Воспитывающий и развивающий характер внеурочной работы
Один из правил советской педагогики — принцип воспитания в деятельности, в то время, когда трудовая деятельность детей младшего школьного возраста рассматривается не как деятельность, дающая материальное благо, а как средство их воспитания и всестороннего развития.
Н. К. Крупская думала, что трудовое воспитание не может быть самоцелью, оно есть замечательным средством гражданского воспитания и всестороннего развития. На данный момент эти идеи имеют особенно серьёзное значение.
Стремительный рост научного прогресса, трансформации в условиях и характере труда сегодняшней судьбе поставили перед воспитанием новые и более непростые задачи: воспитывать у детей не только добросовестность и трудолюбие, но и в обязательном порядке вырабатывать у них активную жизненную позицию, творческое отношение к труду; учить ребенка не только прекрасно трудиться самому, но и помогать товарищу; воспитывать умение трудиться в коллективе и для коллектива. Так, формирование трудовой активности и инициативы происходит более действенно под влиянием деятельности получающих образование намерено организованном педагогическом ходе.
В случае если на занятиях в кружке создана доброжелательная ситуация, то дети горят жаждой трудиться на пользу неспециализированного дела. В случае если у них неспециализированные задачи и единая цель, а вместе с тем присутствуют элементы взаимопомощи и товарищеского соревнования, то работа делается более активной, важной и более качественной.
В условиях соревнования и тем более в подведении итогов нужно учитывать возрастные изюминки ребят младшего школьного возраста. Принципиально важно добиться желания ребят и полного понимания трудиться на неспециализированное дело.
Нужно продемонстрировать на примерах, что от того, как трудишься ты, зависит успех неспециализированного дела; в случае если сам скоро сделал задание, но не помог товарищу, то страдает общее дело; в случае если любой в ответе за всех и все за одного успех всей работы будет обеспечен. Дети должны знать, что при подведении итогов будут учитываться следующие вопросы: как организованность в работе каждого оказала влияние на итог неспециализированного дела?
Как уровень качества рабочей операции каждого отразилось на неспециализированном деле? Чем ты был нужен в работе товарища?
Каков твой персональный вклад в успех неспециализированного дела (экономия материала, проявление находчивости, смекалки и т.д.)?
Согласно точки зрения А. С. Макаренко, «лишь совместное трудовое упрочнение, работы в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их трудовая зависимость смогут создать верное отношение людей друг к другу…».
Формированию умении трудиться сообща содействует, как продемонстрировала практика, исполнение правил коллективной работы. Основное правило — мочь в одних случаях уступать, в других настаивать на своем, имея в виду интересы коллектива.
Не капризничать и не использовать силу, а договариваться.
Другие правила сводятся к следующему:
1. Договоритесь с товарищами об неспециализированном замысле работы. Пои этом нужно выслушать предложения всех ребят и выбрать, что весьма интересно и принципиально важно для всех.
2. Распределите работу между собой по совести. Это значит поровну поделить занимательное и скучное, легкое и тяжёлое, приятное и неприятное.
3. Любой делает собственную работу в срок и как возможно лучше, наряду с этим все время имеет в виду не только собственную часть работы, но и неспециализированную.
4. По ходу работы справляйтесь, как идет работа у других.
5. Помогите тому, у кого не ладится работа. Делитесь с товарищами материалом и инструментом.
6. Учитесь у других тому, чего не можете; с радостью принимайте рекомендации ребят, их помощь и помощь, если она нужна.
"стаж работы" с младшими школьниками говорит о том, что выполнение и знание этих правил оказывает помощь организовать у школьников верное отношение к собственному поведению в коллективе, и отношение к поведению вторых.
Воспитание далеко не всегда строится лишь на примере хорошего. Порою нужнее добиться верной самооценки нехорошего поступка и оказать помощь ребенку деятельно преодолеть это.
В коллективной работе принципиально важно кроме этого, дабы начальник оценил мотивы выполнения этих правил каждым обучающимся. Кое-какие парни делают правила вследствие того что так сообщил начальник.
Другие вследствие того что видят в этом возможность совместной деятельности, а следовательно, эти правила являются основанием, дабы потребовать от вторых их исполнения. Разбирая мотивы поведения каждого, педагог обязан стремиться так организовать работу, дабы выработать у школьников потребность делать правила добровольно.
Работа в кружке требует, дабы педагог всегда анализировал поведение каждого воспитанника, выявлял обстоятельства, определяющие те либо иные поступки, не подавлял у школьников проявлений самостоятельности. Разбирая деловые отношения между ребятами, нужно продемонстрировать им, что качество исполнения и результат работы находятся в прямой зависимости от взаимоотношений школьников на протяжении их совместной работы.
Вся внеклассная и внешкольная работа направлена на то, дабы помогать школе осуществлять наиболее значимую задачу ком-истического воспитания подрастающего поколения. Вовлекая 1адших школьников в практическую деятельность по начальному ехническому моделированию, взрослые в первую очередь приучают их Тпудиться.
Частенько внеклассная и внешкольная работа для ебенка делается его первым участием в публично значимой и познавательной деятельности. А поделка, которую он сделал собственными руками, даже если она не совсем идеальна, приносит ему громадное удовлетворение.
В случае если же выполненная работа делается нужной и приводит к одобрению окружающих, )р0 и у детей появляется и крепнет гордости и чувство радости за собственный труд.
Педагогически верное, чуткое, осмотрительное и важное управление трудом ребенка — нелегкая, но добропорядочная задача воспитателя. Не погубить дар природы — росток трудолюбия, а всеми средствами сохранить, направить его и создать условия для самоутверждения через труд.
Оказать помощь детям закрепить естественную потребность трудиться, трудиться увлеченно, со вкусом. Приохотить ребят к публично нужному труду так, дабы, делая его, дети имели возможность пережить и осознать, что лишь труд результат всех преимуществ человека.
Как один из дорог педагогических действий в учебно-воспитательной работе технического кружка возможно советовать различные игры, вычисленные как на одно либо пара занятий, так и на целый учебный год. Наименование игры дети придумывают сами, к примеру «Мы строим город Октябрятск», «Город Мастеров» и т. д. Содержание игры любопытные октябрята смогут забрать из окружающей судьбы.
Педагог только направляет игру и организует ребят.
Городом Мастеров либо Октябрятском может именоваться помещение, где парни занимаются техническим моделированием. Как ее оформить и организовать выставку детских изделий, поведано в § 3 главы V. В таком городе, как в настоящем, возможно пристань для морских и речных судов, где стоят У причала ледоколы и пароходы; аэропорт с современными и фантастическими лайнерами; стройплощадка с трудящимися подъемными кранами, самосвалами и экскаваторами; автопарк; база Сельхозтехники; космодром и, само собой разумеется, фабрика игрушек называющиеся, к примеру, «Оживи, сказка», где в умелых руках октябрят начинают собственную жизнь сказочные храбрецы.
Население города — радостный и находчивый октябрятский народ. Тут парни думают, пробуют, творят, а основное — делают все собственными руками.
Тут же октябрята обучаются преодолевать трудности, логически мыслить, планировать собственную работу, воспитывают в себе смекалку, умение и находчивость вдохновенно трудиться и праз! нично жить в будничной рабочей обстановке. Среди кружковцев имеется рабочие, бригадиры, инженеры-конструкторы, начальники фирм, и любой может попытаться себя на различных работах.
Жизнь города во многом имеется детская фантазия, но модели юных техников и получаемые ими тут знания, умения и навыки — настоящая действительность.
Поделки обучающихся начальных классов довольно часто условен , и далеко не все модель возможно действующей, самоходной, но в игре у ребят все делается настоящим.
В работе с обучающимися принципиально важно создать атмосферу сегодняшней судьбе страны, этому оказывает помощь обращение к периодической печати. Так, к примеру, прочли октябрята, что Уралмаш трудится над созданием нового экскаватора для рудных карьеров, ковш которого обязан вмещать 20 куб. м грунта, и начали рассуждать, рисовать, прикидывать. Работы таковой машиной будут проводиться в Якутии, в том месте холодно, исходя из этого кабину машиниста нужно сдела+ь большой, горячей и эргономичной и т. д.
Либо, к примеру, возможно поведать ребятам о том, что на Крайнем Севере в некоторых маленьких населенных пунктах, расположенных на побережье Северного Ледовитого океана, нет причалов. В том месте громадное судно не имеет возможности подойти к берегу, дабы доставить груз.
Возможно предложить ребятам создать таковой «плавучий грузовик», что обязан пребывать на борту большого судна и при помощи подъемного крана опускаться на воду. Доплыв до берега, плавучий грузовик обязан подняться на колеса и передвигаться в большинстве случаев.
Возможно совершить с ребятами мысленное путешествие на КамАЗ либо БАМ и поразмыслить, сколько и какой техники в том месте требуется. Автомобили разного назначения октябрята смогут сделать из готовых частей комплектов конструктора.
Трудиться школьники смогут бригадами и лично под девизом «Юные техники — Отчизне!». В городе возможно создана техническая картотека, куда кружковцы будут собирать вырезки из журналов и газет, где говорится о новой технике, помогающей формированию народного хозяйства нашей страны.
Это окажет помощь ребятам в мыслях путешествовать по стройкам пятилетки, выяснять о новых видах автомобилей и конструировать их модели.
Увлекательную работу возможно организовать по созданию базы Сельхозтехники. К примеру, собрать из разных материалов и конструктора трактор «Беларусь» и усовершенствовать его, добавив к нему новые прицепы, подвесные установки и т. д.
Игра в октябрятские города — это необычные маршруты юных техников во Всесоюзной игре «Октябрята по стране Октября». Маршруты юных техников знакомят их с трудовой деятельностью людей, учат обожать отчизну и быть нужными ей.
Растолковывая ребятам самые рациональные приемы в работе, нужно лишать их самостоятельности, а только направлять на более целесообразные, прекрасные и экономичные ответы. «Думать и делать! Делать и собираться — соединить голову с руками»,— так сказал великий физиолог И. П. Павлов.
Труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим детям новый мир, ощущения и новые чувства.
Занимаясь техническим моделированием, дети не только включаются в активную деятельность, но и определят большое количество для себя нового, к примеру, об истории развития техники у нас, о автомобилях, трудящихся на стройках пятилетки, и т. д. В этом случае трудовая деятельность детей младшего школьного возраста, к примеру изготовление моделей автомобилей (из картона и бумаги), может стать одним из средств воспитания и всестороннего развития патриотических эмоций детей. На практических занятиях в кружках технического моделирования ответственна не столько сама модель, которую делает младший школьник, в противном случае, что школьник определил в ходе ее изготовления, то, чему он обучился, какие конкретно качества у него сформировались, какие конкретно эмоции, ощущения он испытал.