Стиль и мода в технике

Стиль и мода в технике

В различных областях научных знаний понятие «стиль» толкуется по-своему [81, с. 5—26]. В литературе, к примеру, принято сказать о стиле произведения, автора, целого литературного направления, эры.

В архитектуре и мастерстве стиль в большинстве случаев выступает как эстетическая категория, носящая временной темперамент и воображающая собой собственного рода совокупности единых показателей, объединяющих предметную среду, живопись, скульптуру, графику. Стиль в таком его понимании выступает как исторически сложившаяся общность творческих правил, особенностей и характера выражения самые существенных показателей предметов материальной и духовной культуры, создаваемой обществом.

Говоря о стиле в технике, мы придерживаемся как раз для того чтобы его толкования. Мы не ставили цель изучить проявления стиля в технике, искать его сложные обусловленности и раскрывать механизм формирования.

Тут мы только коснемся этих вопросов, потому что, говоря о композиции изделий, нереально отвлечься от связи ее со модой и стилем.

Искусствоведение в большинстве случаев не рассматривает технику как область, где формируется стиль. Принято вычислять, что в технику он «заносится» из мастерства.

Думается, в наши дни это односторонний подход к пониманию стиля. Нельзя не дать согласие с Ю. Б. Боревым: «Эстетическое освоение мира происходит как в мастерстве, так и в сфере производства».

Добавим только, что в наши дни как раз сфера индустриального производства начинает играться в формировании стиля все громадную роль, обычно питая мастерство собственными идеями.

Исследователи стиля в мастерстве много раз отмечали размытость контуров, отсутствие четких граней между стилями в ходе их смены. Новый стиль неспешно, исподволь вызревает в еще устойчивом на первый взгляд ветхом стиле.

Думается, нет ничего, что предсказывает появления как следует нового и новых форм эстетического отношения к ним, но ростки нового, пока чуть различимые, но затрагивающие саму структуру произведений искусства, уже показались12.

Совсем сформировавшись в сфере архитектуры и изобразительного искусства, стиль распространял собственный влияние и на область ремесленного производства, а также на технику. Но в технике, в отличие от искусства и архитектуры, влияние идеологии имело довольно меньшее значение.

Но только относительно, потому что «публичные отношения людей проявляются и в отношении к вещам, что неизбежно накладывает социальный отпечаток на целый публичный продукт, на всю искусственно создаваемую обществом предметную среду».

Эти вопросы неминуемо появляются, в то время, когда, разглядывая изделия техники через призму стиля, мы пробуем при помощи сравнения стилевых показателей соотнести их с искусством и архитектурой определенной эры. По-видимому, нельзя не заключить , что большая часть объектов техники* в собственном стилевом выражении формируется по большей части под действием той части производственных условий, каковые связаны с неспециализированным уровнем техники, приемами конструирования, свойственными данной эре, материалами, имеющимися в распоряжении производства, и его технологическими возможностями.

Возможно, как раз в силу этих событий во время ремесленного производства техника обычно с громадным опозданием перенимала стиль у искусства и архитектуры. Так, в то время, когда в архитектуре готика в далеком прошлом сменилась господством ренессансных правил, форма станков, автомобилей, других изделий и часов еще продолжительное время отражала идеи готической архитектуры (впредь до стилизации под готику в XIX в).

Формы барокко с их сложной пластикой держали в плену ремесленных мастеров, в то время, когда в архитектуре эра этого стиля в далеком прошлом отшумела.

В различные исторические эры и (что принципиально важно выделить) в форме различных изделий связи техники с мастерством проявлялись по-различному. Довольно несложная техника Древнего Рима, к примеру, более однородна в стилевом отношении, чем техника эры Ренессанса и более позднего времени, в то время, когда усложнившиеся технические структуры вызывали не только усложнение форм, но и многообразие воплощения конструкции в форму.

И все же, не обращая внимания на различия в степени влияния господствующего стиля на такие изделия, как часы, посуда, светильники, с одной стороны, и на более далекие от мастерства предметы — оружие, суда, машины и станки —с другой, для всего предметного мира было характерно взаимопроникновение утилитарного и художественного начал. Время от времени стилевые черты так заострялись в форме утилитарных предметов, что превращали их скорее в произведения искусства.

Прекрасный мушкет XVII в., украшенный узкой гравировкой, инкрустированный золотом и слоновой костью, чуть ли бывал в деле — в нем видели скорее драгоценное произведение искусства, как и в неповторимых дворцовых часах, над которыми лучшие механики собственного времени трудились вместе с искуснейшими скульпторами. Но таковой была, само собой разумеется, далеко не вся техника, а только совсем маленькой ее часть — собственного рода техника в сфере мастерства, носившая к тому же четко выраженный классовый темперамент.

С развитием капиталистического метода производства происходило все большее обособление сферы техники от мастерства. Станки, автомобили, устройства, кроме того предметы потребления теряли ту необходимую долю художественности, которую вкладывал в них ремесленный мастер.

Конечно, что все это неспешно сводило на нет прямые влияния стиля. Форма автомобили в течение долгого периода по большому счету прекратила интересовать создателей техники, и живописец не оказывал какое количество-нибудь заметного влияния на индустрию.

Казалось маловероятным, что массовое производство изделий когда-либо снова разрешит одухотворить данный громадный мир предметов теплотой людской эмоции. Но по разнообразия роста функций и меря производства предметов потребления — автомобилей , часов, бытовых автомобилей и пр.—и углубления борьбы на рынках многие компании капиталистических государств были вынуждены изыскивать средства для привлечения клиентов.

Таким средством в итоге и стал дизайн, взявший после этого огромное распространение во всех промышленно развитых государствах.

С ростом значения техники во всем, что касается судьбе общества, ее влияние на формирование стиля предметного мира быстро возрастает. Картина изменяется так, что подчас тяжело указать, какая сфера (архитектура, изобразительное, декоративно-прикладное мастерство либо техника) оказывает громаднейшее влияние на формирование стиля. К тому же быстро увеличивается роль техники в самой архитектуре *.

Формирование стиля определяется глубинными процессами, на первый взгляд как словно бы кроме того не имеющими к нему яркого отношения. Скажем, внедрение и изобретение в производство литья под давлением разрешило кардинально поменять сечения литых элементов и целый темперамент литой подробности, отличающейся чистотой поверхности; внедрение вакуумного прессования пластмасс сделало практически бесконечными возможности формообразования изделий из этого материала И вызвало подчас непривычные, но конструктивно и технологически оправданные формы.

Возможность изготовлять такие матрицы и пуансоны, каковые разрешают из одной заготовки взять базу эстетически совершенного кузова автомобиля, сейчас оказывает, возможно, не меньшее влияние на формирование стиля, чем десятилетия в развитии архитектуры и живописи. Да в противном случае не имело возможности и быть — в этом ярко проявляется диалектическая база развития техники.

Раскрытие механизма эволюции формы в технике имеет для проектировщиков не только чисто познавательное, но и практическое значение, потому, что разрешает с точностью и большей уверенностью предвещать будущее технических форм посредством способов проектного прогнозирования.

Очевидно, оценка эстетических особенностей промышленных изделий не такое простое дело — так как тут нет количественных показателей. В случае если долговечность изделия, к примеру, в полной мере совершенно верно замеряема (достаточно поставить механизм на особый испытательный стенд, задать ему нужный режим работы, а после этого сопоставить результаты с заданными параметрами), то уровень композиционного совершенства на стенде не измеришь.

Актуальные техники окрашивания 2018 Балаяж / Омбре


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: