Деревообрабатывающие цехи
Помещения деревообрабатывающих цехов, имеющих по характеру технологических процессов близкое назначение, целесообразно располагать в неспециализированных блоках застройки либо в близи одно к второму. Это позволяет более действенно применять транспортные средства, сократить пути перемещения грузопотоков и переходы рабочих.
В деревообрабатывающем производстве поступают и перерабатываются много штучные материалы: долгие доски, заготовки и бруски, выпускаются изделия и полуфабрикаты, имеющие большие габариты. Исходя из этого производственные строения деревообрабатывающих цехов проектируют, в большинстве случаев, одноэтажными формы прямоугольника, на протяжении долгих сторон которого и направляются главные потоки технологического процесса.
Станки в производственном помещении направляться устанавливать по принципу последовательности технологического процесса и прямопоточности, дабы поток обработки заготовок, подробностей, изделий и полуфабрикатов был по возможности прямым, без перекрестных, петлеобразных, возвратных направлений и встречных. В маленьких деревообрабатывающих цехах с малой производственной мощностью, оборудованных станками неспециализированного назначения, не соединенными транспортными механизмами, станки устанавливают в большинстве случаев в шахматном порядке.
При таких условиях между станками нужно устраивать резервные площадки под буферные складочные места для деталей и межоперационного запаса заготовок, дабы устранить их скопление у станков и загроможденность в цехе рабочих мест, проездов и проходов.
Расстояние между строительными конструкциями и станками строения деревообрабатывающего цеха определяется местом установки станка довольно строительных конструкций (стен, колонн) и громаднейшими размерами обрабатываемых на нем деталей и заготовок, и поточностью и способами процессов обработки. К примеру, планировка станков и расстояние между ними будут разными: при раздельно установленных позиционных либо проходных станках; на поточных механизированных участках либо полуавтоматических линиях, связанных между собой транспортными средствами либо подвесными транспорт-но-загрузочными механизмами.
При цепном размещении (в линию друг за другом) проходных станков, связанных между собой транспортными средствами, расстояние между станками в каждом случае определяется большой длиной обрабатываемых заготовок, скоростью подачи, величиной и наличием межторцовых разрывов.
Расстояния от станков до стенку, колонн и между станками, если они не встроены в линии и не соединены транспортно-загрузочными механизмами, продемонстрированы на рис. 1.
При расположёнии станков с ручной продольной подачей материала и установке их друг за другом в линию расстояние между станками принимается кратным не меньше 2,5 большой длины заготовок либо подробностей, обрабатываемых на смежных станках. В любых ситуациях при планировке станков нужно принимать в расчет габариты проектируемых средств колесного или других видов напольного и подвесного транспорта, и передаточной межоперационной тары.
Рис. 1. Схема расстояний между элементами зданий и оборудованием в деревообрабатывающих цехах
Рис. 2. Размеры цеховых проездов и проходов
Рис. 3. Планировка складских мест и рабочих у проходных станков:
а — прирезной станок с механической подачей; б — четырехсторонний строгальный станок; в — фуговальный станок; г — двусторонний рейсмусовый станок; д — фуговальный станок с механической отдачей; е — четырехсторонний строгальный станок; ж — шлифовальный трех-цнлиндровый станок; з — односторонний рейсмусовый станок; и — четырехсторонний строгальный станок с питательным столом
Рис. 4. Планировка складских мест и рабочих у позиционных станков:
а — ленточнопильный станок; б — фрезерный станок; в—шлифовальный ленточный станок; г — кондеравнитель форматный; д — односторонний шипорезный станок; е — двусторонний шипорезный рамный станок; ж — станок оверлильно-шиповальный с механической подачей
Не считая проходов и подъездов к рабочим местам, в цехах нужно проектировать сквозные проезды на всей протяженности производственного помещения. В цехах шириной до 24 м возможно Один сквозной проезд, а при большей ширине — два и более проезда. Ширина проходов и проездов зависит от размеров и характера производства и транспортируемой продукции, и
габаритов транспортных средств и транспортируемых на них изделий и материалов. В случае если в цехе не используются траспортные средства, что возможно в малых деревообрабатывающих цехах, и сквозной проход помогает лишь для прохода рабочих, то его ширина должна быть не меньше 1,2 м. В цехах, где используются ручные либо механизированные тележки, ширину сквозного проезда при одностороннем их перемещении нужно принимать больше ширины груженой тележки на 1 м (по 0,5 м на каждую сторону), но не менее двух метров, а при двухстороннем перемещении — 3 м. Для рельсовых узкоколейных дорог ширину проезда направляться принимать равной ширине груженой вагонетки с добавлением по 0,7 м на каждую сторону от габарита груженой вагонетки.
Поперечные проезды и сквозные проходы в производственных помещениях цеха предусматриваются на расстоянии 75 м, в случае если по технологическим условиям нет необходимости в более близком размещении этих проходов. Ширина поперечных проездов и проходов принимается такая же, как и для продольных.
При планировке размещения подъемно-транспортных и загрузочно-разгрузочных механизмов (кранов, тельферов, монорельсов и т. п.) нужно учитывать, дабы грузопотоки не были над рабочими местами. Для подъема на снятия и станки с них по окончании обработки тяжелых громоздких пиломатериалов, узлов и пакетов изделий у рабочих мест направляться предусматривать установку подъемников.
В случае если размеры обрабатываемых материалов превышают более половины длины либо ширины стола станка, то направляться устанавливать приставные стационарные либо подвижные опоры: рольганги, ролики, столы, козлы, имеющие устойчивые основания.
Для удаления от станков небольших сыпучих отходов (стружек, опилок, пыли) нужно применять пневмоустановки, а кусковых отходов — транспортеры.