Башенные и мачтовые сооружения
К сооружениям башенного и мачтового типа относят радиомачты, радиобашни, опоры линий электропередачи (ЛЭП) и каркасы опор дымовых и вытяжных труб. Решающими нагрузками на эти сооружения являются ветровые действия, а вертикальные силы имеют относительно маленькую величину.
Сооружения башенного типа — свободностоящие, а мачтового — укреплены оттяжками.
Радиомачты являются пространственную четырех либо трехгранную конструкцию решетчатого типа. В отдельных случаях радиомачты проектируют в виде цилиндрической оболочки с коническим уширением в нижней части.
Радиомачты на оттяжках являются опорами проволочных антенн.
Радиомачта складывается из ствола, оттяжек с винтовыми стяжками и изоляторами, опоры под стволом мачты, центрального фундамента под опорой и анкерных фундаментов для крепления оттяжек.
Типовые мачты для двухпрограммного телевидения имеют высоту 190, 235, 350 м и квадратный в плане ствол 2,5X2,5 м. Мачты монтируют из типовых секций треугольной формы. Из секций с базой 2000 мм из круглой стали и труб собирают мачты высотой 350 м; с базой 1350 мм из труб — мачты высотой до 250 м; c. базой 800 мм из круглой стали — мачты высотой до 100 м.
Мачты со стволом в виде цилиндрической трубы монтируют из секции длиной 4,5 и 6 м и диаметром 1020, 1600, 2500, 3250 мм в зависимости от высоты мачт. Все секции соединяют на болтах и фланцах. Секции, к каким крепят оттяжки, и верхняя секция имеют дополнительные фасонки.
Число ярусов оттяжек колеблется от 2 до 6. Промежуточные секции, так же как и оттяжечные, имеют распорки и пояса из труб, а раскосы из круглой стали.
Унифицированные радиомачты высотой 100.. .240 м собирают из трех стандартных секций (отправочных элементов)—опорной, рядовой и лацменной — оттяжечной. Все секции имеют единые геометрические размеры, существенно сокращено количество типов подробностей в каждой секции.
Рядовая секция имеет пять типов главных подробностей, предельное количество технологических операций для обработки подробностей — не более двух; пояса, распорки и раскосы обрабатывают за одну операцию.
Радиобашни тяжелее и дороже радиомачт, но для них требуется меньшая площадь застройки, что особенно принципиально важно в условиях города. Баш ля имеет переменную по высоте ширину: в нижней части — ‘/t,.. .’/15 высоты, вверху— 1…2 м. Для уменьшения ветрового дав-хе.г.ьх радиобашни изготовляют из круглой стали и труб.
Рис. 1. Радиомачта-излучатель: 1 — ствол, 2 — оттяжки, 3 — изоляторы, 4 — опоры
Решетку радиобашен делают ромбической либо крестовой с дополнительными распорками. Трехгранные трубчатые башни используют значительно чаще в качестве излучателей (башен-антенн) при высоте до 200 и. Для подвески сложных многоярусных антенн применяют четырехгранные башни, поскольку трехгранные башни хуже трудятся на кручение при одностороннем обрыве антенн.
В четырехгранных радиобашнях в местах переломов поясов, но не реже чем через 8 м устанавливают диафрагмы в виде решетки. В трехгранных башнях диафрагмы не ставят, поскольку поперечное сечение сооружения геометрически неизменяемо.
3 типовых конструкциях радиобашен взаимозаменяемость и повторяемость отправочных элементов достигнута за счет получения схемы любой башни из большей башни методом отсечения нижней части. Так, к примеру, любая башня высотой 108…204 м складывается из семи отправочных элементов длиной 8 м в верхней части и трех— девяти монтажных элементов длиной по 16 м в нижней части.
Монтажные элементы соединяют на фланцах. Пояса трехгранных башен изготовляют из труб диаметром 152. ..426 мм и соединяют между собой крестовой решеткой, складывающейся из гибких раскосов и трубчатых распорок из круглой стали со стяжными муфтами.
Распорки прикрепляют к фасонкам, зажатым между фланцами поясов. Чтобы не было попадания жидкости вовнутрь труб по торцам всех элементов из труб ставят заглушки.
Контроль натяжения раскосов и выверку геометрической схемы делают по окончании монтажа всей башни.
Опоры линий электропередачи (ЛЭП) предназначены для подвески проводов, передающих электрическую энергию от мест ее получения к потребителям.
По назначению опоры подразделяют на следующие типы: промежуточные, поддерживающие провода; анкерные, принимающие натяжение проводов; концевые, устанавливаемые на финишах линии перед подстанцией; угловые, устанавливаемые в углах поворота линии; переходные, устанавливаемые на пересечении оврагов и рек— в том месте, где образуются громадные пролеты. При прохождении автострады по равнинной местности количество промежуточных опор образовывает около 85% от общего числа опор.
По конструкции опоры бывают одноствольными, несущими провода на консолях, и портальными двуствольными либо четырех-ствольными, несущими провода на траверсе, которая соединяет ноги опор между собой. Промежуточные опоры принимают маленькие продольные упрочнения и исходя из этого их изготовляют плоскими.
Анкерные, угловые и концевые опоры принимают большие горизонтальные упрочнения. Исходя из этого портальные анкерные угловые и концевые опоры усиливают оттяжками и подкосами, а одноствольные делают с широкой базой.
Заводские соединения элементов опор ЛЭП делают сварными, а монтажные — на тёмных болтах. Недочёт сварных опор ЛЭП содержится в том, что их отправочные элементы имеют громадные габариты по высоте и ширине.
Коэффициент применения ЖД вагонов при транспортировании таких элементов низкий.
Кое-какие опоры ЛЭП изготовляют из уголков с отверстиями. Уголки при монтаже соединяют на болтах. При перевозке таких отправочных элементов увеличивается коэффициент применения транспортных средств.
Но болтовые опоры в большинстве случаев применяют при сечениях поясов не меньше 70X70X6 мм, поскольку болты в меньших сечениях уголков не размещаются. Кроме этого не рационально использовать болтовые опоры при упрочнениях в раскосах, требующих более двух болтов.
Самый целесообразно использовать такие опоры в том случае, в то время, когда для крепления к поясам раскосов достаточно одного болта.