Потому что без воды…
Чтобы решить проблему недостатка воды в Казахстане, МООС предлагает поменять структуру управления водным хозяйством, выделив эти функции из министерства и создав две государственной компании
Объем недостатка воды в Казахстане к 2040 году может, по оценкам Министерства по охране внешней среды, составить около 12.2 млрд куб.м. воды (отличие между спросом в 25 млрд. куб.м и предложением в 13 млрд. куб.м). Для решения данной неприятности как вычисляют в МООС нужны инвестиции в размере 8,2 трлн тенге.
Министерство охраны внешней среды определилось с тем, как решить будущую проблему связанную с недостатком воды в Казахстане. Оно предполагает этого достигнуть за счет реорганизаци управления, планомерного повышения и снижения издержек тарифа. «Нужны капитальные инвестиции в модернизацию водного сектора до 2040 года в размере 8,2 трлн. тенге, из которых 5,4 трлн. тенге предусмотрены из средств республиканского и местных бюджетов, а 2,8 трлн. тенге за счет заёмного финансирования и частных инвестиций со стороны интернациональных университетов развития» — заявил, презентуя государственную программу по воде, глава МООС Нурлан Каппаров.
И заодно он внес предложение переименовать возглавляемое им ведомство в министерство охраны внешней среды и водных ресурсов.
На данный момент, согласно расчетам экспертов из коммисии, каковые готовили национальную программу, составленным на основании компьютерного моделирования, из-за ежегодного ожидаемого сокращения трансграничных роста и притоков водопотребления в сельском хозяйстве к 2040 году объем недостатка воды в целом по Казахстану может составить 12,2 млрд. куб.м в год.
Коммисия совершила долговременный прогноз предложения и экономического спроса на водные ресурсы Казахстана. Согласно расчетам, к 2040 году спрос на воду либо водопотребление в целом по Казахстану увеличится на 56% и составит 25 млрд. куб.м в год если сравнивать с нынешними 16 млрд. куб.м.
Прогноз роста смоделирован на основании данных бюджетного планирования и Министерства экономики и предполагает, что численность населения вырастет в прогнозируемом периоде до 20,8 млн. человек. Это приведет к повышению количеств потребления воды на 35%, наряду с этим, часть муниципального населения увеличится с нынешних 53 до 73%.
В связи с ростом урбанизации и населения, повышения доступа граждан к централизованному водоснабжению, и с улучшением благосостояния ежегодное потребление воды на одного человека будет в среднем расти на 1,9%.
Главными потребителями воды являются три сектора сельское хозяйство, ЖКХ и промышленность.
В 2012 году часть сельского хозяйства в потреблении воды составила 84%. Тут же отмечается самый большой неспециализированный коэффициент утрат воды в объектах сельскохозяйственной инфраструктуры на уровне 66%.
Что касается промышленного сектора, то тут рост количеств потребления воды к 2040 году будет равна примерно 35%, что соответствует росту производства в количестве 4% в год. Громаднейший рост потребления воды будет наблюдаться в области переработки и добычи нефти и газа, производства электроэнергии и горнодобывающей промышленности.
Согласно точки зрения Нурлана Каппарова, эта неприятность недостатка решаема, в случае если целенаправленно и последовательно реализовать предлагаемый комплекс мероприятий в трех главных группах потребителей в сельском хозяйстве, в индустрии и в ЖКХ. В сельском хозяйстве сокращение утрат с 66 до 27% за счет модернизации оросительных совокупностей разрешит сэкономить 11,2 млрд. куб.м воды в год.
В сельском хозяйстве предполагается расширение площади регулярного орошения до 2,1 млн. га к 2040 году, что соответственно приведет к росту потребления воды на 1,6% в год.
В индустрии сокращение утрат с 40 до 19% (по большей части, за счет внедрения совокупностей оборотного водоснабжения) разрешит сэкономить 900 млн. куб.м в год.
Сокращение утрат в секторе ЖКХ с 58 до 19% за счет очистных систем и модернизации инфраструктуры даст 300 млн. куб.м воды в год.
Также считают и интернациональные специалисты.
Так , трудившийся пара лет в Казахстане консультантом по проблеме водообеспечения Азиатского банка развития специалист из Австралии Артур Макинтош считает, что «Казахстан в полной мере может решить проблему за счет рационального применения как воды так и средств выделяемых на решение этого вопроса».
Согласно точки зрения российского эксперта из Центра изучения неприятностей водообеспечения врача геологических наук Виталия Заславского «ясно, что Казахстан достаточно зависим от внешних факторов.
В частности от совокупности взаимоотношений по водным проблемам с соседями. Но имеется суть не увлекаться «полуфантастическими» проектами, каковые вряд ли будут реализованы, в частности поворот части водостока сибирских рек, а обратить внимание на личные резервы».
Созданная программа, по словам Нурлана Каппарова, предлагает последовательность мер по понижению ожидаемого недостатка воды, из которых 9,5 млрд. куб.м возможно закрыть за счет модернизации инфраструктуры и мер по увеличению водосбережения в индустрии, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном секторе. Всего на эти группы мер оценочные инвестиции составят 3,2 трлн. тенге.
Внедрение влагосберегающих разработок в сельском хозяйстве и модернизация оросительных совокупностей разрешат покрыть 43% от ожидаемого недостатка воды в 12,2 млрд. куб.м, что составит 5,3 млрд. куб.м в год. Еще 28% от общего объема недостатка в размере 3,4 млрд. куб.м в год возможно покрыть за счет модернизации инфраструктурных объектов по транспортировке, хранению и распределению воды.
Плюс имеется потенциал сокращения недостатка еще на 7% либо на 0,8 млрд. куб.м в год за счет модернизации коммунальной внедрения и инфраструктуры водосберегающих разработок в индустрии. Оставшийся недостаток в количестве 22% либо 2,7 млрд. куб.м воды возможно будет покрыть за счет межбассейновой переброски водных ресурсов для ответа локальных неприятностей с водообеспечением, специфичных для конкретного бассейна.
Еще одна мера пересмотр структуры посевов. За счет пересмотра состава влагоемких сельхозкультур и строительства мега-проектов оценочной ценой 800-900 млрд. тенге. «Рациональное отношение к воде к воде, и к применению соотествующих культур в сельском хозяйстве чрезвыайно актуальна для Казахстана.
В свое время мы делали анализ, в соответствии с которому страна за счет культивирования и правильного использования сельхозкультур может весьма значительно снизить водопотребление» — вычисляет Артур Макинтош. Большим источником воды, согласно точки зрения министра МООС, могут служить подземные ресурсы, но для полной оценки его потенциала требуются дополнительные геологоразведочные работы. «У Казахстана имеется весьма важный резерв это разведка подземных ресурсов, которая фактически не проводилась с конца 80-х годов.
на данный момент по большей части употребляется вода из открытых источников и это не всегда верно и экономически действенно потому, что большие средства идут на ее очистку» — сообщил kursiv.kz Виталий Заславский.
Нурлан Каппаров выделил еще один нюанс неприятности. «У нас в стране 40% магистральных и 38% распределительных каналов будут в плохом состоянии.
На 27% магистральных и 56% распределительных каналах отсутствует облицовка. 40% водоподающей инфраструктуры требует модернизации и на это будет направлено около 925 млрд. тенге» — заявил он.
Помимо этого, оценочные инвестиции по водоотведению и водоснабжению в сфере ЖКХ предусмотрены на уровне 3,6 трлн. тенге до 2040 года в дополнение к бюджету программы «Ак булак» в размере 912 млрд. тенге 2014-2020 годы. Эти инвестиции были вычислены с учетом роста населения Казахстана до 2040 года до 20,8 млн. увеличения и человек численности муниципального населения до 15,2 млн. человек.
Это потребует строительства новой инфраструктуры по очистке и водоснабжению питьевой воды, на каковые Программой предусмотрено 3,2 трлн. тенге. Так, сектор ЖКХ по оценкам коммисии будет являться самым капиталоемким.
Одновременно с этим, этот сектор будет предоставлять громаднейшие возможности для привлечения частных инвестиций при условии, как вычисляет Нурлан Каппаров, обеспечения должного уровня тарифов. «Нужно подчернуть, что АРЕМ и Правительство сейчас предпринимают большие меры по реформированию совокупности тарифообразования, но еще очень многое предстоит сделать. Нужен постепенный пересмотр уровня тарифа для всех категорий потребителей для стимулирования покрытия инвестиций и эффективного водопотребления в обновление водной инфраструктуры» — вычисляет Нурлан Каппаров.
Пока же, согласно данным МООС, уровень тарифов ниже подлинных затрат на водообеспечение по всей цепочке передачи воды от каналов до коммунальной инфраструктуры, что мешает привлечению в водную отрасль частных инвестиций и не содействует увеличению эффективности управления водохозяйственной инфраструктурой в долговременном замысле.
Тариф за водосброс не зависит от качества сбрасываемых промышленных стоков, это отрицательно отражается на эффективности водоочистки в индустрии.
Тариф на воду в сельском хозяйстве очень низок, а субсидии фермерам зависят не от производительности либо действенного применения ресурсов, а от площади участка земли, что со своей стороны не формирует стимулов для применения дренажных совокупностей и других действенных ирригационных разработок. «Отмечается отставание уровня казахстанских тарифов от стандартов в коммунальном хозяйстве и промышленности. Правильнее, в случае если в индустрии мы как-то держим среднюю планку по уровню тарифов, не смотря на то, что и ниже таких государств как Австралия, Канада, Мексика и Великобритания, то в коммунальном хозяйстве мы намного ниже среднего показателя в 1,2 аммериканского доллара на кубический метр воды.
В сельском хозяйстве существующие сейчас уровни тарифов существенно ниже стандартов это около 1 цента на кубометр воды против среднего мирового показателя в 17,5 центов» — сказал Нурлан Каппаров. «Непременно, неприятность тарифов на воду в Казахстане, как и во всех постсоветских государствах имеется. Но нужно осознавать, что у нас вода это не бизнес и не скоро им станет в силу ментальности.
Исходя из этого стране невольно придется часть этих неприятностей брать на себя. Однако совокупность тарифообразования должны быть эластичной и стимулировать сбережение. Имеется еще один нюанс неприятности.
Чем больше потенциальные заказчики будут платить за воду, тем больше они будут потребовать от поставщиков качества» — вычисляет Виталий Заславский. То, что неприятность качества воды стоит остро, знают и в МООС.
По словами министра, плохое состояние большой части коммунальной инфраструктуры очень плохо воздействует на уровень качества технической и питьевой воды. В 2012 году, согласно данным министерства, только 13 водоемов из 88 были классифицированы по показателю загрязненности как «чистые».
Программой предусмотрен комплекс мероприятий по санации и очистке водоемов по всей республике как на очень защищаемых природных территориях, так и вне их пределов.
Наряду с этим, согласно точки зрения Нурлана Каппарова, стандарты качества питьевой воды в целом соответствуют Европейским стандартам, но последовательность параметров нужно скорректировать.
Стандарты качества сточных вод устарели, сложны в применении, противоречивы и сложнее, чем европейские стандарты. Но отсутствует прозрачность в отношении настоящего качества питьевой соответствия и воды качества сточных вод принятым нормативам.
«Казахстану чтобы добиться успеха нужно реорганизовать собственную совокупность управления водными ресурсами.
на данный момент она громоздка, сложна, обычно разные организации дублируют друг друга, и в следствии происходит неэффективное применение средств. По моему опыту знаю, что средств, каковые выделялись в середине 2000-х годов в стране нам неприятности водоснабжения при их рациональном применении, в полной мере бы хватило на то дабы закрыть этот вопрос» — сообщил kursiv.kz Артур Макинтош.
Похоже с таковой точкой зрения согласны и в МООС: «Предлагается создание двух национальных компаний по управлению магистральной и распределительной инфраструктурой.
Сложившаяся сейчас практика такова, что Комитет по водным ресурсам как универсальный многостаночник играется важную роль в определении водной политики страны, конкретно несёт ответственность за наиболее значимый трансграничный процесс переговоров, выдает разрешения на водопользование, осуществляя соответствующие инспекционные функции и параллельно занимается постройкой водохозяйственных объектов.
Разумеется, что трансграничный контекст и политическая функция являются несвойственными для Комитета, по определению владеющего реализационными функциями. Комитет при численности центрального аппарата в 36 человек полноценно заниматься постройкой кроме этого не имеет возможности» — заявил Нурлан Каппаров.
При одобрения вопроса создания национальных компаний, он утвержает, что одна из них при Министерстве экологии и водных ресурсов будет заниматься конкретно управлением и строительством водохозяйственными объектами республиканского уровня, а это водохранилища и водоводы и магистральные каналы. Тогда как вторая компания в сфере ЖКХ при Министерстве регионального развития будет руководить и строить региональные распределительные сети.
Среди главных преимуществ у для того чтобы разделения функционала, считает он следующие.
Во-первых, вопрос обеспечения водной безопасности страны возвращается «на должный политический уровень». «Добавление слов «водные ресурсы» в заглавии отечественного министерства кроме этого содействуют этому» — думает министр МООС.
Во-вторых, комитет водных ресурсов, избавленный от лишней несвойственной ему нагрузки, сможет как следует заниматься собственными яркими контрольно-инспекционными обязанностями.
В-третьих, практика продемонстрировала, что национальные компании такие, например, как «Казтрансойл», «Казтрансгаз» являются более успешными хозяйственниками, нежели РГП.
Исходя из этого создание нацкомпаний, благодаря грамотным правилам корпоративного управления, доступу к возможности привлечения и рынкам капитала на работу квалифицированных кадров создаст довольно широкие возможности для действенной деятельности.