле, луг, а, сняв переднюю часть и закрепив в задних кронштейнах рамы ручку управления, комфортно трудиться в саду между деревьями и на лесной полянке.
Маленькое опорное колесо под балкой окажет помощь совершенно верно выдержать высоту среза.
В конструкции мотоблока предусмотрены следующие варианты навески рабочего инструмента.
Передние кронштейны рамы употребляются для подсоединения бульдозерного отвала и вил. Задние — при двухколесной компоновке — для ручки управления, а при трехколесной — для культиватора, бороны, тракторных грабель.
Грузовая тележка прицепляется посредством пальца к хребтовой балке рамы. А для пахоты на двухколесном мотоблоке плуг крепится зажимом типа «стремянка» прямо к балке, со стороны ее более долгой части рабочей кромкой в сторону двигателя.
Так как у заднего моста имеется реверс, мотоблок может трудиться, двигаясь и в обратном направлении.
Рычаги управления силовой навесным оборудованием и установкой скомпонованы в передней части автомобили рядом с водительским сиденьем.
В том месте установлены рычаги управления коробкой передач, реверсом подъёма и моста навешенного позади оборудования. На правой подножке закреплена тормозная педаль, а на руле — рукоятка управления и рычаг сцепления дросселем карбюратора.
Запускается двигатель кикстартером, рычаг которого снимается.