Ракета миллионера взорвёт рынок пусковых услуг

Протоны и «Союзы», Ariane и Delta, Long March и «Космос» — мы привыкли, что корабли и спутники поднимают на орбиту ракеты, созданные компаниями-гигантами под руководством национальных агентств мировых держав. Но не так долго осталось ждать всё изменится.

Ракета-носитель, спроектированная и выстроенная маленькой личной компанией, уже стоит на стартовом столе.

Дебют ракеты Falcon 1 американской корпорации SpaceX, что много раз откладывали для доводки устранения и техники последних «шероховатостей», думается, наконец-то состоится.

В отличие от многих компаний, устремившихся в молодую отрасль — «личный космос» — и продемонстрировавших на недавнем шоу Countdown to the X PRIZE CUP макеты суборбитальных ракет, SpaceX вывезла на настоящий стартовый стол не макет — но работоспособную ракету, и не суборбитальную, а полноценную, со спутником на борту, что она обязана вывести на околоземную орбиту 25 ноября 2005 года.

Место исторического старта — мелкий тихоокеанский остров Омелек (Omelek), около атолла Кваджалейн (Kwajalein).

Миллионер Элон Маск (Elon Musk), основатель и владелец SpaceX, и, к слову — основатель платёжной совокупности PayPal, заявил: «Я практически не нервничаю, я ощущаю помощь. Независимо от того, что произойдёт, это будет первым шагом в сокращении цены доступа в космос».

Ракета миллионера взорвёт рынок пусковых услуг

Миллионер Элон Маск ищет инвесторов для помощи собственной космической программы.

Но заявляет, что в случае если таковых не найдётся – он потянет финансирование всех намеченных работ и в одиночку (фото SpaceX/Federal City Communications Corp).

Про сокращение цены — не для красного словца. Это лейтмотив компании.

Falcon 1 имеет первую ступень многократного применения. Она опускается на парашюте на воду. Позже её поднимают на судно.

Кстати, парашютную совокупность для Falcon 1 создала та же компания, что делает парашюты для ускорителей американского шаттла. Так что разработка спасения ступени — отработанная.

Первая ступень оснащена одним двигателем Merlin. Он, как и вся ракета в целом, есть собственной разработкой SpaceX, равно как и движок второй ступени – Kestrel.

Остров Омелек: Falcon 1 со спутником FalconSat-2 под головным обтекателем ожидает команды на старт (фото SpaceX).

Питаются эти двигатели жидким кислородом и керосином. Для «частного космоса» — очень продвинутая разработка.

Мелкие компании чаще обращают собственные взгляды на более простые и недорогие твердотопливные движки либо жидкостные — но на спирте.

Так вот, цена ракеты (для клиента) составила всего $6,7 миллиона. Из-за чего мы говорим в прошедшем времени? Дело в том, что клиент уже имеется: в собственный первый полёт Falcon 1 отправится со спутником на борту.

Это FalconSat-2 — научный аппарат, выстроенный студентами американской академии ВВС (U. S. Air Force Academy).

Мелкий экспериментальный спутник обязан будет измерить эффект действия космической плазмы на навигационные и коммуникационные спутники, как довольно часто говорят, «в интересах Минобороны».

Увидим, в данную привлекательную цену входит страховка, фактически, цена ракеты, её сборки с нужной нагрузкой и цена запуска. А нагрузка (на низкую орбиту) для Falcon 1 образовывает 570 килограммов.

Протяженность же ракеты: 21,3 метра, стартовая масса — более 27 тысячь киллограм.

Тест двигателя первой ступени собранной ракеты Falcon 1 на авиабазе Ванденберг в мае нынешнего года (фото SpaceX).

Что приятно: Falcon 1 — это не просто единичная «проба пера» юный компании. Это доведённый до серийного выпуска (как не редкость серийным выпуск космических ракет-носителей) продукт.

При успехе запуска 25 ноября, в марте 2006 года SpaceX выкатит на старт второй экземпляр Falcon 1. На него уже имеется клиент — Пентагон со своим спутником TacSat-1. Сборка второго Falcon 1 обязана завершиться в течение месяца, а в следующем году будет изготовлен и третий экземпляр. По большому счету же, SpaceX уже реализовала шесть запусков Falcon 1.

Причём полёты будут выполняться как с атолла Кваджалейн, так и с калифорнийской авиабазы Ванденберг.

Merlin – керосиновый двигатель с рядом уникальных ответов. К примеру: турбонасосный агрегат тут «поставляет» керосин под давлением не только в камеру сгорания, но и в трубки гидравлической совокупности, управляющей качанием двигателя (вектором тяги), что ликвидирует необходимость в отдельном гидравлическом приводе (иллюстрация SpaceX).

Компания всерьёз собирается снизить расценки на запуски спутников. Не только в лёгком классе, но и в среднем а также в тяжёлом.

Чуть позднее SpaceX собирается представить публике модели Falcon 5 и Falcon 9. Как и модель 1, обе они — двухступенчатые, и обе трудятся на топливной паре «керосин-кислород».

«Пятая» запланирована на нужный груз в 4,1 тонны (на низкую орбиту), а вот «девятка» (кстати, она заявлена как совокупность «всецело многоразового применения») будет иметь пара выполнений, самое тяжёлое из которых должно доставлять около 25 тысячь киллограм на низкую околоземную орбиту или 9,65 тонны на геопереходную.

А вот это уже имеется откровенный вызов мировым грандам в области пусковых одолжений – ракетам «Протон» и Ariane. Так как заявленная полная цена пуска Falcon 9 в самом тяжёлом варианте — для них легко убийственна.

Она образовывает $78 миллионов (со всеми услугами и страховкой).

Да и самый лёгкий вариант 9-й модели (9,3 тонны на низкую орбиту либо 3,4 на геопереходную) оценивается SpaceX страно недорого — в $27 миллионов.

Первую ступень Falcon 9 будут толкать 9 движков Merlin, возможно, уже «поколения 2», которое инженеры компании собираются сделать ещё более экономичным и технически идеальным, чем Merlin 1 (иллюстрация SpaceX).

Первый полёт Falcon 9 намечен на 2007 год (и данный старт уже забронирован правительством США), а второй — на 2008-й. Данный пуск приобрел создатель первого космического отеля Роберт Бигелоу (Robert Bigelow).

Замыслы SpaceX на последующие годы — ещё более грандиозные. Модель Falcon 9 (а, может, и пятая в одном из собственных вариантов) будет использована не только для неодушевлённых грузов, вместе с тем и для запуска людей (хоть на МКС, хоть на орбитальные отели мистера Бигелоу).

Скоро компания обещает опубликовать проект «самого громадного в мире» ракетного двигателя (неужто он будет больше тех, что находились на первой ступени «Энергии»?). С ним маленькая SpaceX собирается довести линейку собственных ракет до носителей с номинальной грузоподъёмностью в 100 тысячь киллограм.

Цель — «ускорение колонизации Марса».

Санкции США лишают борьбе американские компании


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: