Проблемы и решения инновационного развития экономики россии

Проблемы и решения инновационного развития экономики россии

В соответствии с принятым в марте Ответом Совета Госдумы 12 мая прошли слушания в парламенте на тему: «Законодательное обеспечение инновационного экономического развития. Наукоемкие разработки».

Слушания были организованы Комитетом Госдумы по наукоемким технологиям и науке совместно с Комитетом Госдумы по предпринимательству и экономической политике и Комитетом Госдумы по информационной политике, связи и информационным технологиям.

Слушания вел глава Комитета Госдумы по наукоемким технологиям и науке академик РАН Вячеслав Александрович Черешнев. В числе приглашенных были лидеры фракций Госдумы, федеральных и региональных органов аккуратной и законодательной власти, публичных организаций, ученые.

Активное участие в подготовке слушаний в парламенте принял образованный при Комитете Госдумы по наукоемким технологиям и науке Публичный совет по наукоемким технологиям и инновационной деятельности.

Открыл слушания в парламенте первый помощник главы Госдумы О.В.Морозов, что призвал к созданию условий, содействующих скорейшему вхождению России в число 5 самые конкурентных экономик мира. Парламент обязан помогать инновационному пути развития страны и создавать соответствующие законы.

В слушаниях участвовали помощник главы Госдумы В.В.Жириновский, лидер фракции «Справедливая Россия; Отчизна/Пенсионеры/Жизнь» Н.В.Левичев, первый помощник главы Комитета Госдумы по наукоемким технологиям и науке А.А.Кокошин, первый помощник главы Комитета Госдумы по предпринимательству и экономической политике В.А.Головнев, глава Комитета Совета Федерации по науке и образованию Х.Д.Чеченов, помощник главы Комитета Госдумы по образованию О.Н.Смолин, и.о. статс-секретаря – науки Министра и заместителя образования Ю.П.Сентюрин, глава научного центра РАН в Черноголовке С.М.Алдошин, председатель совета директоров ГК «Роснанотех» Л.Б.Меламед, директор ОАО «НИИ молекулярной электроники и завод «Микрон» Г.Я.Красников, вице-президент ТПП Российской Федерации В.Б.Исаков, аккуратный вице-президент РСПП А.Г.Свинаренко и другие.

На слушаниях рассматривался громадной круг вопросов, главными из которых были:

— Роль наукоемких разработок в увеличении конкурентоспособности русском экономики;

— Госполитика в области создания и развития нанотехнологий наноиндустрии в Российской Федерации;

— Разработка наукоемких разработок и неприятность коммерциализации этих изучений в Российской Федерации;

— Законодательная поддержка и внедрения и экономическое стимулирование создания наукоемких разработок.

Тексты главных докладов, раздавшихся на Слушаниях, были заблаговременно отпечатаны и розданы вместе с другими информационными материалами всем участникам слушаний. Докладчики по большей части придерживались отпечатанных текстов.

В числе выступавших, тексты докладов которых заблаговременно не опубликовали, были следующие.

В выступлении помощника Главы Госдумы В.В.Жириновского раздалось требование существенно расширить финансирование науки, т.к. скорость увеличения это финансирования существенно отстают от темпов роста ВВП. Он внес предложение – ввести санкции против корпораций и компаний, каковые на вкладывают деньги в развитие инноваций и науки.

Президент Академии Естественных наук О.Л.Кузнецов напомнил, что согласно мнению специалистов ООН, в 50-60 годы в мире было две страны с инновационной экономикой – США и СССР. на данный момент один из источников инноваций – отраслевая наука в стране уничтожена.

На данный момент внимание нужно обратить на развитие импортозамещения и технологий жизнеобеспечения.

С главным докладом по теме слушаний в парламенте выступил помощник главы Комитета Госдумы по наукоемким технологиям и науке В.К.Осипов, подробный текст которого кроме этого представлен в раздаточном материале.

В раздаточных материалах были следующие документы:

Представленная Федслужбой национальной статистики официальная статистическая информация об инновационной деятельности организаций, относящихся к видам экономической деятельности: «Добыча нужных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «распределение и Производство электричества, газа и воды» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, «Об применении передовых производственных разработок», и «О торговле разработками с зарубежными государствами». В методических пояснениях к документам даны четкие определения понятий – инновационной активности организации, инновационной деятельности, технологических инноваций, инновационных товаров, услуг и работ, затрат на инновации, передовых и принципиально новых производственных разработок, патентной чистоты.

Эти определения являются крайне полезными и в деятельности НИИ РАСХН, т.к. до сих пор существует некая неопределенность в толковании и использовании этих определений и терминов. Примечательно, что удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в указанных областях среди государств-членов Евросоюза, в Российской Федерации образовывает 9,4 %, а в производстве пищевых продуктов – 8,8 %. У ближайшей по ранжированию Польше – 26,6 %. Часть сектора наукоемких производств России в мировом наукоемком производстве образовывает примерено 1 %, а в Соединенных Штатах – 33 %.

Громадный интерес представил документ «Русский Ассоциация венчурного инвестирования. Аналитическая записка», в которой дается сферы и характер деятельности Ассоциации, и форма помощи ее страной.

В Российской Федерации намечается тенденция «избытка» свободных средств у российских инвесторов в виду дефицита проектов для инвестирования и высоких рисков.

В Предложениях торгово-промышленной палаты РФ к слушаниям в парламенте: «Законодательное обеспечение инновационного экономического развития. Наукоемкие разработки» указывается, что в ближайшие 10-15 лет размеры мирового рынка высокотехнологичной продукции и одолжений смогут на порядок превышать ценовые количества топливно-энергетических продуктов.

Часть нашей страны в мировом наукоемком экспорте гражданской продукции сейчас не превышает 0,5 % (США – 36 %, Япония – 30 %, Китай – 6 %). До сих пор в Российской Федерации не приняты законы «Об инновационной деятельности» и «О передаче разработок».

ТПП РФ выделила 4 приоритетных направления согласно решению главных задач и проблем в сфере повышения и инновационного развития научного и интеллектуального потенциала страны. Подчеркивается, что в стране не решена неприятность субсидирования НИОКР, не смотря на то, что разумеется, что нереально добиться успеха в инновационной области без важной помощи науки.

В качестве одной из таких помощей Палата предлагает высвободить от уплаты земельного налога организации высшего образования и научные организации.

Ответственный, требующий глубокого изучения, аналитический материал к слушаниям в парламенте, подготовленный группой участников экспертного Совета по наукоемким технологиям и инновационной деятельности при Комитете Госдумы по наукоемким технологиям и науке, представил сопредседатель совета экспертов, помощник главы Комитета В.К.Осипов. Материал содержит последовательность отдельных документов, содержащих темы дня дискуссии на Слушаниях и предложения к проекту рекомендаций этих слушаний в парламенте.

Так, в Предложениях Фонда содействия формированию малых форм фирм в научно-технической сфере изложены ключевые принципы определения правового обеспечения развития малого инновационного предпринимательства. В особенной схеме четко изложены вопросы правового регулирования прав собственности на результаты научных изучений, появляющиеся тут неприятности и методы их нормативно-правового регулирования; условия образования новых инновационных фирм (старт-ап компаний) на уровне национальных исследовательских стимулов и учреждений для их развития.

В материале, представленном участником Президиума РАН академиком С.М.Алдошиным, подчеркивается значимость факта вхождения в число наиболее значимых элементов Национальной инновационной совокупности (НИС) госсектора науки как главного генератора отечественных инноваций. Данный сектор воображают научные организации РАН, отраслевые академии наук, Национальные учреждения и научные центры высшей школы.

Нужно законодательно оформить процедуры вовлечения и конкретные механизмы учреждений госсектора науки в инновационные процессы, в т.ч. регламентацию процедур передачи созданных разработок в экономику. Испытывает недостаток в совершенствовании существующая совокупность финансирования науки, в то время, когда фундаментальные изучения финансируются по разделу «Общегосударственные вопросы», а прикладные изучения – по разделу «национальная экономика».

Исходя из этого разрывается между ними сообщение уже на стадии финансирования проектов. До сих пор четко не выяснены экономически действенные механизмы лицензий и коммерциализации патентов, мотивации участия в инновационной деятельности научных сотрудников и организации, учреждения национальными научными и учебными организациями малых инновационных фирм.

В материале директора Госцентра правовой и экономической экспертизы в научно-технической сфере доктора наук Е.А.Наумова дана черта основных направлений и состояния совершенствования законодательства в сфере инновационной деятельности. Обращено внимание на необходимость выяснить в принятом Законе «О науке и национальной научно-технической политике» цели закона и предмет правового регулирования, правовое положение научного работника и учёного, предусмотреть нормы, регулирующие полномочия органов законодательной и аккуратной власти, снабжающих госполитику в научно-технической сфере.

Громадный интерес воображает полный перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере научно-технической деятельности в стране и отдельных субъектах федерации, перечень и глоссарий восьми нужных для принятия и разработки законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере научно-технической инновационной деятельности.

В предложениях председателя совета директоров ФГУП ВНИИКМ А.В.Путилова были сформулированы главные направления развития инновационного законодательства по трем временным периодам: 2008-2010, 2011-2015 и 2015-2025 гг. Они включают расширение прав применения интеллектуальной собственности Институтам и НИИ; создание возможности для Институтов, НИИ и других организаций данной сферы принимать участие в руководстве и организации малых фирм, разрешение корпорациям воображать безналоговые гранты физическим лицам для развития работ в области высоких разработок.

В целях инновационной развития деятельности и стимулирования науки предлагается принять последовательность законопроектов, в т.ч. «О внесении трансформаций в законы РФ с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких разработок»; «О фондах инноваций и поддержки науки», «О передаче разработок». Конкретно прокомментирована необходимость принятия этих законов.

Серьёзные предложения по увеличению эффективности деятельности технико-внедренческих особенных экономических территорий внес глава Управления МЭРТ РФ Г.А.Сарычев. В них подчеркивалась необходимость развить в этих территориях социальную инфраструктуру, создать совокупность помощи резидентов особенных экономических территорий, привлечь национальные корпорации к эксплуатации и строительству объектов в сфере передовых отраслей науки, техники и разработок; дать резидентам производить инновационную высокотехнологическую продукцию, созданную в территориях.

В предложениях, озвученных зам. примьер-министра Республики Мордовия В.А.Нечаевым, внимание было обращено на то, что без развития инновационной деятельности в регионах нереально развитие русском инновационной совокупности в целом. Нужно оказание национальной помощи частным инвесторам, финансирующим региональные научно-исследовательские и инновационные проекты.

Наряду с этим особенное внимание направляться выделить инвестиционным компаниям. Он находит разумным принять закон в сфере развития электронной коммерции и электронной торговли.

В согласии с другими докладчиками В.А.Нечаев обратил внимание на отсутствие действенного кадрового обеспечения инновационной деятельности и ее недостаточное современное сопровождение и научное обеспечение перспективных инновационных проектов.

В ряде материалов, представленных на Слушаниях, предлагалось интенсифицировать применение инновационного потенциала наукоградов. Директор НП «Альянс развития наукоградов России» М.М.Кузнецов продемонстрировал, что наукограды при рациональном национальном участии располагают возможностями опережающего развития за счет активизации инновационной деятельности и повышения выпуска наукоемкой продукции.

Наукограды являются действенными «точками роста» инновационной экономики России. Но в законодательстве субъектов РФ не обеспечено правовое регулирование статуса наукограда.

Сложности формирует то событие, что часть наукоградов имеет статус наукоградов РФ, вторая часть – статус закрытых административно-территориальных образований. Было предложено произвести несколько изменений в закон «О статусе наукограда РФ»и Правительству решить вопрос о создании на территориях наукоградов особенных экономических территорий технико-внедренческого типа.

Сведения о развитии нанотехнологий в вузах Рособразования представил помощник главы реализации учреждений и Управления образования приоритетного национального проекта «Образование» Е.А.Князев. В рамках одного из направлений формирования в стране наноиндустрии выяснено создание в ближайшие 10-15 лет надотраслевой научно-образовательной и производственной среды.

С целью достижения данной цели нужно создание инфраструктуры наноиндустрии, переподготовки системы и формирование подготовки кадров с целью проведения исследований и разработок в области наноиндустрии, создание совокупности содействия продвижению продукции наноиндустрии на внутренний и внешний рынок и условий для роста негосударственных инвестиций в развитие наноиндустрии. Для обеспечения образовательного процесса по направлению «Нанотехнология» созданы и утверждены Федеральные национальные образовательные стандарты и примерные учебные замыслы по подготовке бакалавров, специалистов и магистров в рамках направления «Нанотехнология».

На данный момент их будут готовить 27 Институтов России. Из представленного громадного списка направлений фундаментальных изучений в области наноиндустрии для биологической, в т.ч. и сельскохозяйственной науки воображают интерес изучения: матричный синтез, сборка, молекулярное узнавание и самосборка веществ в условиях органической и неорганической природы; нанокомпозиционные материалы, владеющие «интеллектуальными» особенностями, включая память и адаптивность; биологически активные наночастицы для наноизбирательной биомаркировки, диагностики, фармакотерапии и генной инженерии; высокочувствительные медико-средства анализа и биологические методы наноразмерных объектов в условиях биосред.

Для успешного осуществления изучений в обязательном порядке формирование устойчивого госзаказа на подготовку кадров разной квалификации с учетом услуг рынка и перспектив товаров наноиндустрии и создание совокупности действенного привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких разработок, ориентированных на развитие отечественных нанотехнологий.

Глава Комитета Совета Федерации по науке и образованию Х.Д.Чеченов представил конкретные советы Федсобранию РФ, Правительству РФ, Министерству науки и образования РФ, Минфину РФ, и органам власти субъектов РФ, по принятию и подготовке особого закона, пакета и законопроектов нормативно-правовых актов, и последовательности административных ответов, регламентирующих проведение мероприятий по стимулированию инновационной деятельности в стране. В частности, рекомендуется создать и принять законы «Об инновационной деятельноти», «О передаче разработок», «О национальном секторе науки». В числе вторых серьёзными были советы:

— при планировании бюджета страны учитывать, что для организаций, составляющих инфраструктуру инновационной совокупности, нужно осуществлять планирование на срок, больший, чем их вероятный выход на окупаемость;

— организовать региональные приоритетные направления внедрения инновационных проектов, списки приоритетных инновационных проектов регионального значения, реализация которых имеет значение для экономического и социального развития региона.

В «Советах» отмечено, что к 2010 г. отчисления на гражданскую науку предполагается довести до 173,7 млрд. руб., что в 5 раза больше, чем в 2002 г. Но динамика роста затрат на науку отстает от роста ВВП и часть затрат в ВВП кроме того уменьшается (1,07 % в 2005 г. и 1,05 % в 2007 г.). Недостаточная сообщение фундаментальной и прикладной науки в Российской Федерации с экономикой, неразвитость механизмов коммерциализации результатов научных изучений не разрешают в нужной мере применять научные успехи для общества потребностей и удовлетворения экономики.

Инициативы управления страны по переходу к инновационному сценарию экономразвития не хватает поддержаны на законодательном уровне.

Выделено, что особенные возможности с позиций приоритетов инновационного развития имеет деятельность Русском венчурной компании (ОАО «РВК»). на данный момент с участием ОАО «РВК» организовано 2 венчурных фонда, в 2008 г. планируется профинансировать еще 10 фондов.

В совокупности эти фонды должны обеспечить венчурным капиталом до 200 новых инновационных компаний и станут косвенным катализатором создания еще порядка 1000 компаний. Комитет считает необходимым в среднесрочной возможности добиться увеличения внутренних затрат на исследования и науку до 2-3 % ВВП, что приблизит страну по этому показателю к государствам — фаворитам технологического прогресса.

Особенный интерес в раздаточных материалах представила информационная подборка наименований документов из информационно-библиографических ресурсов Парламентской библиотеки. Подборка включает: Список нормативных правовых актов РФ, Нормативных правовых актов Правительства РФ, Нормативных правовых актов субъектов РФ, и наименования книг, авторефератов диссертации, статей из изданий, сборников и неопубликованных материалов и центральных газет по теме слушаний в парламенте: «Законодательное обеспечение инновационного экономического развития.

Наукоемкие разработки». Библиография включает полные тексты опубликованных статей главы Комитета по наукоемким технологиям и науке академика РАН В.В.Черешнева; председателя Рабочей группы по устойчивому формированию страны Комитета академика РАН М.Ч.Залиханова; первого помощника Главы Комитета академика РАН А.А.Кокошина; вице-президента РАН академика Ж.И.Алферова, член-обозревателя РАН Р.Гринберга, в которых не только строго научно, но и весьма интересно освещен последовательность проблем современного состояния русском экономики.

В статье академика РАН М.Ч.Залиханова «Резервы отечественного роста», он обращает внимание на то, что нужны новые разработки, содействующие наполнению внутреннего рынка недорогими и лекарствами и качественными продуктами питания отечественного производства. К сожалению, в ФЗ РФ № 264 «О развитии сельского хозяйства» недостаточное внимание уделено законодательному обеспечению сельскохозяйственной подготовки и науки кадров.

В инновационном развитии страны громадную роль обязана играться наука, финансировать которую нужно не по законам рынка, а по законам страны, которое заинтересовано в собственном развитии. Государство должно создать действенные преференции для среднего бизнеса и развития малого, т.к. как раз в их структурах значительно чаще рождаются инновационные разработки.

Приведенные за статьями статистические материалы Росстата по технологиям и науке прекрасно иллюстрируют эти статьи. Примечательно, что единственно по виду экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, Российская Федерация лишь импортирует зарубежные разработки (в 2006 г. в соответствии с 1675 разработками на сумму 57,5 млрд. руб.).

Приведенные в завершающей части библиографии результаты опроса публичного мнения на тему «Инновации: спасут ли они Россию?» продемонстрировали, что 62% уверены в том, что инновации – это нужное условие будущего процветания России.

В Советах слушаний в парламенте обобщены все самые важные концептуальные и практические предложения по стратегии и тактике перехода России к инновационному пути экономразвития. В вводной части Советы приведены 10 главных положений, каковые должны содействовать успешному осуществлению этого перехода.

В них ответственное внимание уделено необходимости инноваций вклада и увеличения науки в прирост ВВП, формированию инфраструктуры национальной инновационной совокупности и ее законодательному регулированию, и среднего и активизации малого инновационного предпринимательства.

Для реализации инновационного экономического развития РФ даны отдельные советы: Федсобранию РФ; Правительству РФ с участием научного и делового сообществ и Органам власти субъектов РФ. В них предлагается принять последовательность новых законов и внести трансформации в существующие законы, уточняющие и конкретизирующие правовые нормы в отношении статуса национального научного центра, льгот национальным академиям, государственным учреждениям и научным организациям профобразования, прав этим организациям учреждать малые инновационные фирмы с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности, восстановления национальной аккредитации научных организаций, порядка управления объектами интеллектуальной собственности.

Предлагается кроме этого вырабатывать приоритетные направления инновационного развития регионов и создание в регионах нормативно-правовой базы для расширения практики паритетного (50% федеральный центр – 5% субъект РФ) финансирования региональных научных и инновационных проектов.

В общем, во многих выступлениях раздалась озабоченность тем, что ускоренное развитие демонстрирует лишь венчурная деятельность, охватывающая малые инновационные фирмы с законченными НИОКР и налаженными реализацией и выпуском готовой продукции. Малые инновационные фирмы, имеющие «посевные» проекты, т.е. проекты в то время, когда бизнес лишь формируется, деятельно ведутся НИОКР, рыночные возможности создаваемого продукта еще неясны, а риски инвестора велики, венчурным финансированием охвачены мало.

Но, дабы в экономике оказались новые замечательные и прибыльные инновационные компании должно быть большое количество «посевных» инновационных фирм. В случае если учитывать, что количество финансирования одного «посевного» предприятия образовывает 10 млн. руб., но совокупный количество вложений в «посевные» проекты должны составить в Российской Федерации 100 млрд. руб. «проектам» и Посевным предприятиям по программам Роснауки и Фонда содействия формированию малых форм фирм в научно-технической сфере, и по соответствующим региональным программам возможно выделено около 2,5 млрд. рублей.

В развитых государствах сектор «посевных» проектов и предприятий в громадной степени финансируется за счет частных инвесторов – бизнес-ангелов. В Соединенных Штатах ежегодный количество учтенных 40-50 тысяч бизнес-безобидных инвестиций образовывает около 50 млрд. долл.

По оценкам специалистов, в Российской Федерации потенциальный количество частных бизнес-безобидных инвестиций может составить 25 млрд. руб. Громадное значение в развитых государствах имеют фонды соинвестирования национальных органов, бизнес-ангелов, венчурных компаний, каковые удачно решают проблему дефицита капиталов на стадии зарождения высокотехнологичных компаний.

В Российской Федерации создано Национальное содружество бизнес-ангелов России, которое предлагает сотрудничество в реализации мер, содействующих ускорению инновационного развития России.

Совершённые слушания в парламенте по теме: «Законодательное обеспечение инновационного экономического развития. Наукоемкие разработки» по широте и важности затронутых вопросов и научно-практической глубине их дискуссии и принятым Рекомендациям воображают большое явление в деятельности Госдумы, хорошие последствия которого будут видны во многих областях судьбы страны и будут ускорять инновационные процессы в экономике и науке.

Практическая значимость опубликованных к Слушаниям материалов делает очень желательной их доступность для широкой общественности страны – опубликование в особом сборнике для массового распространения.

Раздельно направляться отметить большой уровень организации Слушаний.

Глоссарий

Инновационная деятельность – деятельность, снабжающая создание и реализацию (введение в гражданский оборот) новаций (новшеств) и получение на их базе практического результата (новшества) в виде новой продукции (товара, услуги), нового метода производства (разработки), и реализованных на практике ответов (мер) организационного, производственного, социально-экономического и другого характера, оказывающие хорошее влияние на сферу производства, публичные отношения и сферу управления обществом.

Новация (новшество) – итог интеллектуальной деятельности, являющийся объектом гражданско-правовых взаимоотношений, владеющий показателями:

а) новизны, другими словами новыми качествами, особенностями и иными отличительными от существующих аналогов показателями;

б) практической применимости с позиций безопасности и потребительской полезности;

в) экономической эффективности (конкурентоспособности).

Инновационный продукт – итог инновационной деятельности (новшество, инновация), взявший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, метода производства (разработки) либо иного публично нужного результата.

Инновационный потенциал – совокупность интеллектуальных, материальных, денежных, научно-технических, кадровых, организационных и других ресурсов, завлекаемых для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный процесс совокупность действий (работ), связанных с осуществлением и организацией инновационной деятельности, направленных на осуществление нововведений и разработку новшеств.

Национальная инновационная совокупность – совокупность организационно-правовых, социально-экономических и институциональных взаимоотношений, устанавливающих в соответствии с законодательством и конституцией и сложившимися обычаями делового оборота стран-участников СНГ условия бюджетного, налогового, таможенного, антимонопольного и технического регулирования инновационной деятельности, и саморегулирования, на базе добровольного принятия и сертификации стандартов продукции и исполнения качества (одолжений).

Инфраструктура национальной инновационной совокупности (инновационная инфраструктура) – совокупность организаций и органов, осуществляющих в пределах предоставленных им полномочий управление и реализацию политики в области инновационной деятельности, и совокупность специальных инновационных коммерческих, организаций и некоммерческих предприятий, их объединений, профессиональных союзов и саморегулируемых организаций предпринимателей, снабжающих инновационную деятельность.

Инновационная организация – юрлицо, осуществляющее инновационную деятельность.

Инновационное предприятие – хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, поставкой и производством инновационной продукции (товаров, одолжений), для которого указанная продукция образовывает главную часть (не меньше семидесяти процентов) от общего объема производства товаров (одолжений).

Национальная (национальная) инновационная политика – часть национальной социально-экономической политики, направленная на реализацию и разработку задач и целей устойчивого экономического развития, создание нужных условий для сокращения технологических разрывов, обеспечения конкурентоспособности национальной безопасности и отечественного производства страны.

Инновационная программа – комплекс инновационных и инвестиционных проектов, согласованных по срокам их осуществления, ресурсам, исполнителям, источникам и объёмам финансирования, снабжающий действенное ответ задач по распространению и освоению инноваций.

Инновационный проект – документ, содержащий правовое, организационное и технико-экономическое обоснование замысла мероприятий в области инновационной деятельности, который связан с созданием, распространением и освоением производства инновационной продукции.

Инвестиционный проект – документ, содержащий порядок финансирования инновационной деятельности, установленный в соответствии с стандартами и техническими регламентами финансовой отчётности и бухгалтерского учёта либо в соответствии с иным порядком, принятым странами-участницами СНГ.

Национальный инновационный проект – утвержденный уполномоченным органом власти комплекс увязанных по срокам, исполнителям и ресурсам программных и организационных мероприятий, инновационных и инвестиционных проектов, направленных на развитие и создание объектов национальной инновационной совокупности, на проведение технологической модернизации структурных преобразований и производства в экономической либо социальной сферах, осуществляемых при помощи и ярком участии страны в соответствии со стратегией национальной инновационной политики.

Инновационная активность организации – характеризует степень участия организации в осуществлении инновационной деятельности в целом либо отдельных ее видов в течение определенного периода времени.

Уровень инновационной активности организаций – отношение числа организаций, осуществляющих инновации хотя бы одного типа: технологические, организационные либо маркетинговые, к неспециализированному числу обследуемых за определенный период времени организаций.

Инновационная деятельность – вид деятельности, который связан с изменением идей (в большинстве случаев результатов научных разработок и исследований или иных научно-технических достижений) в технологически новые либо усовершенствованные продукты либо услуги, внедренные на рынке, в новые либо усовершенствованные технологические процессы либо методы производства (передачи) одолжений, использованные в практической деятельности.

Технологические инновации являются конечный итог инновационной деятельности, взявший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта либо услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного процесса либо метода производства (передачи) одолжений, применяемых в практической деятельности.

Организации, осуществлявшие технологические инновации — организации, осуществлявшие внедрение и разработку новых либо усовершенствованных товаров, работ, одолжений, технологических процессов либо способов производства (передачи) одолжений и иные виды инновационной деятельности.

Инновационные товары, работы, услуги – это товары, работы, услуги, подвергавшиеся в течение последних трех лет различной степени технологическим трансформациям. По уровню новизны выделяются два вида инновационных товаров, работ, одолжений – снова внедренные (либо подвергавшиеся большим технологическим трансформациям) и подвергавшиеся усовершенствованию.

Затраты на инновации – выраженные в финансовой форме фактические затраты, которые связаны с осуществлением разных видов инновационной деятельности, делаемой в масштабе организации (вида деятельности, субъекта, страны).

Количество отгруженных товаров, работ, одолжений – цена отгруженных либо отпущенных в порядке продажи, и прямого обмена (согласно соглашению мены) товаров собственного производства, выполненных работ и сделанных одолжений сомостоятельно в фактических отпускных стоимостях без налога на добавленную цена, налогов и других подобных необходимых платежей. Количество отгруженных инновационных товаров, работ, одолжений включает продукцию, произведенную в отчетном году на базе разнообразные технологических инноваций.

Удельный вес количества отгруженных инновационных товаров, услуг и работ организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем количестве отгруженных товаров, услуг и работ обследованных организаций определяется отношением количества отгруженных инновационных товаров, услуг и работ организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем количестве отгруженных товаров, услуг и работ обследованных организаций.

Передовые производственные технологические – процессы и технологии технологии, включающие автомобили, аппараты, приборы и оборудование, основанные на микроэлектронике либо управляемые посредством компьютера и применяемые при проектировании, производстве либо обработке продукции.

Принципиально новой – есть разработка, не имеющая аналогов, отечественных либо зарубежных, созданная в первый раз, владеющая как следует новыми чертями, отвечающими требованиям современного уровня либо превосходящими его. Новая разработка обязана базироваться на больших пионерских либо высоко результативных изобретениях.

Соответственно новой в стране есть разработка, не имеющая отечественных аналогов.

Патентная частота – юридическое свойство объекта (разработки либо ее элемента), заключающееся в том, что он может употребляться в стране без нарушения на ее территории прав на промышленную собственность.

О.А. Монастырский, участник Слушаний, заведующий лабораторией Всероссйского НИИ биологической защиты растений, специально для газеты Защита растений

Круглый стол: «Инновационное экономическое развитие Донбасса»


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: