Посадки, зазор и натяг
Обоюдное соединение парных подробностей именуется посадкой. Посадки подразделяются на подвижные и неподвижные.
Различие между ними пребывает в том, что у подвижных посадок должна быть обеспечена возможность обоюдного перемещения подробностей, а у неподвижных, напротив, твёрдое и прочное соединение.
В подвижных посадках диаметр отверстия должен быть больше диаметра вала. В случае если в собранном механизме вал сидит в отверстии вольно и может в нем вращаться, это указывает, что диаметр отверстия больше диаметра вала.
Свободное пространство между поверхностями отверстия и вала, равное разности между их диаметрами, именуется зазором. Посадка одной подробности в другую с зазором именуется свободной либо подвижной.
В случае если вал сидит в отверстии туго, другими словами запрессован в нем и не имеет возможности вращаться, такая посадка именуется неподвижной. Она вероятна в том случае, если диаметр отверстия немного меньше диаметра вала. Превышение диаметра вала над диаметром отверстия именуется натягом.
В зависимости от размеров соединяемых подробностей натяг и зазор изменяются от мельчайшей величины до громаднейшей. Исходя из этого различаются: наибольший и наименьший зазор , наибольший и наименьший натяг (рис.
1).
Рис. 1. Графическое изображение натяга и зазора
Громаднейший зазор — разность между громаднейшим предельным размером отверстия и мельчайшим предельным размером вала.
Мельчайший зазор—разность между мельчайшим предельным размером отверстия и громаднейшим предельным размером вала.
Громаднейший натяг — разность между громаднейшим предельным размером вала и мельчайшим предельным размером отверстия.
Мельчайший натяг — разность между мельчайшим предельным размером вала и громаднейшим предельным размером отверстия.
Допуск зазора либо натяга — разность между громаднейшими и мельчайшими зазорами либо между громаднейшими и мельчайшими натягами. Допуск зазора либо натяга равен сумме допусков вала и отверстия.
При соединении подробностей неподвижной посадкой нужно приложить некое упрочнение, зависящее от требуемой плотности соединения. Одни подробности соединяются от руки, другие — ударом свинцового либо древесного молотка, третьи — при помощи пресса и т. д. Плотность посадки зависит от назначения соединяемых подробностей.
Напряженная — Н
Плотная — П
Тёплая посадка (Гр) используется для неразъемного соединения подробностей. Перед сборкой подробность с отверстием нагревают.
Под влиянием нагрева подробность расширяется, диаметр отверстия возрастает и подробность вольно насаживается на холодный вал, хорошо обхватывая его по окончании остывания. Для данной же цели используют мороз, очень сильно охлаждая вал, в следствии чего он вольно входит в отверстие.
Прессовую (Пр) и легкопрессовую (Пл) по с a flit и используют в тех случаях, в то время, когда необходимо жестко соединить подробности без закрепления их шпонками, шпильками либо стопорами. Эта посадка осуществляется под большим давлением при помощи прессов. Прибегают к ней при установке зубчатых венцов на ободы шестеренок, втулок в подшипниках, пальцев в кривошипах и т. д.
Глухая посадка (Г) используется для частей, каковые хорошо сидят в соединении и редко разбираются. Производится она давлением пресса либо ударами молотка; дабы не допустить проворачивания (к примеру втулок в корпусах подшипников, соединительных муфт на финишах валов, упорных колец), в соединяемых частях ставят шпильки и шпонки.
Тугая посадка (Т) используется для получения прочных, но более либо менее довольно часто разбираемых соединений. сдвиг и Проворачивание соединяемых подробностей предотвращаются шпонками, шпильками, стопорами.
Тугой есть посадка шкивов, шестеренок, колец шарикоподшипников.
Напряженная посадка (Н) используется в тех случаях, в то время, когда подробности должны быть соединены прочно, но одновременно с этим должна быть обеспечена возможность собирать их в соединение либо разбирать полученное соединение с малыми упрочнениями. Этим методом реализовывают посадку шестеренок, фланцев, соединительных муфт, маховичков, рукояток.
Плотная посадка (П) используется для соединения подробностей, каковые не должны смещаться сами собой, но должны легко поддаваться сборке либо разборке от руки либо ударам древесного молотка; используется она для сменных шестеренок, съемных маховичков, рукояток, установочных колец.
Скользящая посадка (С) используется для соединения подробностей, каковые должны хорошо входить одна в другую и при смазанных поверхностях легко передвигаться от руки, но иметь правильное направление. Скользящую посадку применяют для сменных колес на валах, для шпинделей задней бабки, рукояток, маховичков и т. п.
Посадка перемещения (Д) — самая правильная из подвижных посадок, используемая для соединения подробностей с маленьким зазором, к примеру для подшипников станков, мобильных шестеренок и т. п.
Ходовая посадка (X) используется для соединения подробностей, каковые должны перемещаться одна в второй с заметным зазором. Пример: валы в червячных передачах, распорные кольца, фрикционные муфты, ползуны в направляющих.
Легкоходовая посадка (Л) используется для соединения подробностей, каковые должны перемещаться одна в второй со большим зазором (ходовые винты суппортов, валы с несколькими подшипниками).
Широкоходовая посадка (Ш)—самая свободная, с громадными зазорами, используемая в любых ситуациях соединения подробностей, очень сильно нагревающихся при работе.
Вышеперечисленные посадки относятся к первому и ко второму классам точности (см. ниже). При посадках первого клас-1 я предъявляются особенно высокие требования к качеству соединения и чистоте поверхности.
Существуют еще посадки третьего, четвертого и пятого классов точности. Третий класс охватывает шесть посадок, из них три прессовые (однотипные с посадками второго класса) и три подвижные: скользящая, ходовая и широкоходовая.
Скользящая посадка (С3) используется для соединения подробностей, каковые должны вольно входить одна в другую и легко перемещаться одна в второй (к примеру установочные кольца в трансмиссиях, съемные рукоятки, распорные втулки).
Ходовая посадка (Х3) используется для соединения подробностей, каковые должны входить одна в другую и перемещаться одна довольно второй со большим зазором (к примеру подшипники насосов, холостые канатные шкивы, кулисные камни, соединительные муфты).
Широк оводовая посадка (Ш3) используется для соединения подробностей, каковые должны перемещаться одна в второй с громадным зазором (подробности сельскохозяйственных автомобилей, холостые шкивы, долгие валы).
Подвижные посадки четвертого и пятого классов точности используются в машиностроении для соединения подробностей с громадными зазорами.