Последний охотник за чаем не смог пролезть в бутылку

Cutty Sark — это шотландский виски, несомненно. А ещё это единственный доживший до наших дней хороший клипер, другими словами — быстроходный парусник. Он прожил 137-летнюю судьбу, состарился и не имеет возможности выходить в море.

Исходя из этого хранится в сухом доке в Лондоне. Но нужно выручать его и в том месте.

И уже придумано – как.

Чем же славен «Катти Сарк»? За что его сохранять, да беречь?

В Wikipedia на данный счёт написано следующее. Cutty Sark был выстроен во второй половине 60-ых годов XIX века в Шотландии и построен 23 ноября того же года.

Своим заглавием судно обязано маленькой рубахе, которую носила миловидная колдунья Нанни (Nannie), героиня поэмы «Тэм о?Шантер» (Tam o? Shanter), написанной Робертом Бёрнсом (Robert Burns) в первой половине 90-ых годов XVIII века.

Назначением парусника было участие в «гонке за чаем»: в те времена экипаж первого судна, доставившего из Китая в Лондон первый в текущем году — самый свежий чай — приобретал огромную прибыль, славу, в общем — приз.

Последний охотник за чаем не смог пролезть в бутылку

Пожалуй, лишь художники смогут представить нам вид тогдашнего, скоростного парусника.

Красивый мужчина (изображение с сайта hnsa.org).

Но Cutty Sark это торговое соревнование так ни разу и не победил, не смотря на то, что в один раз всё-таки прославился. В самой известной гонке против клипера Thermopylae в первой половине 70-ых годов XIX века соперники покинули Шанхай в один момент 18 июня, но через 14 дней Cutty Sark утратил руль и прибыл в Лондон 18 октября, спустя семь дней по окончании соперника.

Вместе с тем судно заслужило почёт и уважение, потому, что капитан не сдался и продолжал гонку с импровизированным рулём, не смотря на то, что имел возможность бы зайти в порт для его замены. И проиграл наряду с этим всего-то семь дней.

Приблизительно в 1878-м «чайные гонки» завершились. И по прошествии времени, в то время, когда медленные, но надёжные пароходы стали вытеснять стремительные клиперы из бизнеса, Cutty Sark начал использоваться в торговле шерстью с Австралией.

В чёрное время «Катти Сарк» подсвечивают так, что он напоминает Петра работы Церетели (фото с сайта cuttysark.org.uk).

На этом поприще в 1885-м парусник здорово отличился: добрался из Австралии через Мыс Горн в Англию весьма скоро — за 72 дня. Его лучший пробег — 360 морских миль (666 км) за 24 часа — сделал Cutty Sark самым стремительным судном его размера.

Легендарный клипер вот-вот закроют на 3 года реконструкции (фото с сайта ukstudentlife.com).

В 1895 году клипер реализовали португальской компании, которая его переименовала в Ferreira, позже судно было перепродано, пара перестроено, ещё раз переименовано в Maria do Amparo и без того бы, возможно, и сгинуло в небытие…

Но в 1922-м его выкупил британский капитан, что вернул «всё как было», вернул уникальное имя и применял как учебное судно. В первой половине 50-ых годов XX века Cutty Sark поставили в сухой док в Гринвиче, где он с 1957-го является музеем и популярной достопримечательностью.

Но во второй половине 90-ых годов двадцатого века обладающий судном фонд (Cutty Sark Trust) сказал, что в случае если «Катти Сарк», на борту которого уже побывало больше 15 миллионов человек, не подвергнуть масштабной реконструкции, то самое позднее к 2007 году парусник прекратит соответствовать нормам безопасности, его нужно будет закрыть для визитёров.

И останется только безрадостно замечать, как он, практически превратившись в разрушающееся строение, ржавеет и гниёт.

Проекту «парусник в бутылке» не суждено сбыться, увы (иллюстрация с сайта grimshaw-architects.com).

Начались дебаты по теме, главным вопросом в которых были, само собой, деньги. Ещё бы, по предварительным расчётам, выходила неслабая сумма в 25 миллионов фунтов (приблизительно $46 миллионов).

Кое-какие критики поспешили заявить, что на такие средства возможно не просто подлатать Cutty Sark, а спустить его на воду и послать в плавание.

Однако, в конечном счёте, совсем не богатый фонд Cutty Sark при помощи герцога Эдинбургского уговорил лотерейный фонд наследия (Heritage Lottery Fund) дать на восстановление монумента грант в 13 миллионов фунтов, другими словами – была добыта добрая половина нужной суммы. Другое британцы рассчитывают взять при успехе лотереи Heritage Lottery Fund и собрать в виде пожертвований.

А так Cutty Sark обязан будет смотреться в 2009 году (иллюстрация с сайта grimshaw-architects.com).

Проект реконструкции Cutty Sark, которая, по идее, должна быть произведена с конца 2006-го по 2009 год, был доверен сэру Николасу Гримшоу (Nicholas Grimshaw). И в ноябре 2004 года данный общеизвестный архитектор опубликовал достаточно храбрый замысел, что прозвали «судном в архитектурной бутылке».

Гримшоу внес предложение вытащить парусник из дока и посадить его в сети из кевлара и других высокотехнологичных материалов. Сверху клипер для большей сохранности был бы всецело покрыт сложным «куполом», напоминающим волны либо огромную шляпу адмирала.

Для сооружения этого навеса авторы проекта желали применять швейцарские «воздушные» балки. Они кроме этого нашли в Венеции компанию, которая дала согласие изготовить огромные кривые части из стекла.

Ориентировочно в 2010 году дети под дном судна смогут потрогать руками его якорь (иллюстрация с сайта grimshaw-architects.com).

Осуществление идеи «судно в бутылке» стало бы знаком слияния военно-морской архитектурой и последних технологических достижений. Но от данной выдумки, по многим причинам, было нужно отказаться.

Денежная сторона, по-видимому, была одной из основных.

Но вторая добрая половина проекта Гримшоу однако будет реализована. Она касается посадки парусника в практически невидимый «кевларовый гамак».

Снизу, под красивым корпусом судна, покажется собственного рода смотровая площадка – визитёры смогут ходить под дном Cutty Sark и обозревать его, в большинстве случаев скрытые под водой, но от того не меньше ответственные части.

А со стороны с навесом на уровне ватерлинии клипер будет казаться покоящимся на стеклянных волнах. Если судить по компьютерным картинам, будет красиво.

Напоследок небходимо отметить, что во второй половине 60-ых годов XIX века строители Cutty Sark ожидали, что клипер проживёт около 30 лет. И, как видим, уже совершили ошибку на сто с лишним годков.

А, возможно, и не на одну сотню лет. Ну, так они и про Blended Scotch Whisky не догадывались.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: