Бортовой водород экономно озеленяет дальнобойщиков

До тех пор пока ведущие предприятия автомобильной промышлености мира экспериментируют с водородными автомобилями, подталкивают вперёд водородную энергетику и спорят о преимуществах топливных элементов над водородными ДВС, американские водители-дальнобойщики, водители этих огромных «носатых» монстров, сами переводят их на водородное питание.

Сложно представить, что ветхие и потёртые капотные тягачи могут быть на передней линии прогресса. Но на данный момент по дорогам США колесит уже некое количество таких автомобилей, потребляющих водород вместе с дизтопливом.

И количество это растёт.

Причём на этих автомобилях вовсе нет дорогущих топливных элементов, тяжёлых баллонов с газообразным водородом либо теплоизолированных – с жидким. Всё существенно проще и, вместе с тем – любопытнее.

Но сперва – маленькая историческая ремарка. В первой половине 70-ых годов XX века Джон Хоусман (John Houseman) и его коллеги из Лаборатории реактивного перемещения (Jet Propulsion Lab) подготовили доклад для общества автомобильных инженеров США называющиеся «Бортовой генератор водорода и частично водородный впрыск в ДВС».

В данной работе (как и по итогам более поздних теоретических и лабораторных изучений 1970-1980-х годов) было обнаружено, что маленькая добавка водорода в ДВС, трудящийся на классическом горючем, значительно повышает показатели двигателя, и что искомый водород возможно приобретать прямо на борту автомобили, из воды.

Изучения, проводимые в данной области в организациях и разных странах, в итоге, вылились в успешный коммерческий проект.

Бортовой водород экономно озеленяет дальнобойщиков

Так выглядит набор CHEC HFI – маленькая вертикальная коробка перед колесом. Кстати, на снимке в заголовке – первый американский грузовик, оборудованный данной совокупностью.

И на этом кадре – он же (фото Canadian Hydrogen Energy Company).

Компания «Канадская водородная энергия» (Canadian Hydrogen Energy) довела до ума ветхую идею. Так оказалась патентованная совокупность впрыска водорода (Hydrogen Fuel Injection – HFI; либо с добавлением имени компании — CHEC HFI) во впускной коллектор простого двигателя внутреннего сгорания.

Сходу скажем: миру известны множество различных совокупностей, так или иначе, «улучшающих» работу мотора. Лишь приобрети, прикрути – и вот оно счастье. Но производители машин почему-то не торопятся ставить всякие «гомогенизаторы» и «магнитные улучшатели топлива» на серийные автомобили.

Вот и к изделию канадской компании мы сначала отнеслись с опаской.

Как оно трудится? Это электролизный аппарат, что берёт энергию из бортовой электросети, разлагает дистиллированную воду и направляет кислород и водород во впускной коллектор ДВС.

Производитель обещает 10-процентную существенное сокращение и экономию топлива выброса вредных веществ, в особенности сажи, не сильный места дизелей.

Данный эффектный грузовик воображал продукцию канадской компании на одном из шоу водителей-дальнобойщиков, прошедшем этим летом (фото Canadian Hydrogen Energy Company).

Стоп. Но закон сохранения энергии ещё никто не отменял.

Электричество на борту снабжает генератор, вращаемый тем же двигателем. И не безвозмездно.

Так откуда же сокращение расхода горючего?

Авторы совокупности поясняют: количество водорода, подаваемого в двигатель – мало. Не он сам, как горючее, даёт прибавку мощности. Другими словами он, сгорая, само собой разумеется, что-то даёт, но и так как он же и забирает.

Производя его электролизом, мы, как уже сообщили, тратим часть мощности ДВС.

Секрет в другом. Добавленные «сверху» водород (и кислород) повышают полноту сгорания солярки, меняя темперамент распространения пламени в цилиндрах.

Другими словами – тут речь заходит о увеличении КПД мотора и о росте отдачи от классического горючего.

Совокупность CHEC HFI может трудиться с любым ДВС (дизель, бензин, газ), но была, первым делом, популярна у водителей-дальнобойщиков Северной Америки. В частности, с недавних пор наборы для установки на дизельные тягачи стали быстро брать у канадской компании американские компании-грузоперевозчики.

«Послушай, да тут, в неспециализированном-то, сложностей нет…» (фото Canadian Hydrogen Energy Company).

Как мы ранее говорили, в университете Тасмании (University of Tasmania) сравнительно не так давно выстроили первый в мире двигатель внутреннего сгорания, потребляющий дизельное топливо и водород в один момент.

Но вот сейчас нужно внести поправку — первый, созданный специально для таковой смеси. Вследствие того что новаторы из Канады полагают: маленькая добавка водорода не помешает любому серийному ДВС.

В этом её принципиальное отличие.

Да, мы знаем, что горение водорода в ДВС – вещь очень непростая, и не всё тут ещё изучено полностью. Недаром же над чисто водородными моторами настойчиво бьётся последовательность известных компаний.

Тут имеется вопросы и по ресурсу, и по рациональной схеме совокупности питания.

Но мелкое количество водорода, как добавка. Почему бы и нет?

Развивая совокупность в прошлые четыре года, канадская компания совершила массу дорожных тестов: аппараты CHEC HFI накатали в сумме десятки миллионов миль.

«…Водород из неприметной коробочки, смонтированной где-нибудь в эргономичном месте за кабиной, поступает во впускной патрубок мотора» (фото Canadian Hydrogen Energy Company).

Стоят эти наборы от $4 тысяч до $14 тысяч (у компании имеется последовательность моделей, под авто различных классов). А как окупаются?

Президент американской компании Great Plains Trucking Шервин Фаст (Sherwin Fast) говорит: «Мы экономим на каждом грузовике с данной совокупностью по $700 в месяц в расходах на горючее». на данный момент компания эксплуатирует четыре тягача с CHEC HFI и заказала ещё 25 наборов.

Что ж, пара лет окупаемости – вовсе хорошо. Особенно, в случае если твой автомобиль делается ещё и более «зелёным».

А основное — CHEC HFI существенно проще передовых и актуальных топливных элементов, не требует хранения водорода на борту (то его количество, что вырабатывается – срочно идёт в ДВС) и не испытывает недостаток в особой инфраструктуре (наподобие водородных заправок).

Легко добавь воды.

Литовский дальнобойщик о дальнобое в Российской Федерации и Европе!


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: