Соискатели x prize: джентльмены строго придерживаются традиций
Сайт первого в мире соревнования частных космических аппаратов — Ansari X PRIZE — совершил голосование среди читателей — на какую команду они бы поставили? Победитель может определиться в ближайшее время, так что пора отыскать в памяти о самые реальных претендентах.
Опрос можно считать неким отражением удач команд в постройке настоящих автомобилей, их прочих заботах и испытаниях, которые связаны с соревнованием.
Фаворитом была компания авиаконструктора Бёрта Рутана Scaled Composites, о проекте которой мы уже говорили.
Она собрала более 61% голосов (всего высказалось около 5 тысяч людей). А ведь всего за Ansari X PRIZE на данный момент борется 26 команд!
Итог закономерен, учитывая, что сравнительно не так давно космоплан Рутана SpaceShipOne поднялся на рекордную (для пилотируемого аппарата, выстроенного личной компанией) высоту — 64 километра.
Напомним, для победы в Ansari X PRIZE необходимо поднять трёх человек на высоту 100 километров, удачно вернуть их на землю и повторить полёт с тем же самым аппаратом не позднее, чем через 14 дней.
Второе место в опросе заняла Armadillo Aerospace — чуть более 8%.
Так будет смотреться личная английская ракета на старте (иллюстрация с сайта starchaser.co.uk).
Эту команду управляет Джон Кармак (John Carmack), создатель известных игр Wolfenstein, Doom и Quake. О её космическом корабле мы кроме этого говорили.
А в затылок двум американским соперникам дышит английская компания Starchaser Industries из славного графства Чешир. Итог доверия народа — около 8%.
Настало время поболтать и об этом фаворите «забега».
Компания была основана в первой половине 90-ых годов двадцатого века (за четыре года до объявления соревнования X PRIZE) Стивом Беннеттом (Steve Bennett), директором лаборатории космических разработок университета Сэлфорда (Salford University).
Это, кстати, роднит её в чём-то со Scaled, которая существовала задолго до X PRIZE. Но Рутан, но, собственные экзотические самолёты строил ещё в 1960-х.
А для чего создавали Starchaser? Именно для постройки и проектирования частных ракет, для космического туризма, в конечном счёте.
Так что объявление соревнования X PRIZE тут восприняли на ура.
К настоящему времени Starchaser произвела 16 стартов собственных ракет разных моделей, из которых 14 были успешными на 100%, а два — успешными частично.
Двигатели английской ракеты имеют собственное имя Churchill Mk3.
Высокотехнологичные подробности для них Starchaser заказывает у сторонних компаний (иллюстрация с сайта starchaser.co.uk).
Примечательно, что, вступая в борьбу за X PRIZE и выбирая конструкцию ракеты (само собой разумеется, это должна быть ракета, а не космолёт, например, учитывая опыт компании), компания рассуждала интересным образом.
«Важная проблема с космическими проектами — то, что транспортное средство имеет тенденцию пересматриваться и становиться всё более тяжелым по мере того, как начинается проект. В итоге это ведет к краху проекта и росту затрат, а аппарат делается через чур тяжёлым, дабы функционировать.
не забывая об этом и, не имея никакого опыта в построении космического корабля (ранее компания запускала только беспилотные высотные ракеты — прим. ред.), и не зная совершенно верно — во что „выльется“ законченная капсула, мы решили перестраховаться.
К лету 2002 года проект превратился в двухступенчатую ракету с четырьмя навесными ускорителями, а потому, что отечественные движки показывали всё громадные и громадные удачи на опробованиях, мы осознали, что отечественный проект был существенно переразмерен, дабы победить X PRIZE.
Далекий от запуска трёх человек на 100 км аппарат, что мы планировали построить, практически был бы способным к доставке шести человек в космос».
Глава Starchaser на фоне одной из ракет компании — Nova, реально летавшей (в беспилотном варианте) в 2001 году. Nova была нужна для отработки разработок, каковые позднее понадобились в проектах Thunderbird и Thunderstar (фото с сайта gryphonproductions.com).
Вот так перестарались. Капсула именовалась Thunderbird, а ракета Starchaser 5. Недавно компания поменяла проект в упрощения уменьшения конструкции и сторону размеров.
Новая капсула, предназначенная для соревнования, взяла имя Thunderstar. Ракета осталась Starchaser 5, но модифицированная, в одноступенчатом варианте и без навесных ускорителей.
Любопытно, что полноразмерная зенитная ракета Starchaser 5 и капсула Thunderbird для неё не были посланы в корзину. Компания сохраняет надежду применять их для запусков и космического туризма лёгких спутников уже по окончании X PRIZE.
Итак. Английский претендент на приз. Starchaser V — Thunderstar.
Двигатели (их два) трудятся на керосине и жидком кислороде. Любой развивает большую тягу 15 тысячь киллограм и может трудиться непрерывно до 70 секунд.
Высота ракеты 27,15 метра, диаметр 1,6 метра. Стартовая масса 17 тысячь киллограм.
Солидная её часть приходится на горючее, сама ракета выполнена из лёгких металлов и композитных материалов.
По окончании вертикального старта ракета разгоняется до скорости 1,324 километра в секунду (4,25 М), по окончании чего капсула отделяется и продолжает полёт по инерции, достигая расчётной высоты практически в 158 километров, что заведомо больше, чем необходимо для выигрыша приза.
И капсула, и сама ракета возвращаются на землю на простых парашютах. Никаких экзотических юбок, крыльев, воздушных шаров и летающих тарелок.
Всё весьма традиционно.
Тяжёлый двухступенчатый вариант Starchaser 5 и капсула Thunderbird будут употребляться английской компанией на рынке космического туризма (иллюстрация с сайта xprize.com).
Кстати, о хороших традициях, Starchaser V — Thunderstar оснащена аварийной совокупностью спасения на старте, напоминающей таковую на «Альянсах».
Она обязана увести в сторону капсулу с людьми, в случае если что-то отправится не так. Её двигатель трудится на перекиси водорода.
Опробования всех совокупностей комплекса Starchaser V — Thunderstar идут полным ходом, так что у англичан имеется мелкий шанс победить соревнования. Не смотря на то, что Рутан, без сомнений, ближе всех к данной цели.
Так как его космоплан уже летает.
Но так как победа в X PRIZE — не единственная задача команды. Имеется ещё космический туризм, многообещающий сектор рынка.
Чуть ли британцы всё кинут, в случае если осознают, что смогут запустить собственный аппарат только вторыми либо кроме того пятыми.