Тяжёлая ракета легко взяла невиданную частниками высоту

Четвёртого июня 2010 года новая ракета-носитель, стартовавшая со стартовой площадки на мысе Канаверал в 22:45 по Москве, вывела на околоземную орбиту прототип космического корабля. И пускай до его полёта с экипажем пройдёт несколько год, сегодняшний сутки можно считать началом отсчёта новой эры – присутствия частных компаний в пилотируемой космонавтике.

Миллионер Элон Маск (Elon Musk), основатель компании SpaceX, как когда-то и давал слово, планомерно движется к цели — сокращению цены доступа в космос. Его компания совместила в себе и конструкторское бюро, проектирующее ракетные двигатели, космические аппараты и сами ракеты, и завод по производству всего этого хороша, и организацию, осуществляющую запуск.

Способ «всё в одном флаконе» на удивление трудится, не смотря на то, что по некоторым узлам и деталям, само собой разумеется, имеются подрядчики. А ведь полвека назад с целью достижения тех же целей (вывод спутников, а позже и пилотируемых судов) СССР и США задействовали всю национальную мощь и создавали целую индустрию.

Тяжёлая ракета легко взяла невиданную частниками высоту

Мыс Канаверал, стартовый комплекс SLC-40, переданный компании SpaceX в аренду ВВС США.

На снимке: Falcon 9 с квалификационным «Драконом» перед стартом (фото SpaceX).

Но вот, прошу вас, налюбуйтесь: прошлым летом лёгкая ракета от SpaceX — Falcon 1 — вывела на орбиту малайзийский спутник, а сейчас ракета-носитель Falcon 9 выполнила собственный первый полёт.

Старт состоялся не без шероховатостей. Сперва первая ступень заглушила двигатели сразу же по окончании зажигания.

Неточность устранили и через некое время снова запустили обратный отсчёт. Но позже всё прошло феноменально гладко. (К примеру, ракета Falcon 1 в первый раз вышла на орбиту с четвёртой попытки.)

Протяженность Falcon 9 в таковой конфигурации – приблизительно 50 метров, диаметр 3,6 м, полная стартовая масса – около 330 тысячь киллограм.

Ракета двухступенчатая: на первой ступени установлено девять двигателей, на второй – один. Все трудятся на однообразном горючем – паре жидкий кислород/керосин (фото Chris Thompson/SpaceX).

Сейчас в вояж около Почвы отправился Dragon Qualification Unit — нефункциональный прототип космического корабля Dragon (мы о нём говорили, в то время, когда этот аппарат лишь разрабатывался). «Квалификационная единица» во многом близка к «боевому» примеру, но лишена многих совокупностей, поскольку её цель состоит только в опробовании ракеты-носителя.

SpaceX – это многостороннее производство, на котором освоен выпуск ракетных двигателей различных моделей (от огромных маршевых для ракет-носителей и до маленьких движков ориентации для космической капсулы), плиток теплоизоляции для спускаемого аппарата «Дракона», углеродных и титановых стенок корабля и баков для ракет, и другое (фотографии SpaceX, Roger Gilbertson).

Как мы ранее говорили, NASA возлагает громадные надежды на Dragon в плане доставки грузов на МКС. Потому следующие полёты пары Falcon 9/Dragon (быть может, уже в конце 2010 года) должны пройти в рамках договора с агентством (рейсы по программе Commercial Crew and Cargo/COTS).

Тогда на вершине носителя установят уже настоящие «Драконы».

По окончании серии демонстрационных сближений и испытаний с МКС эти автомобили приступят к транспортировке припасов на орбитальную станцию.

Так что получается, первое время Dragon будет летать лишь как беспилотный грузовик. Но конструкция корабля предусматривает и пилотируемый вариант.

И это самое необычное во всей истории: ни при каких обстоятельствах ещё личная компания не поднимала экипажи на орбиту (суборбитальные рейсы частников мы разглядываем раздельно).

В пилотируемом выполнении корабль «Дракон» берёт на борт семерых космонавтов. В грузовом амплуа он может доставить на низкую орбиту до шести тысячь киллограм груза.

Часть – в герметичной конической капсуле количеством 10 «кубов», часть – в негерметичном цилиндрическом отсеке количеством до 34 м2 (в зависимости от выполнения корабля), пристыкованном под ней.Возможности Прогресса составляют, для сравнения, 2,5 тонны (иллюстрации NASA, SpaceX).

Сама же Falcon 9 предназначена не только для работы в паре с родным «Драконом». Это ракета, талантливая выводить на низкую орбиту корабли и коммерческие спутники весом до 10,45 тонны.

И цена для того чтобы запуска заявлена в полной мере красивая — порядка $50 миллионов.

Грузовой рейс «Дракона» на МКС обойдётся NASA, само собой разумеется, дороже: по $133,3 миллиона за любой из 12 полётов уже заказанных на 2011-2015 годы. Но и это, учитывая потенциал корабля, весьма хорошо.

Не смотря на то, что в данных рейсах грузовик заполнят далеко не всецело.

Сейчас штат SpaceX приближается к тысяче человек, что уже тяжело назвать маленькой компанией, но, иначе, это весьма на большом растоянии от численности «личного состава» признанных гигантов космической отрасли (фотографии Chris Thompson, SpaceX).

В возможности компания Элона собирается продемонстрировать миру и более продвинутую версию «девятки» — ракету Falcon 9 Heavy. Её грузоподъёмность при выводе на низкую орбиту образовывает уже 32 тонны, а на геопереходную — 19,5 тонны.

По другим данным – «лишь» 30 и 15.

Все эти величины намного больше, чем, например, у отечественного Протона. В это же время примерная цена запуска 9 Heavy образовывает очень «разумные» $80-90 миллионов.

В случае если Маск выполнит обещания, потесниться на рынке будет необходимо многим.

Самые громадные ракеты


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: