Staalplaat как много в этом звуке пылесосов
Нет, слушать эти композиции определённо нереально. Правильнее, не ясно, кем необходимо быть, и в каком состоянии, и какого именно опьянения, чтобы получить от данной «музыки» наслаждение.
Иначе говоря вы слыхали, как поют 104 стиральные машины Siemens Siwamat XL 540?
В общем, за всем этим безобразием стоит голландец Гирт-Ян Хобийн (Geert-Jan Hobijn), а рождённое им ещё в 2000 году детище именуется Staalplaat Soundsystem и, переехав из Амстердама, базируется оно сейчас в Берлине.
Сам Хобийн говорит, что это — «эклектичное соединение техно-культуры со звуковой и художественной инсталляцией».
Но за этим неинтересным определением стоит концерт 60 пылесосов, танцы 12 полотёров, выступление 8 холодильников, 104 стиральных автомобилей, 200 радиоприёмников и большое количество чего другого.
В узких кругах любителей, скажем так, экспериментальной музыки Гирт-Ян — фигура узнаваемая, поскольку он ещё и глава музыкального лейбла Staalplaat. Имеете возможность себе представить, какие конкретно диски выходят под его маркой, учитывая, что Хобийн в 1980-х начинал с эстетики панка и на собственной шкуре прочувствовал все авангардистские традиции музыки XX-ХХI столетий.
Но покинем это, поболтаем лучше о тех самых инсталляциях с участием сотен и десятков единиц столь привычной бытовой техники. Ниже приведём пара кратких описаний, с позволения сообщить, перформансов Хобийна в хронологическом порядке.
12 августа 2000 года. Восемь ветхих холодильников предстали перед публикой, пришедшей на фестиваль Garage, проводившийся в городе Стральсунде (Stralsund).
Восемь холодильников выполняют композицию на фестивале Garage (фото с сайта staalplaat.org).
Холодильники были перевоплощены в мелкие театры для света и звука. Несложнее говоря, вовнутрь этих гудящих чудовищ были помещены настольные лампы, прожектора, и матричные принтеры, игрушки и кухонные приборы.
Звучанием этого оркестра руководил ди-джей, наделённый пультом с четырьмя ручками настройки.
На страничке A composition for eight refrigerators легко отыскать видео с данной акции и послушать восемь холодильников в MP3.
8 сентября 2000 года. Площадь в центре Берлина.
A Composition for 104 Washing Machines — живой концерт на открытом воздухе для 104 стиральных автомобилей, подключённых не только к электросети, но и к водопроводу.
Концерт Siemens Siwamat XL 540 на открытом воздухе (фото с сайта staalplaat.org).
Теоретически любой имел возможность прийти и устроить постирушку — площадка рассматривалась как место для коммуникаций между людьми.
На деле же происходила стирка ушей публики, поскольку в барабанах автомобилей кувыркались предметы и нестирающиеся материалы: игрушечные инструменты, леденцы на палочке, монеты, ложки и одноразовые вилки, кубики льда, пластиковые бутылки и большое количество чего другого.
7-18 февраля 2001 года. Германия.
Интернациональный фестиваль медиа-арта проходит в трёхэтажном Музее коммуникаций. Собственную установку Хобийн намерено приспособил к этому месту.
Концерт для телевизоров, принтеров и радиоприёмников в Музее коммуникаций (фото с сайта staalplaat.org).
18 телевизоров заняли самый верхний этаж, по 9 штук с каждой стороны. Этажом ниже поднялись 14 радиоприёмников по семеро, на первом этаже 16 принтеров, по восемь.
Оказалась визуально-звуковая композиция, названную Earitainment in Stereo.
26-30 марта 2002 года. Бельгия.
Прибывшему на фестиваль Vooruit Гирт-Яну так понравился громадной концертный зал, что он пара недель спустя придумал новую концепцию.
Был выстроен громадный помост, на котором разместились 12 индустриальных полотёров вместе с целым диапазоном бытовой техники, наподобие кофемолок, технических инструментов и миксеров.
Оркестр полотёров (фото с сайта staalplaat.org).
В то время, как полотёры, подключённые собственными сетевыми шнурами где-то под потолком, выполняли на сцене хаотический танец в металлических обручах, другая техника шумела в меру собственных мощностей с балконов. Видео и MP3 находится тут.
12 октября 2002 года. Старая поликлиника, выстроенная в средние века, узнаваемая, как «Приют графини» («Hospice Comtesse»). На восьми кроватях расположились 60 пылесосов, утыканных детскими и бутылками свистульками.
Пара концертов, любой по полчаса. Дирижировал, как в большинстве случаев, сам Хобийн.
60 пылесосов на больничных койках (фото с сайта staalplaat.org).
Говорят, шумовая симфония A Composition for 60 Vacuum Cleaners дико понравилась детям, и их родителям.
Это было не единственное выступление сосущих пыль устройств. Потом была инсталляция «Пылающие пылесосы», в которой кроме этого участвовали 10 бензобаков.
2-8 марта 2004 года. Набережная перед новым голландским консульством в Берлине.
Floating Islands: свето-звуковая установка на земле и воде для 50 пылесосов, иллюминации и пластиковых бутылок.
Плавающие «острова» и поддерживающие их 50 пылесосов (фото с сайта staalplaat.org).
Оркестр складывается из пятидесяти мелких «островов» — флейт, сделанных из бутылок, каковые закреплены на шарообразных бакенах. Пылесосы на берегу через совокупность шлангов подают воздушное пространство «островам», те свистят и светятся.
15-28 марта 2004 года. Фестиваль электронной музыки и аудио-арта EARATIONAL в Амстердаме. И вот тут необходимо прерваться, потому, что обращение отправится о совокупности Yokomono, с которой Staalplaat Soundsystem объехали фактически всю Европу.
Прерваться нужно, поскольку не все знают, что такое главный компонент инсталляции — «vinyl killers».
Итак, это японская игрушка. Она складывается из автомобильчика на 9-вольтной батарейке, что ездит по грампластинкам и проигрывает их посредством звукоснимателя у днища.
Передающий центр совокупности Yokomono (фото с сайта staalplaat.org).
Сигнал машинка без проводов передаёт со своей антеннки на маленькую монофоническую колонку. Пластинки, само собой разумеется, портятся, но игрушка имеется игрушка.
Хобийн сотоварищи применяют в совокупности Yokomono сходу десять «vinyl killers» – они в один момент проигрывают различные пластинки. Собранный с колонок звук через микшерный пульт направляется более чем двумстам магнитофонам и радиоприёмникам, развешанным по всему помещению.
Имеете возможность себе представить, какая это ужасная какофония? То-то и оно.
И напоследок. К творчеству Staalplaat Soundsystem возможно относиться как угодно — Гирт-Ян не скрывает, что ему полностью безразлично вывод аудитории. Он уверен, что основное — это новизна, оригинальность и связанный с ними риск.
Я, говорит, не тружусь для денег.