Доставка и выгрузка сырья
Методы доставки сырья. На фанерные фабрики сырье поступает сплавом, по железной дороге либо доставляется автомобильным транспортом.
Водный путь доставки сырья есть самым недорогим. Сырье поступает сплавом, большей частью в плотах, каковые комплектуют из древесины лиственных и хвойных пород (последние именуют приплавом, по причине того, что они владеют большей плавучестью, чем лиственные породы).
Главным элементом любого плота есть пучок древесины количеством 5—10 мг. Пучок формируют на сплоточных агрегатах и в один момент обвязывают проволокой. Пучки древесины одной длины стягивают в секции, каковые соединяют в плот емкостью до 15—20 тыс. м3.
Плот транспортируют по рекам буксиры либо катера.
Сырье при сплаве менее подвержено действию древесных грибков и солнечных лучей. Но водным методом возможно пользоваться лишь во время навигации (в средней полосе СССР с мая по октябрь).
Предприятия, на каковые древесина поступает сплавом, должны иметь громадные складские площади. Исходя из этого в зимние месяцы и ранней весной (5—6 месяцев) они вынуждены хранить на складе большой запас сырья, что удорожает его цена.
Доставка сырья в плотах повышает влажность древесины (более 70%), что отрицательно отражается на сушке шпона, увеличивая время этого процесса.
При доставке сырья по железной дороге не нужно громадных площадей для его хранения. Запас сырья на складе возможно в размере четырех-шестинедельной потребности предприятия.
Это существенно упрощает все работы на складе сырья по его хранению.
Сырье по железной дороге перевозят в крытых и открытых вагонах, полувагонах и на платформах. При транспортировании оно подвергается действию солнечных лучей, что приводит к появлению трещин в торцах кряжей и чураков.
Любой вид доставки сырья имеет преимущества и недочёты. Исходя из этого при проектировании новых фабрик шепетильно разбирают экономическую целесообразность их размещения в том либо другом районе, учитывают затраты на хранение и доставку сырья.
В большинстве случаев фанерные фабрики строят по берегам судоходных рек.
Выгрузка сырья. При поступлении сырья на фабрики его контролируют в присутствии заказчика и поставщика (представителя завода).
Проверка содержится в размолевке секции либо нескольких пучков древесины (т. е. в освобождении древесины от крепежной проволоки и отделении хвойных пород от лиственных) и сортности и поштучном определении объёма каждого кряжа. Эти таковой выборочной проверки распространяются на всю партию поступившей древесины.
Хвойную древесину-приплав, если она отвечает требованиям ГОСТа, применяют в качестве сырья для производства фанеры.
Размолевку пучков древесины делают на намерено отведенном водном участке, дабы при частичного утопа древесины возможно было поднять ее на поверхность. Размолевывают пучки по большей части на размолевоч-ных автомобилях.
Для выгрузки кряжей из воды используют разные механизмы: продольные бревнотаски, поперечные элеваторы, лебедки, краны.
На фанерных фабриках самый распространены продольные стационарные бревнотаски (рис. 1). Они являются древесную эстакаду, которая поднимается из реки и длится на берегу.
Приемную часть — хобот бревнотаски с ведомой звездочкой делают в большинстве случаев на шарнире и опускают в воду в зависимости от колебания уровня воды на глубину 0,5— 0,8 м под углом не более 20—25° к горизонту.
Главным элементом бревнотаски есть нескончаемая цепь с закрепленными на ней траверсами, расстояние между которыми 1,8—2,0 м. На траверсы насажены шипы, на каковые ложится бревно. Двигаются траверсы по направляющим из полосового либо уголкового железа.
Для уменьшения трения траверс о металл их изготовляют в виде осей, насаженных на ролики, каковые катятся по направляющим. Цепь надета на приводную звездочку 4, которая приводится в перемещение через редуктор от электродвигателя.
В зависимости от расстояния, на которое нужно подать сырье, бревнотаски смогут складываться из нескольких секций длиной не более 150—200 м любая.
Сырье подает рабочий, что багром зацепляет плавающий в воде- кряж и направляет на движущуюся цепь бревнотаски.
Шипы траверсы бревнотаски захватывают кряж, что транспортируется на склад. Скорость перемещения цепи при исполнении данной операции может составлять 1,2 м/сек.
В случае если на бревнотаске делают кроме этого и сортировку бревен, то скорость перемещения цепи должна быть в пределах 0,6—1,0 м/сек.
Рис. 1. Типовая продольная стационарная бревнотаска Б-16-19:
1 — электродвигатель, 2— ременная передача, 3 — редуктор, 4 — приводная звездочка, 5 — траверса, 5 — цепь, 7 — ведомая звездочка, 8—натяжное устройство
Производительность продольной бревнотаски за смену образовывает 300—350 ж3. Ее обслуживают трое рабочих.
Для подъема хоботов бревнотасок из воды над ними устраивают опорные перекладины с крюками, кольцами либо скобами, на каковые возможно подвесить подъемные приспособления. На этих перекладинах должны быть устроены лестницы и мостики, оборудованные перилами и барьерами.
Продольные бревнотаски применяют, в случае если берег водоема пологий. В случае если берег крутой, обрывистый, использовать такие бревнотаски не рекомендуется, поскольку угол подъема хобота ее будет быть больше установленный уровень, благодаря чего вероятны срывы бревен с траверс под действием собственного веса.
В этих условиях целесообразно применять поперечные элеваторы; они бывают береговыми (рис. 2), передвигающимися по рельсам на протяжении берега, и плавучими, установленными на понтонах.
Рельсовый путь для передвижения элеватора укладывают на древесной эстакаде. Ширина рельсовой колеи 3,5—4,0 м.
Поперечный элеватор представляет собой два наклонных цепных транспортера, трудящихся синхронно. Первый помогает для подъема кряжей из воды, второй — для подачи их на продольную бревнотаску либо укладки в штабель.
Любой из наклонных транспортеров складывается из двух параллельно движущихся цепей с захватами для бревен. Расстояние между захватами 2,5—3,7 м. Скорость перемещения цепей от 0,3 до 0,5 м/сек. Простая высота элеватора (от головки рельса до оси верхнего вала) 10—12 м.
Производительность поперечного элеватора за смену 165—175 лг3; обслуживают его двое рабочих.
При выгрузке сырья поперечным элеватором кряжи нужно укладывать на оба захвата в один момент. Скаты у элеватора направляться подвешивать не круче 40° на неизменно прикрепленных к ним металлических крючьях либо на особенных цепях.
Для выгрузки кряжей из воды используют кроме этого двухбарабанные лебедки (рис. 3).
Посредством таких лебедок сырье выгружают из воды и в один момент укладывают его в два штабеля.
Трудится двухбарабанная лебедка так: при отключённых барабанах зацепляется пачка кряжей, после этого по окончании включения барабанов пачка поднимается на штабель по направлению, указанному на рисунке стрелкой. На протяжении подъема пачки и перемещения ее по штабелю при помощи троса трос совершает холостой движение по штабелю в направлении, указанном стрелкой.
В то время, когда пачка достигнет крайнего положения на штабеле, к концу троса прикрепляют пачку; одновременно с этим отцепляется барабан и пачка выключается. Дальше пачка поднимается на штабель при помощи троса, а трос совершает холостой движение, возвращаясь за новой пачкой для штабеля.
Рис. 3. Схема выгрузки бревен двухбарабанной лебедкой:
1 — плотик, 2, 5, 10 — пачки кряжей, 3, 9 — штабеля, 4, 8 — тросы лебедки, 6 — блоки, 7 — барабан лебедки
Выгрузка лебедками эргономична: она не требует стационарных устройств. Количество пачки сырья зависит от грузоподъемности лебедки и достигает 5—6 м3.
При эксплуатации лебедок нужно, дабы между местом выгрузки и погрузки и лебедкой была установлена двухсторонняя звуковая и световая сигнализация. Не допускается размещение оттяжных и направляющих блоков в местах, где ведется работа.
Тяговые тросы должны быть перекинуты через продольную лесотаску так, дабы исключить возможность захвата троса, в то время, когда он ослабнет, цепью либо движущимися по лесотаске кряжами. Вес зацепляемых пачек обязан соответствовать грузоподъемности троса.
Неисправность тягового троса, стропов, замков, крюков может привести к несчастным случаям.
Рис. 4. Схема консольно-козлового крана с грейфером:
1 — грейфер, 2 — ферма крана
Для выгрузки сырья из воды, и из ЖД вагонов используют разные краны: козловые, башенные и др.
Консольно-козловой кран (рис.4), использующийся для выгрузки сырья и штабелевания кряжей, складывается из мостовой фермы, опирающейся на две стойки-ноги, установленные на ходовых тележках, при помощи которых кран перемещается по рельсовым дорогам, уложенным на шпалы.
На протяжении мостовой фермы проложен рельсовый путь, по которому перемещается грузовая тележка с грузозахватными приспособлениями.
У консольных козловых кранов тележка может выходить за пределы собственных опор, что разрешает выгружать сырье из воды, разгружать вагоны и подавать кряжи к транспортерам либо укладывать их в штабеля.
В качестве грузозахватного механизма используют стропы либо грейферы. Козловые краны бывают бесконсольные.
Работа консольно-козловых и других кранов сочетается с работой продольных бревнотасок (рис. 5).
При таковой схеме организации работ возможно делать следующие операции: выгружать сырье из ЖД вагонов и подавать его на бревнотаску; выгружать сырье и укладывать его в штабеля для хранения; разбирать штабеля и подавать сырье на бревнотаску.
Сырье выгружают из вагонов и подают его для укладки в штабель пучками, вес и объём которых зависит от грузоподъемности крана. Пучки, транспортируемые бревнотаской, должны быть расстропованы на площадке.
В случае если сырье поступает потом в тепловую обработку, его подают продольной бревнотаской в варочный бассейн. В случае если сырье укладывают для хранения в штабеля, то его расстроповывают конкретно на штабелях.
Бригада рабочих, обслуживающих агрегат, состоит в большинстве случаев из 5 человек: крановщика и четырех рабочих, занимающихся подачей и выгрузкой сырья. За смену консольно-козловым краном грузоподъемностью 10 г возможно разгрузить и уложить в штабель 450—550 м3 сырья.
Рис. 5. Схема работы консольно-козлового крана с продольной бревнотаской:
1 — продольная бревнотаска, 2 — площадка для расстроповки пучков, 3 — рельсовый путь для крана, 4 — ЖД колея, 5 — штабеля сырья, 6 — консольно-козловой кран