Последнее слово за акустикой
И вот, став, наконец, обладателем отличного усилителя (см. «М-К» № 7, 8 за 1975 год), вы с удовольствием решаете: «Дело сейчас за малым: не достаточно лишь звуковых колонок». Безотлагательно, вы отправляетесь в ближайший радиомагазин и, найдя в том месте громадное разнообразие звуковоспроизводящей продукции, нечайно выясняетесь в затруднительном положении.
А что же, фактически, выбрать?
Лучший советчик для эксперта — характеристики прибора. А любителю иногда они мало что говорят. И все же давайте разберемся, какими должны быть отличные звуковые колонки.
Начнем по порядку. Узнаем, какую минимальную полосу частот они воспроизводят. Эксперты утверждают: от 30—45 до 15 000—18 000 Гц. И чем шире данный диапазон, тем с громадным основанием колонки возможно отнести к классу отличных. Но этого мало.
Принципиально важно знать и какова неравномерность частотной характеристики в диапазоне частот. Согласитесь, не очень приятно, в случае если какой-нибудь инструмент оркестра неправдоподобно звучно звучит. Он заглушает другие инструменты, нарушая эстетическое восприятие звуковой картины в целом.
Либо, напротив, вы не слышите звуков, характерных для определенных инструментов, к примеру скрипок, придающих задушевность и лёгкость исполняемому произведению. Это говорит о неравномерном воспроизведении совокупностью разных частот.
Музыканты ограничили допустимую неравномерность величиной ± 4 дБ. Такая величина фактически не ощущается кроме того взыскательными слушателями.
Совершенные колонки воспроизводят частоты от 20 до 20 000 Гц с неравномерностью на краях диапазона ± 6 дБ.
Колонки с этими чертями стоят дорого, а отличие в качестве звучания между колонками и ними с полосой 40—18 000 Гц ± 4 дБ фактически малоощутима. К тому же последние в большинстве случаев в 3—4 раза дешевле первых.
Еще одна ответственная черта колонки — коэффициент нелинейных искажений по звуковому давлению. Ясно, что в оценке данной характеристики нет двух точек зрения: чем меньше искажения, тем лучше. Но каков допустимый предел?
Не выше 3% во всем диапазоне воспроизводимых частот.
Рис. 1. Конструкция колонки:
1 — задняя стена с отверстиями, 2 — корпус, 3 — передняя панель.
какое количество разгорается споров, в то время, когда заходит обращение об электрической мощности колонок!
Как довольно часто среди любителей стереофонии возможно услышать нотки пренебрежения по отношению к колонкам малой мощности. А какое количество преимущества в голосе обладателей сорока-, пятидесяти- либо шестидесятиваттных колонок!
Имеется ли у последних основание для этого?
И да и нет. Так как о возможностях колонок делают выводы фактически по величине развиваемого ими звукового давления, либо, как говорят, громкости звучания. Последняя, конечно, зависит от подводимой к колонке электрической мощности.
Но имеется и еще один показатель, без которого заблаговременно нельзя определить, какая колонка звучит громче. Имеется в виду коэффициент нужного действия громкоговорителей, либо, как принято на данный момент сказать, головок.
Десятиваттная колонка, укомплектованная головками с КПД, равным 15%, конечно, будет звучать громче, чем двадцативаттная колонка с головками, КПД которых равен 5%.
И все же предпочтение нужно дать колонкам громадных мощностей.
Они надежнее, вносят меньше искажений и, что крайне важно, владеют громадным динамическим диапазоном: звучат естественнее.
А что же ответить тем, кто задаёт вопросы: «Какие конкретно колонки лучше: четырехомные либо восьмиомные?» Если бы таковой вопрос задали в пятидесятых годах, он позвал бы удивление.
В ламповых УНЧ мощность, отдаваемая в нагрузку, не зависит от сопротивления колонок (само собой разумеется, в случае если у выходного трансформатора предусмотрены отводы для подключения нагрузки разной величины).
Другое дело транзисторные усилители НЧ.
У них выходная мощность зависит от величины нагрузки: чем меньше ее сопротивление, тем выше отдаваемая в нагрузку мощность. Следовательно, при других равных условиях низкоомные колонки будут развивать большее звуковое давление, чем высокоомные.
Исчерпываются ли параметры колонок перечисленными? Нет. Но другие имеют второстепенное значение. К примеру, отношение электрической мощности к количеству либо весу колонки, характеристики направленности и т. д.
Многих тревожит, какие конкретно колонки лучше: звуковые либо компрессионные? Объективно различия в качестве звучания между колонками обоих типов нет.
Все зависит от условий, в которых находится слушатель. Звуковое оформление компрессионных колонок практически не воздействует на их частотную чёрта.
Головки компрессионных колонок имеют громадной движение диффузора, очень эластичную подвеску, низкую резонансную частоту, громадные электрические мощности и низкий КПД.
Рис.
2. Схема соединений громкоговорителей.
Наровне с такими преимуществами, как простота звукового оформления (глухой пятистенный ящик, заполненный звукопоглотителем), малые размеры и вес, компрессионные совокупности владеют и явным недочётом: нужное звуковое давление обеспечивается громадной электрической мощностью.
Звуковые колонки имеют громадные размеры. Да и конструкция их сложнее компрессионных.
Но требование к головкам таких колонок умереннее: недочёты громкоговорителей возможно скомпенсировать соответствующим звуковым оформлением. Звуковая колонка, как и любой музыкальный инструмент, испытывает недостаток в тщательной настройке и имеет собственный, лишь ей свойственное звучание.
Колонки эти звучат конечно кроме того на минимальных уровнях громкости, а звучание компрессионных получает естественность лишь на уровнях, родных к предельным. Последнее не всегда приятно и вероятно.
Пара слов о размещении колонок.
Кое-какие обладатели стереофонической аппаратуры устанавливают колонки случайным образом: одну, к примеру, на шкафу, а другую — в противоположном углу помещения, на полу. Какими бы высокими качествами ни владели они, воспроизводимая звуковая картина в этом случае будет искажена до неузнаваемости.
Время от времени из-за нехватки места колонки ставят практически рядом. Конечно, о стереоэффекте сказать в этом случае не приходится.
Для верной звукопередачи колонки располагают на одном уровне с головой слушателя и на однообразном от него удалении.
Расстояние между колонками — база — должно быть как минимум несколько метров.
В этом отношении преимущество на стороне компрессионных колонок: они меньше по размерам и их легче разместить в помещении.
Предлагаем сейчас вниманию читателей конструкцию довольно несложных звуковых колонок. Их легко разместить в помещении средних размеров.
Любая колонка содержит пять головок: две низкочастотные типа 6ГД-2 (частоты резонанса — 30 и 40 Гц), одну среднечастотную — 5ГД-1-РРЗ и две высокочастотные — 1ГД-3-РРЗ.
Конструкция колонки — на рисунке 1. Среднечастотная головка закрыта железным колпаком.
Задняя стена является панелью звукового сопротивления (ПАС), складывающуюся из двух страниц фанеры толщиной 8—10 мм. В них соосно просверлены 50 отверстий O 30 мм.
Между страницами проложен холст. Его направляться шепетильно натянуть на одном из страниц, закрепить и легко намочить водой. После этого оба страницы посредством шурупов скрепляют совместно.
Использование ПАС разрешает прекрасно задемпфировать низкочастотные головки, незначительно снизив их отдачу на низших частотах.
Соединения корпусов выполнены «в шип» и шепетильно проклеены; боковые и верхняя стены отфанерованы полезными породами дерева, покрыты нитролаком и отполированы.
Передние панели колонок изготовлены из древесностружечных плит толщиной 25 мм. Перед тем как обтянуть их декоративной тканью, по периметру делают 10 отверстий, в каковые «впотай» вставляют 10 болтов М6.
С их помощью панели крепят к передним рамам корпусов: Головки болтов заливают эпоксидной смолой. К основаниям колонок привернуты по четыре ножки высотой 150 мм.
Электрическая схема соединений громкоговорителей — на рисунке 2.
ПАРАМЕТРЫ КОЛОНОК:
Полоса воспроизводимых частот (при неравномерности±4 дБ), Гц…..40—18000
Электрическая мощность, Вт………………………………………………………….20
Сопротивление постоянному току, Ом…………………………………………….3
Вес, кг…………………………………………………………………………………………..15
Размеры, мм…………………………………………………………………………………809Х370Х270
Ю.
КРАСОВ, инженер