Проблема в кубе: венеция отвергла чёрный ящик
Мы сейчас не можем кроме того обсуждать ислам. Все опасаются. Это не мусульмане запрещают мой проект, это — христиане.
Но в случае если мы уже не можем поставить слишком общий куб, что мы по большому счету можем сделать? – сокрушается германский живописец. Он уверен, что его 15-метровый куб отвергнут «по политическим обстоятельствам».
36-летний Грегор Шнайдер (Gregor Schneider) уверен в том, что стал жертвой цензуры — подготовил хорошую работу для 51-й Венецианской биеннале (La Biennale di Venezia), желал установить на площади Святого Марка огромный тёмный куб, а ему – бац – и необоснованно отказали.
Проект «Cube Venice 2005» живописец вынашивал в течение последних двух лет. Говорит, что первоначально был вдохновлён приятелем — тунисским инженером, мусульманином. «Я был восхищён силой, которую он приобретает от собственной религии, — растолковывает Шнайдер. — Кроме этого меня очаровало это строение, Кааба в Мекке».
Тут направляться пояснить: «это строение» — основная святыня мусульманского мира и место паломничества. Храм Кааба имеет форму куба.
В одной из его наружных стен, у восточного угла, находится ниша с «Тёмным камнем».
Так, по плану германского живописца, смотрелась бы площадь Святого Марка на протяжении биеннале (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de).
Шнайдер всё это знает и говорит, что совершил важное изучение, перед тем как взяться за реконструкцию Каабы: «Мы хорошо общались с представителями наибольшей в Германии мусульманской организации, ездили в Саудовскую Аравию, дабы встретиться с имамами и муфтиями. Все они говорили мне одно да и то же: в реконструкции Каабы нет ничего оскорбительного для мусульман.
В Коране нет ничего, запрещающего это».
Действительно, позднее живописец подкорректировал уникальную идею и нарек проект «абстрактным кубом». Такое описание устроило организаторов биеннале, и Шнайдер был приглашен поучаствовать в выставке, проходящей с 12 июня по 6 ноября.
Но строительные леса, покрытые тёмной тканью, на венецианской площади так и не выросли. Проект представлен только маленьким видеороликом, что зрители смогут заметить в Arsenale, бывшей верфи, сейчас предоставляющей кров половине участников биеннале.
Кааба, согласно точки зрения критиков, неподходящий источник воодушевления для современных живописцев (фото University of North Florida/Paul Halsall).
В соответствии с тексту на экране, написанному самим живописцем, работа была отклонена по «политическим обстоятельствам», «вопреки пожеланиям кураторов».
Но президент La Biennale Давид Крофф (Davide Croff), выступая на пресс-конференции, слова Шнайдера опроверг, объявив, что «монтаж куба был блокирован муниципальными властями, а не организаторами выставки. Это не было политическим ответом.
Это необходимо было сделать, дабы избежать неприятностей со безопасностью и здоровьем».
Живописец в ответ настаивает, что предложенная им инсталляция отвечает всем требованиям безопасности: «Я строил дом в германском павильоне, награждённый на биеннале-2001. Я знаю, как сделать ту либо иную структуру надёжной».
Это и имеется Грегор Шнайдер. Другие его проекты какие-то мрачные (фото с сайта the-artists.org).
Помимо этого, Шнайдер говорит, что обсуждал проект с муниципальными властями и готовься пересмотреть практически всё: размер куба, материалы а также его расположение: «Я готовься установить его в любом квартале Венеции».
Получивший отказ за 6 месяцев до открытия выставки живописец не скрывает сожаления: «Cube Venice 2005» есть диалогом между религиями. Если бы куб был установлен, это разрешило бы христианам заметить структуру, вдохновлённую местом, которое они не смогут посетить.
Отчего же проект был отклонён?
Под давлением прессы организаторы биеннале согласились — власти Венеции отказались от проекта, поскольку «опасались, что это имело возможность обидеть религиозные эмоции исламского сообщества и блокировать обзор части площади». Ответ города поддержало министерство культуры в Риме.
Представители муниципальный архитектуры в приватных беседах заявили, что запрет был наложен, «дабы не сделать Венецию уязвимой для террористических атак».
«Шнайдер безнадёжно наивен, — сказал на условиях анонимности американский куратор выставки, — его намерение, быть может, было в том, чтобы призвать к диалогу, но он не учёл реакции радикально настроенных мусульман. У этого проекта ни при каких обстоятельствах не было никаких шансов на реализацию».
Весьма интересно, чем бы перед кубом такая масса людей занималась ночью (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de).
«Применение самого священного места ислама для произведения искусства наводит на неприятные мысли, — говорит директор выставок английского Университета современного мастерства (ICA) Дженс Хоффман (Jens Hoffmann). — Шнайдер, разумеется, видел в этом возможность для диалога и встречи между Востоком и Западом на протяжении конфликта. Весьма интересно, а видел ли в этом то же самое исламский мир?»
В это же время, создатель «Cube Venice 2005» кроме того не смог подобающим образом представить собственное творение в каталоге биеннале, не смотря на то, что послал редактору все нужные материалы. Вместо описания и изображения куба в брошюре — шесть полностью тёмных страниц.
Казалось бы, куб как куб. А поставить побоялись (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de).
Дело в том, что, определив об отказе мэрии, редактор каталога попросил Шнайдера дать для публикации только «маленький текст». Живописец почувствовал, что такая «презентация» проекта не годится, и захотел разместить в каталоге собственную переписку с организаторами выставки, в которой упоминаются «политические обстоятельства».
Редактор отказал по «обстоятельствам конфиденциальности», предложив опубликовать «критический текст либо заявление живописца». Шнайдер в ответ попросил, дабы изображения куба были размещены в каталоге со штампом «политическая цензура». Просьба была отклонена.
Шесть тёмных страниц стали последним компромиссом.
На этом история, но, не заканчивается. Один из кураторов биеннале Роза Мартинез (Rosa Martinez) до сих пор именует куб «ориентиром в современном мастерстве и в эстетических, и концептуальных терминах».
Она решительно заявляет, что проект должен быть осознан и претворён в судьбу, не смотря на то, что и не имеет возможности сообщить, где это возможно сделано.
Шнайдер, со своей стороны, всё ещё сохраняет надежду отыскать город, что примет его куб.