Валовое, номерное, матовое шлифование

Валовое шлифование. При валовом шлифовании срезают часть внешней поверхности изделия, создавая несложный рисунок либо орнамент, что складывается из элементов, именуемых «валовым шлифом».

В большинстве случаев, рисунок оставляют матовым, не полируя.

Разглядим главные валовые шлифы. Ямка— это срезы, имеющие верную окружность по контуру. Значительно чаще ямки располагают в шахматном порядке по окружности изделия.

Перекрывая одну ямку второй приобретают чешуйку. Срезы продолговатой, элипсовидной формы именуют желудочком либо оливером.

Такие шлифы располагают около изделия на одной высоте в один последовательность. Лучи — узкие прорезы, каковые располагают параллельно вертикальной оси так, что края прорезов соприкасаются между собой.

В большинстве случаев прорезы начинают около дна и ведут вверх, заканчивая на произвольной высоте, но не выше середины изделия. Лучи бывают разной ширины и заканчиваются или на одной высоте, или ограничиваются зигзагообразной кривой.

Пара лучей, исходящих из одной точки в различные стороны, именуются «кустом».

Валовое, номерное, матовое шлифование

Рис. 1. Валовые шлифы: а — ямка, б — чешуйка, в — оливер, г — лучи, д — куст, е—елочка, ж — сетка

Елочка складывается из продолговатых срезов (листочков), имеющих в отличие от оливера острые вершины. Срезы располагают в два последовательности с наклоном друг к другу так, что вершины каждой пары листочков соприкасаются.

Сетку делают из узких долгих срезов, каковые наносят под углом к оси изделия. Сетку располагают на внешней стенке изделия на различной высоте.

Перед тем как приступить к нарезанию валовых шлифов, на поверхности изделия размечают главной контур узора. Для этого изделия устанавливают на разметочном столе с повторным кругом, на котором обозначены концентрические окружности и радиальные линии, облегчающие центровку изделия.

Размеры рисунка переносят с чертежа на изделие, пользуясь разметочным циркулем. Изображение наносят суспензией, складывающейся из огнеупорной глины и воды в соотношении 1:4 (по массе), при помощи кисти с удлиненной щетиной.

При разметке изделий массового ассортимента используют разметочное устройство. Изделие устанавливают в центрирующую оправку устройства. После этого оправку вместе с изделием опускают.

Наряду с этим разметочные элементы прижимаются к боковой поверхности изделия и наносят на нем точки. При возврате оправки в исходное положение разметочные элементы отводят в сторону, размеченное изделие снимают и устанавливают следующее.

В отведенном положении разметочные элементы смачивают суспензией из глины и воды.

Валовые шлифы нарезают вручную механизированным способом и абразивными инструментами на разных станках.

Края абразивных инструментов затачивают по-различному для различных срезов: широкие оливеры и круглые ямки нарезают кругом с закругленным краем, причем чем больше диаметр ямки, тем шире должен быть круг; для исполнения листиков либо лучей применяют узкие круги с острым профилем.

При нарезании шлифа рабочий медлено подносит изделие к режущей кромке вращающегося в вертикальной плоскости круга и прижимает изделие к кругу с определенным упрочнением до тех пор, пока не окажется срез требуемого формы и размера. Чтобы получить вытянутый в длину оливер, луч либо листок, изделие медлительно продвигают на протяжении режущей кромки круга навстречу вращению.

Нарезав шлиф, шлифовщик поворачивает изделие на определенный угол в соответствии с разметкой и продолжает шлифование очередного элемента.

Время от времени шлиф полируют теми же приемами, которыми наносили шлифы. Для полирования используют вертикальные круги из пробки, войлока либо пенопласта и полировочную суспензию из пемзы и воды (1:2 по массе).

На автоматическом станке в один момент обрабатывают пара изделий, к примеру 8 либо 12 чашек. Чашки помещают в удерживающие вакуумные патроны станка.

Патроны-держатели соединены с делительным приспособлением, которое машинально поворачивает изделие на определенный угол. Угол поворота зависит от того, сколько раз требуется воспроизвести этот шлиф по окружности изделия.

К примеру в случае если шлиф повторяется по окружности изделия 6 раз, то всегда изделие поворачивают на 60°, в случае если 12 раз — то изделие поворачивают на 30°.

Любой стакан обрабатывается своим шлифовальным кругом, все круги трудятся синхронно. В ходе обработки на них непрерывно подается вода. В то время, когда срез достигает заданной глубины, патроны со чашками опускаются вниз и поворачиваются на установленный угол.

При последующем подъеме патронов под обработку подводится новая площадка изделия.

Получение разных шлифов определяется профилем круга его размещением по отношению к изделию, и дополнительным перемещением круга по поверхности стеклоизделия.

Чаще всего на таких станках обрабатывают изделия массового ассортимента: чашки, рюмки, фужеры, бокалы. В большинстве случаев на них наносят сетку, прямые либо наклонные лучи.

Производительность станков зависит от сложности рисунка и образовывает для валовых шлифов от 40 до 120 шт/ч.

Номерное шлифование. При номерном шлифовании рисунок составляют из различных валовых шлифов, нарезаемых абразивными инструментами разных профилей.

Рис. 2. Номерные шлифы: а — вишня, б — цветок, в — кисть винограда, г — колос

Промышленность производит более чем 3 тыс. наименований изделий, на каковые наносят более чем 600 разных картинок. Каждой комбинации шлифов присвоен порядковый номер, из этого и наименование этого вида обработки — номерное шлифование.

Но единого каталога либо другого нормативного документа на картинки нет, исходя из этого любой завод присваивает картинкам собственные номера и делает эти картинки в соответствии с техническими условиями данного завода.

Разглядим характерные композиции номерного шлифования. Пара ямок, соединенных стебельком с листиком, образуют рисунок вишни; сходен с ним цветок; расположенные пирамидально ямки со листиками и стеблем — кисть винограда.

Расположив по обе стороны от узкого стержня маленькие продолговатые надрезы, каковые заканчиваются узким лучом, приобретают колос.

Сложность рисунка номерных шлифов, делаемых абразивными инструментами разного профиля, затрудняет создание автоматических станков для этого вида декоративной обработки. Исходя из этого номерное шлифование делают вручную на станках для нанесения алмазной грани САГ либо Ход.

Для нарезаний номерных шлифов применяют синтетические абразивные инструменты размером 280—400X20X35 мм из белого электрокорунда средней твердости, изготовленные на керамической связке. Номерной шлиф в зависимости от сложности писунка делают на 3…4 кругах с разным профилем режущей кромки круга.

К примеру, композицию, изображенную на рис. 2, делают следующим образом.

Плоским кругом при маленьком перемещении изделия на протяжении режущей кромки нарезают оливеры, после этого на круге с оттянутой острой кромкой делают лучи, каковые образуют куст. Более узким кругом с остроугольной кромкой нарезают листики и, наконец, самым узким кругом — соединительные линии, двигая изделие на протяжении кромки круга и прижимая его к кругу с однообразным упрочнением.

Рис. 3. Станок для нанесения «матовой ленты»: 1 — воронка с песком, 2 — кронштейн, 3 — откидная державка, 4 — подвижный шарнир, 5 — металлические полосы, 6 — изделие, 7 — резиновая муфта

По окончании нарезания номерных шлифов на стенке изделия образуются матовые площадки, каковые полируют так же, как валовые шлифы.

При нарезании номерных шлифов используют конвейерно-по-правильный способ, что содержится в том, что один рабочий специализируется на исполнении одного элемента. К примеру, номерной шлиф, продемонстрированный на рис.

41, делают пара рабочих: один нарезает оливеры, второй — кусты, третий — листики, четвертый, заканчивая нарезание рисунка, проводит узкие соединительные линии. При таком способе обработки изделия личное мастерство шлифовальщика преобразовывается в своеобразный почерк бригады.

Матовое шлифование. Поверхность изделия обрабатывают свободным абразивным материалом (песком) либо абразивным инструментом.

Образующаяся наряду с этим матовая шероховатая поверхность, интенсивно рассеивает свет, за счет чего и дастся декоративный эффект. Этим методом наносят по большей части матовые ленты разной ширины в различных сочетаниях на изделия, воображающие собой тела вращения, к примеру чашки, бокалы, рюмки, блюдца, графины.

Изделие должно иметь верное круглое сечение, в противном случае лента получается неравномерной, прерывающейся.

Рис. 3. Последовательность нарезания номерного шлифа: 1 — куст, 2 — оливер, 3 — лист, 4 — соединительные линии

Обработку делают на станках. На конец ведущего вала станка монтируют резиновую муфту либо зажим в зависимости от формы обрабатываемого изделия. На муфту насаживают обрабатываемое изделие.

В зависимости от размера и формы обрабатываемого изделия муфту заменяют либо переставляют. Для обработки изделий сложной формы вместо резиновой муфты устанавливают зажим.

Над вращающимся изделием посредством подвижного шарнира на кронштейне закреплена откидная державка. В данной державке монтируют металлические полосы, каковые по ширине и комбинации соответствуют характеру наносимого рисунка.

При включении станка изделие начинает вращаться. Развернув державки, металлические полосы опускают на поверхность вращающегося изделия.

Обработка изделия начинается, в то время, когда рабочий легко прижимает металлические полосы к поверхности изделия. Воронка, из которой под металлические полосы течет вода с классифицированным песком, подвешена строго над державкой.

Полосы захватывают песок, что прижимается ими к поверхности изделия и протирает на ней ленту. На аналогичных станках возможно обрабатывать за смену 2500…3000 чашек.

Шлифовка / Шлифование Пуансона / Правильная Работа


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: