Разборная бетономешалка
Бетономешалка предназначена для получения цементной смеси либо цементно-песчаного раствора. Производительность её по количеству — 15 десятилитровых вёдер смеси в соотношении: 1,5 ведра цемента + 4,5 ведра песка + 9 вёдер щебня (вода не учтена) за один замес в течение 15 мин. (по 5 мин.: на загрузку, перемешивание и выгрузку).
Конструктивно бетономешалка складывается из трёх узлов: ёмкость (смесителя), подвесная люлька, станина.
Смеситель изготовлен из трёх частей: цилиндра и двух усеченных конусов. Через передний конус — более долгий -происходит загрузка цемента, песка, щебня, и выгрузка готового раствора.
Маленький конус в задней её части, к которому пристроен механический привод, помогает фактически для перемешивания бетона. Материал — страницы стали толщиной 3 мм, конструкция — сварная, диаметром до 630 мм.
Ёмкость вращается на подшипниках подвесной люльки.
По окружности ёмкости приклеены две резиновые ленты, каковые являются «беговыми дорожками» для подшипников. Они изготовлены из транспортёрной ленты толщиной 12 мм и существенно снижают уровень шума при работе, и компенсируют неточности в изготовлении «бочки».
В ёмкости приварены четыре лопатки под углом 30° по отношению к её продольной оси. Их назначение содержится в выгрузке и перемешивании бетона готовой смеси.
Лопатки выполнены из уголка размерами 45×45 мм.
Бетономешалка, вид с боку:
1 — станина; 2 — подвесная люлька; 3 — ёмкость смесителя; 4 — корпус пусковой переключателя и кнопки реверса вращения; 5 корпус конденсаторной батареи; 6 фиксатор; 7 поворотный механизм; 8 — поперечная соединительная тяга; 9 — опора станины (2 шт.); 10 — поддерживающий ролик (4 шт.); 11 — «беговая» дорожка подшипника (резиновая лента, 2 шт.);
Поворотный механизм подвесной люльки со смесителем:
1 — редуктор поворотного механизма; 2 — подвесная люлька; 3 — кронштейн крепления поддерживающего ролика; 4 — корпус поддерживающего ролика; 5 плата крепления к станине корпуса подшипника; 6 — корпус с подшипником; 7 фиксатор; 8 — вал поворота подвесной люльки; 9 — штурвал поворота подвесной люльки со смесителем
Ввиду применения в конструкции реверсивного вращения смесь, за счёт лопаток, выгружается полностью.
Подвесная люлька предназначена для привода и установки ёмкости. Она крепится к станине на двух осевых опорах, разрешающих осуществлять поворот люльки в рабочее положение перемешивания и в положение выгрузки готового бетона.
Люлька сварена из газоводопроводных труб диаметрами 3/4 и 1/2».
Рабочее положение смесителя бетономешалки 28° — 30° к горизонту.
В задней части люльки находится главная платформа; к ней на болтовых соединениях крепятся дополнительные платы для установки ступиц под мотор редуктора и валы-привода. Она изготовлена посредством сварки из уголков размерами 32×32 мм.
Использование в конструкции приводного вала со шкивом, вместо яркого твёрдого соединения «бочки» с мотор-редуктором, обусловлено необходимостью обеспечения щадящего редуктора работы и режима электромотора. При перегруза ёмкости по весу может происходить пробуксовка приводного ремня и соответственно снизится нагрузка на редуктор и электромотор.
Главная платформа снабжает вторым платам некую свободу крепления, что и разрешает установить ступицы соосно оси ёмкости смесителя, независимо от погрешностей в изготовлении и износа резиновых лент. Помимо этого, имеется возможность осуществлять регулировку натяжения приводного ремня перемещением мотор-редуктора.
В нижней части люльки размещены восемь шариковых подшипников, на которых вращается «бочка». Крепление их выполнено по «плавающей» схеме, что разрешает компенсировать неточности в изготовлении узлов.
По два подшипника установлены на одной оси, вольно проходящей в отверстие крепёжного кронштейна.
В верхней части люльки имеются поддерживающие подшипники — по два с каждой стороны ёмкости.
Подшипники установлены в корпусах, разрешающих осуществлять регулировку прилегания подшипников.
В конструкции применены две ступицы.
Одна из них изготовлена из передней ступицы автомобиля «Ока», вторая — самодельная.
В качестве одного из валов применена полуось кроме этого от автомобиля «Ока».
Использование в конструкции автомобильной ступицы обусловлено установкой в ней двухрядного подшипника.
Второе преимущество таковой ступицы — поворотный шарнирный механизм, компенсирующий регулировки соосности и неточности изготовления обеих поставленных ступиц. Вероятно полуоси и применение ступицы от любого переднеприводного автомобиля.
Ступица от «Оки» мягко соединена со смесителем через демпферную резиновую шайбу, кроме этого из 16-мм транспортёрной ленты. Использование демпферных резиновых шайб снабжает работы бетономешалки и мягкость старта.
Вторая ступица складывается из корпуса с двумя шариковыми подшипниками, вала: одним финишем соединённого с другой ступицей через резиновую шайбу; на втором его финише установлен шкив приводного ремня. Шкив использован от воздушного компрессора автомобиля МАЗ.
Ввиду того, что смесительная ёмкость «катается» по подшипникам в люльке и не соединена жёстко со ступицей, и не «висит» на ней, вертикальной осевой нагрузки на подшипник ступицы нет, что снабжает долговечность его работы.
Электропривод — мотор-редуктор с чертями: 600 Вт, 380 В, 20 об/мин на выходном валу.
Шариковые подшипники в редукторе заменены на двухрядные роликовые.
Ввиду того, что электропривод предполагалось применять лишь в однофазной сети переменного тока, схема статора и обмотки электродвигателя их включения претерпели трансформации.
Обмотки выполнены из эмальпровода и дополнительно обвиты стекловолоконной нитью толщиной 0,1 мм хорошо, виток к витку. Это обеспечило надёжнейшую высоковольтную и термостойкую изоляцию провода, исключающую возможность межвиткового замыкания в обмотках и выхода электромотора из строя.
Кроме того при «пригорании» эмали на проводе межвитковое замыкание нереально. По окончании набивки обмоток в пазы статора пропитка обмоток не производилась, что обеспечило лучшую их теплоотдачу.
Схема включения обмоток была поменяна.
Одна из трёх была подключена параллельно двум вторым, что обеспечило дополнительную ЭДС и исключило обратную ЭДС обмотки, тормозящую работу трёхфазного электродвигателя в однофазной сети и приводящую к утраты мощности.
Такая схема их включения разрешила взять мощность электродвигателя в пределах 400 — 420 Вт, что на большое количество выше, чем при включении обмоток трёхфазного электродвигателя в однофазную сеть при классической схеме подключения.
Запуск электродвигателя осуществлялся кнопкой пускателя от ветхой стиральной машины. Реверс электродвигателя обеспечивался переключением обмоток при помощи пакетного тумблера с соответствующей пропускной свойством по току.
Электропроводка выполнена многожильным проводом. Провода проложены в «бронерукаве», обмотанном в два слоя изоляционной лентой, обеспечившем относительную герметичность. Для облегчения монтажа применены провода различных цветов.
Станина бетономешалки разборная, составленная из двух боковых стоек и трёх соединительных тяг. К одной из стоек присоединена платформа из уголка размерами 25×25 мм для крепления конденсаторных батарей, и корпуса пусковой переключателя и кнопки реверса вращения, изготовленных из оцинкованной стали толщиной 0,8 мм.
Крышки корпуса сконструированы так, что не разрешают перевести реверс электродвигателя на протяжении его работы.
Корпус конденсаторной батареи изготовлен герметичным.
Дно его выполнено из текстолита толщиной 15 мм, боковые стены и крышка — из оцинкованной стали толщиной 0,8 мм. Соединение боковых стенок и крышки произведено алюминиевыми заклёпками.
На данной же боковой стойке находится фиксатор, выполненный по типу ружейного затвора, снабжающий твёрдую и надёжную фиксацию люльки и соответственно смесительной ёмкости в трёх положениях — смешивания, горизонтальном (для удобства очистки и мытья по окончании завершения работы) и выгрузки.
Боковые стойки станины изготовлены из дюймовой газоводопроводной трубы.
Жёсткость обеспечивается укосинами из полдюймовой трубы.
Привод бетоносмесителя (вид позади):
1 — мотор-редуктор; 2- ведущий шкив; 3 — ведомый шкив; 4 — передачи и ремень; 5 — ступица первой ступени вала; 6 — демпферная резиновая шайба; 7 — вторая ступень вала (полуось от автомобиля «Ока»); 8 — кронштейн крепления вторичного вала с приваренной ступицей от автомобиля «Ока»; смеситель; 9 — демпферная резиновая шайба; 10 — смеситель; 11 — подрамник привода; 12 — люлька
Привод бетоносмесителя (вид слева)
Соединение боковых стоек и тяг (двух — горизонтальных и одной — вертикальной) — болтовое.
К боковым стойкам снизу передней части приварены дополнительные опорные полустойки, а по центру тяжести -оси колёс.
Колёса бетономешалки — цельнорезиновые.
Нужно иметь по два колеса на каждой оси, что обеспечит меньшее удельное давление на грунт.
На вертикальной стойке установлены переворотная крестовина и поворотный механизм, снабжающие перевод люльки из рабочего положения в положение выгрузки.
Чтобы не было поражения электрическим током бетономешалка имеет заземление. Его проложил отдельным проводом конкретно от электродвигателя и прикрепил по ходу болтом к боковой стойке станины, и потом присоединил к железному заострённому штырю диаметром 12 мм и длиной 500 мм.
Штырь перед тем как приступить к работам забивается в почву.
Бетономешалка — разборная. Время приведения её в «походное» состояние всего 30 — 40 мин.; приблизительно столько же уходит на сборку по окончании перевозки. В разобранном виде без особенного труда размещается кроме того в автомобиле ВАЗ-2104.
По окончании изготовления моя бетономешалка проработала непрерывно всю осень прошлого года с «утра до вечера»: было переработано песка более кузова грузовика марки Камаз и шесть таких же кузовов щебня, а воды применяли -не считано!
на данный момент бетономешалка трудится без нареканий в одном из отечественных садоводческих товариществ.
А. КУКУШКИН