Спиральные эскалаторы закручивают взгляды и пассажиров
Быть может, спиральные лестницы показались и позднее простых, но заслужили больше восторженных взоров. В противовес строгим и неинтересным прямым лестничным маршам спирали встраивают в том месте, где нужен оригинальность и стиль.
Лестницы-чудесницы эскалаторы кроме этого не избежали закручивания.
В 1906 году в английской подземке была испытана любопытная конструкция.
На станции Holloway Road линии Piccadilly в одной из лифтовых шахт смонтировали экспериментальный спиральный эскалатор, выстроенный компанией Reno Company of America.
Наряду с этим практически были установлены две отдельные спирали — для потока пассажиров вверх и вниз.
Об этом эскалаторе известно мало за исключением того, что он употреблялся в течение только одного дня.
Сейчас никто уже не уверен, трудился ли тот аппарат, как было задумано, либо его погубили конструктивные просчёты.
Быть может, основная неприятность заключалась в головокружении пассажиров: неизвестно, как необычное сооружение было принято публикой.
Эскалатор был уничтожен, но пара лет назад его мелкую часть нашли где-то на свалке и поместили в запасники английского транспортного музея.
Всё, что осталось от английского спирального эскалатора начала XX века (фото с сайта starfury.demon.co.uk).
Так или иначе, но мысль была на долгое время забыта, пока о ней не отыскали в памяти, а, скорее всего, открыли заново японские инженеры из компании Mitsubishi Electric.
В 1985 году эта компания стала первым (и до тех пор пока единственным) в мире изготовителем спиральных эскалаторов.
Первую несколько таких эскалаторов японцы соорудили в строении Shopping Center Creo в городе Цукуба.
на данный момент в различных городах мира трудится пара десятков спиральных эскалаторов Mitsubishi.
Благодаря красоте и своеобразному очарованию спиральные эскалаторы нашли использование в разных торговых комплексах, отелях, аэропортах, галереях исскуства.
Выигрыш в дизайне дополняется в полной мере практическими мыслями. Установленные в углу громадного помещения, спиральные эскалаторы экономят нужную площадь.
Шахта на ветхой английской станции метро, где когда-то стоял спиральный эскалатор, много раз переделывалась (фото с сайта starfury.demon.co.uk).
Чтобы вынудить эскалатор медлено и «непринуждённо» свиваться в трёхмерную дугу, японцам было нужно решить последовательность неприятностей.
Сложную задачу воображало согласование скоростей разных точек ступеней при перемещении их по столь разным участкам, как плоский сектор в начале и в конце лестницы, скруглённый переход от горизонтального перемещения к спуску либо подъёму и, фактически, наклонная часть.
Выяснилось, желаемую плавность перемещения возможно достигнуть, в случае если виртуальные точки поворота ступеней (правильнее, их вертикальные проекции) будут перемещаться в пространстве по мере перемещения элементов эскалатора.
Кроме этого было нужно пара раз за цикл, поменять радиус поворота ступеней (в плане).
Но, добившись желаемого результата, компания предоставила архитекторам неповторимые возможности для творчества.
В японском эскалаторе точка поворота каждой ступени (в плане) смещается в начале перемещения от OL к OM, а в конце перемещения — от OM к OU (схема с сайта mitsubishi-elevator.com).
Особенно эффектно смотрелись сходу пара аналогичных лестниц, установленных одна над второй.
При виде сверху получалась возможность, чем-то напоминающая ДНК, свёрнутые в спираль листья растения, ожившие ступени башенных лестниц древних замков и другое в том же духе.
Пара простых и шесть спиральных эскалаторов придают своеобразие строению San Francisco Center, Сан-Франциско (фото с сайта mitsubishi-elevator.com).
Кстати, а приходилось ли вам слышать о треугольном эскалаторе? Во второй половине 50-ых годов XIX века американское патентное ведомство выдало патент некоему Натану Амесу (Nathan Ames) на нескончаемую лестницу-эскалатор в форме треугольника.
Как видно из рисунка, так, создатель обеспечил спуск пассажиров и одновременный подъём в одном устройстве.
Напрашивается сходное ответ для винтового эскалатора.
Два «зеркальных» спиральных эскалатора в универмаге Yamako, японский город Кофу (фото с сайта mitsubishi-elevator.com).
По большому счету, разновидностей всяких движущихся тротуаров, подъёмников и двигающихся по сложным пространственным кривым эскалаторов, теоретически, возможно довольно много.
В случае если неприятности спирального эскалатора удалось решить упорным японцам, то из-за чего бы инженерам не вынудить трудиться и другие экзотические схемы подъёмников?
Треугольный эскалатор Амеса, патент 1859 года (иллюстрация с сайта theelevatormuseum.org).
Возможно, загвоздка, как в Лондоне около сотни лет назад, не в технике, а в косности людей?