Склеивание
Склеивание подробностей — это последний вид сборки неподвижных неразъемных соединений, при котором между поверхностями подробностей сборочного узла вводится слой особого вещества, талантливого без движений скреплять их — клея.
У данного вида соединений имеется последовательность преимуществ: во-первых, возможность получения сборочных узлов из неметаллических материалов и разнородных металлов, во-вторых, процесс склейки не требует повышенных температур (как к примеру, сварка либо пайка), следовательно, исключается деформация подробностей, в-третьих, устраняется внутреннее напряжение материалов.
В слесарно-сборочных работах в большинстве случаев употребляются клеи: ЭДП, БФ-2, 88Н.
Подобно всем вторым видам соединений, уровень качества клееных соединений сильно зависит от правильности подготовки поверхностей к процессу склеивания: на них не должно быть пятен грязи, ржавчины, следов жира либо масла. Очистку поверхностей реализовывают железными щетками, шлифовальными шкурками, материал для масляных пятен и удаления жировых зависит от марки применяемого клея: при склеивании подробностей клеем 88Н используется бензин, под клеи ЭДП и БФ-2 — ацетон.
Процесс склеивания подробностей складывается из следующих операций:
— подготовить поверхности подробностей и выбрать марку клея (см. выше);
— нанести на поверхности в местах соединения первый слой клея (эту операцию возможно делать кисточкой или поливом), просушить, нанести второй слой клея, соединить подробности и прижать их друг к другу струбцинами (тут принципиально важно смотреть за правильным совпадением подробностей и их плотным прилеганием);
— выдержать клееный узел и очистить швы от подтеков клея.
Режим сушки первого слоя клея: ЭДП — наносится в один сушки и слой не требует; БФ-2 — 1 час при температуре 20 градусов С («до отлипа»); 88Н — 10-15 мин. на воздухе,“по окончании нанесения второго слоя выдержать 3-4 60 секунд и лишь позже соединить подробности.
Режим выдержки клееных соединений: при применении клея ЭДП —2-3 дней при температуре 20 градусов С либо 1 дни при температуре 40 градусов С; клей БФ-2 — 3-4 дней при температуре 16-20 градусов С либо 1 час при температуре 140-160 градусов С; клей 88Н — 24-48 часов при температуре 16-20 градусов С под грузом.
При сборках автомобилей и механизмов время от времени применяют комбинированные клееные соединения — клеесварные: на сопрягаемую поверхность одной из подробностей наносят слой клея ВК-9, а вторую подробность приваривают способом точечной сварки по этому слою.
В конструкциях разных автомобилей и механизмов, каковые приходится собирать и ремонтировать слесарю, главным назначением подвижных узлов есть преобразование вращательных перемещений в поступательные и направления движения и преобразование скорости. Исходя из этого и именуются такие узлы передачами.
Воздействие механических передач основано или на применении зацепления (зубчатые, червячные, цепные), или на применении силы трения (ременные, фрикционные). Но и те и другие передачи имеют в собственных конструкциях что-то неспециализированное — наличие в узлах передач подшипников (скольжения либо качения).
Как раз с их установки (монтажа) мы начнем ознакомление с процессом сборки узлов механических передач.
—-
Склеиванием именуют способ соединения заготовок посредством клея. Склеиванием возможно приобретать соединения из разнородных материалов. Оно не вызывает изменений структуры в материале заготовок, не утяжеляет изделие.
Клеевые соединения владеют хорошими теплоизолирующими, звукопоглощающими, демпфирующими и герметизирующими особенностями. К недочётам клеевых соединений относятся низкая прочность и невысокая термостойкость.
Многие клеи токсичны. Склеиванием приобретают соединения втулок с корпусами либо валами, и соединяют между собой заготовки из листового материала.
Склеивание представляет собой адгезионный процесс, т. е. процесс молекулярного сцепления поверхностей с клеем.
Материалами клеев являются высокополимеры на базе эпоксидных, полиуретановых, фенолформальдегид-ных и других смол. Клеи на базе эпоксидных смол (ВК-32-ЭМ, эпоксид П, ПР) стали широко распространены.
Соединения этими клеями отличаются большой прочностью на сдвиг и теплоустойчивостью (до 90 °С). Клеи на базе фенольных смол БФ-2 и БФ-4 снабжают теплостойкость и меньшую прочность до 70 °С.
В узлах, трудящихся в условиях повышенных вибраций и температур, используют клеи высокой вибропрочности (ВК-13, ВК-13М). Особые клеи снабжают теплоустойчивость до 500 °С и повышенную прочность на сдвиг.
Последовательность работ при склеивании. Для надежной адгезии нужно шепетильно подготовить поверхности под склеивание.
Зазор не должен быть больше 0,05-0,25 мм. самые прочные соединения приобретают при шероховатости склеиваемых поверхностей Ra = — 1,6 f 3,2 мкм.
От грязи, жира и окалины заготовки очищают в растворах фосфорной (низкоуглеродистые стали), серной (алюминиевые сплавы), азотной (бронзовые сплавы) кислот и в растворе щелочи (коррозионно-стойкие стали). После этого их промывают в тёплой воде, сушат и обезжиривают растворителями.
Время от времени перед склеиванием поверхности подвергают лужению (латунь), анодированию (алюминиевые сплавы) и др.
Клей приготовляют в особых помещениях. Наносят его отдельными точками, последовательностями точек, полосами либо на всю поверхность (в один либо два слоя). Заготовки соединяют струбцинами, прихватами либо особыми приспособлениями.
В зависимости от марки клея и формы склеиваемых поверхностей давление принимают 0,05—2 МПа. При необходимости тёплого отверждения одновременно с этим заготовки нагревают в термостатах либо печах.
Температуру нагрева, время выдержки принимают в соответствии с рекомендуемыми для каждой марки клея. По окончании склеивания остатки клея удаляют железными щетками, шаберами либо наждачной бумагой.