Послешаттл собирает лучшее из пилотируемых систем прошлого

Американские инженеры прорабатывают концепции главного будущего космического корабля США — преемника шаттла. Представленный пару дней назад новый проект соединяет в себе успешные черты всех сейчас известных пилотируемых комплексов.

Корпорация Lockheed Martin опубликовала новую версию собственного шаттла будущего – корабля CEV, проект которого выставлен на конкурс NASA.

В соревновании кроме этого принимает участие «кооператив» компаний Northrop Grumman и Boeing.

Они, как и предполагалось, объединили свои силы в данной гонке, не смотря на то, что ещё в начале 2004 года числились в противоборствующих (в данном конкурсе) командах.

Как мы ранее говорили, сокращение CEV, другими словами «Пилотируемый исследовательский корабль» — Crew Exploration Vehicle, принята в качестве неспециализированного заглавия американского космического корабля будущего, независимо от того, какая компания победит на конкурсе и будет строить эти автомобили.

Быть может, проекты соперников получат и имена личные, но пока это всё CEV.

Вертикальный старт на вершине ракеты, спуск на крыльях сначала и на парашюте вблизи почвы – такова концепция CEV Lockheed Martin (иллюстрация с сайта lockheedmartin.com).

Ещё сравнительно не так давно казалось, что главные концепции для того чтобы корабля, предложенные ведущими космическими компаниями, уже прекрасно известны, и сюрпризов тут больше не будет. Ан нет.

Lockheed Martin опять поразила всех.

Новый вариант наследника шаттлов оказался весьма занимательным.

Вспомните, русский «рабочая лошадка» – корабль «Альянс» складывается из трёх главных частей.

Это спускаемый аппарат и соединённые с ним приборно-агрегатный отсек (в том месте, где стоит ракетный двигатель, нужный для торможения и коррекции орбиты перед спуском), и – бытовой отсек, что может употребляться для самых разных целей как при независимом полёте корабля, так и при транспортных рейсах на Интернациональную Космическую Станцию.

Запускается корабль как единое целое, а вот перед спуском в воздух, в то время, когда уже совершено торможение, бытовой и агрегатный отсеки отделяются от спускаемого аппарата и сгорают в воздухе, а капсула приземляется на парашюте.

К чему мы это? Американские инженеры решили пойти по тому же пути. CEV от Lockheed Martin складывается из трёх элементов: «Модуль экипажа» (фактически, возвращаемый корабль); «Модуль миссии» (где возможно разместить самое разнообразное оборудование, в зависимости от цели полёта либо – легко груз для орбитальной станции) и «Двигательная ступень» (в некоем роде аналог отечественного приборно-агрегатного отсека).

Послешаттл собирает лучшее из пилотируемых систем прошлого

Три части CEV — это уже маленькая «краткосрочная» орбитальная станция (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).

Действительно, порядок размещения модулей другой, чем у «Альянса», но имеется отличия и куда более важные.

В первую очередь — «Модуль экипажа» будет запускаться на околоземную орбиту раздельно от двух вторых частей. Он снабжён, кстати, собственными двигателями для маневрирования.

Это разрешит «взять» уже в космосе более тяжёлый пилотируемый корабль при применении меньших ракет-носителей, и повысит безопасность.

Лишь по окончании стыковки эти три части и образуют CEV, неспециализированной массой, увидим, около 40 тысячь киллограм, что многократно больше массы «Альянса», но заметно меньше массы нынешних шаттлов. Неспециализированная протяженность связки – 21,34 метра.

Слетав на станцию либо сделав ещё какую-нибудь задачу, корабль разделится, и «Модуль экипажа» возвратится на Землю.

Тут мы видим ещё одно отличие — Lockheed Martin так и не оставила идею крылатой возвращаемой ступени, тогда как тандем из Northrop Grumman и Boeing, наверное, совсем похоронил крылатую совокупность спуска и разглядывает сейчас всецело парашютный вариант.

Компания Lockheed Martin предпочла гибридную схему. Крылья у спускаемой капсулы имеется, но маленькие.

Они необходимы на начальной стадии спуска, для торможения, и для маневрирования в воздухе.

Ниже будет выпущен мелкий тормозной парашют, а на последних километрах полёта – громадной главной.

На этом разрезе прекрасно видно жилое пространство нового корабля.

Сверху «Модуля миссии» виден стыковочный узел для соединения с орбитальной станцией (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).

«Модуль экипажа» американцы решили сделать из титаного сплава, а его теплоизоляция будет основана на композите типа углерод-углерод.

В «Модуля экипажа» авторы проекта предусмотрели две обитаемые части – фактически, кабина, где четверо (либо шестеро) космонавтов будут пребывать при спуске и старте, и – некая «нужная жилплощадь» универсального назначения, которая может нести груз либо экспериментальное оборудование, она заканчивается стыковочным отсеком для соединения с «Модулем миссии».

Отметим — большой количество возвращаемой «птички» добавляется к тому пространству, которое имеется в этом самом соседнем модуле.

Возможно заявить, что у Lockheed Martin корабль CEV оказался как маленькая космическая станция.

Тут необходимо упомянуть высокую автономность данной автомобили, талантливой, по плану инженеров, делать независимый полёт намного продолжительнее, чем сегодняшний шаттл.

Так, заменив средний «Модуль миссии» на лунный (по сути, он – совершенно верно такой же модуль, но с пара иным комплектом оборудования), CEV возможно будет послать на облёт Луны, причём около Селены корабль сможет пребывать до 19 дней – этого разрешит достигнуть системы автономности жизнеобеспечения и запас энергосистемы.

Главные узлы «Модуля экипажа» (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).

Весьма интересно кроме этого да и то, что кабина – сама есть встроенной капсулой, талантливой отделяться от всего крылатого «Модуля экипажа» в аварийной обстановке.

Безопасности авторы проекта уделяли особенное внимание. Заявлена кроме того некая новая электронная диагностическая совокупность.

Победитель конкурса будет выбран в 2008 году, а настоящий CEV с экипажем на борту обязан взлететь в 2014-м.

И в полной мере возможно, что выстроен он будет по тем же фундаментальным правилам, что и старожил «Альянс», и новичок – китайский Шэньчжоу — другими словами — три главных разделяемых отсека.

Но машина Lockheed Martin, в случае если победит на конкурсе, станет самым большим кораблём для того чтобы рода. И, возможно, единственным – с крыльями.

Так как шаттлы в то время уже уйдут на покой.

Святослав Морозов — как стать астронавтом, часть первая


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: