Ретробудущее gm. часть первая: лайнер командовал парадом прогресса

Полвека назад эти автомобили собирали миллионы зрителей. Дженерал моторс отыскала броский движение для продвижения собственных идей. Кроме того не новинок – прогнозов, видений будущего.

Она выстроила шоу-автобус, что сам был неординарным экспонатом.

21 января 2006 года красно-серебряный автобус более чем полувекового возраста был реализован за $ 4 миллиона 320 тысяч с американского аукциона Barrett-Jackson. Он стал наиболее ценным автомобилем в истории данного аукциона.

Данный необычный на вид автобус – очень редкая вещь — Дженерал моторс Futurliner. Их было выстроено всего 12 штук, из них 9 сохранились до наших дней, но только три будут в приемлемом состоянии, пригодном для поездок.

Одна из таких автомобилей, что принципиально важно – идеально отреставрированная и всецело в уникальной конфигурации, именно и стала рекордсменом аукциона. Но обо всём по порядку.

История Futurliner началась с чикагских Глобальных ярмарок «Столетие прогресса» (A Century of Progress) 1933-1934 годов, демонстрировавших тогдашние успехи науки и техники.

Futurliner завлекает внимание, в первую очередь, стилем (фото с сайта futurelinerforsale.com).

Одна из громаднейших экспозиций была у Дженерал моторс: машины, двигатели, устройства, исследования и технологии.

И вся ярмарка, и стенды GM были столь популярными, что Чарльз Кеттеринг (Charles F. Kettering), вице-президент GM по исследовательским проектам, убедил главу компании Альфреда Слоана (Alfred P. Sloan) снабдить экспозицию компании «колёсами», чтобы её имели возможность заметить миллионы американцев.

Тогда же решили и транспорт для выставки сделать экспонатом. Было выстроено 8 особых автобусов в футуристическом стиле.

Ретробудущее gm. часть первая: лайнер командовал парадом прогресса

Parade of Progress 1954 года вступает в Сант-Катарину (St.

Catharine) (фото GM с сайта barrett-jackson.com).

Эти автомобили стали известны как «Silver-Topped Streamliners». Экспонаты выставки разместили прямо в них.

Мероприятие стало называться «Парад прогресса» (Parade of Progress).

Кавалькада автобусов и сопровождающих их автомобилей колесила по просторам континента, собирая толпы зрителей. Первый таковой вояж прошёл в 1936 году.

В 1938-м Parade of Progress посетил Мексику, а в 1939-м — побывал в Гаване.

Черты автобуса будущего позднее возможно было заметить на серийных автомобилях.

И не только в Соединенных Штатах (фото с сайта barrett-jackson.com).

Мысль имела оглушительный успех. И в 1940-м году компания создала новый «автобус будущего» – Futurliner.

Действительно, на снимках мы видим модель 1950-1953 годов, значительно перекроенную. Именно она и была реализована пару дней назад с аукциона.

У автомобили, нарисованной рукой дизайнера Харли Ирла (Harley Earl), очень многое было необыкновенным. Начиная с вида, само собой разумеется.

Тут размещались экспонаты выставки (фото с сайта barrett-jackson.com).

Высоко поднятая обтекаемая кабина (глаза водителя пребывали на высоте 3 метров от дороги), откидывающиеся борта (за которыми размещались, фактически, экспонаты выставки)…

Ещё у автобуса были сдвоенные колёса не только позади (как у многих грузовиков и автобусов), но и спереди. С массой технических придумок автобус создавал (и создаёт) не меньшее чувство, чем его груз.

Протяженность этого шедевра образовывает 10 метров, ширина 2,44 метра, а высота (по крышу кабины) – 3,53 метра. Машина была оснащена усилителем руля (чего непременно потребовали сдвоенные передние колёса) и автоматическим корректором света фар.

Вход в кабину размешался на углу кузова, под пятками у водителя (фото с сайта barrett-jackson.com).

Шестицилиндровый бензиновый двигатель автобуса приводил колёса через экзотическую, по тем временам, четырёхступенчатую автоматическую трансмиссию.

Futurliner 1940 года имел прозрачную пластиковую крышу кабины.

А так как кондиционера не было, да ещё двигатель был размещён спереди (под водителем), поездка на Futurliner напоминала медленное поджаривание в оранжерее.

Концепткар Pontiac Bonneville Special на одном из шоу GM (фото Jim Morris с сайта barrett-jackson.com).

Только в первой половине 50-ых годов XX века крышу заменили на непрозрачную, и автобус получил кондиционер.

Машины эти, кстати, послужили не только GM, но и вторым компаниям, каковые кроме этого применяли их как шоу-румы, переезжавшие из города в город чуть не по всему американскому континенту.

Громадная секция крыши Futurliner поднималась на рычагах метра на полтора вверх. Под ней скрывалась россыпь ламп дневного света, эффектно освещавших всё около.

Таким был отреставрированный автобус много лет назад (фотографии с сайта futurelinerforsale.com).

Кстати, с 1949 года шоу Parade of Progress поменяло имя и стало более известной «Моторамой» (Motorama), купив ещё больший размах («Моторамы» проводили до 1961 года).

Новый обладатель автобуса за четыре с лишним миллиона нормально отправился к себе прямо на нём — своим ходом (фото с сайта jalopnik.com).

Сейчас в больших городах эта выставка занимала уже внушительные крытые площади, и не считая экспозиционной начинки всё тех же «автобусов будущего» завлекала внимание миллионов сумасшедшими концепткарами от GM. Их космический стиль не оставляет людей равнодушными кроме того на данный момент.

А в Futurliner зрители видели не только вещи, имеющие отношение к автомобильной отрасли.

Так, в 1950-х на собственных мобильных шоу GM показывала американцам: разрез реактивного двигателя, различную бытовую технику (а также – микроволновку), стереозвук, правила порошковой металлургии и многие другие тогдашние диковинки. Часть экспонатов была действующей.

Отработав же на Motorama до 1956 года, все экземпляры Futurliner сами стали необычной уникальностью.

Продолжение направляться.

Итальянцы наблюдают Парад Победы


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: