Изделия из хрусталя

Главный метод обработки изделий из хрусталя — нанесение алмазной грани, значительно чаще клинообразных прорезов. Боковые плоскости прорезов треугольного профиля, в особенности на плоских блюдах и тарелках, являются оптические призмы, в которых отражается целый окружающий их рисунок, причем плоскости прореза должны пребывать по отношению друг к другу под определенным углом.

Сочетание матированных плоскостей, образованных громадным числом поверхностных узких прорезов, и острых глубоких прорезов клинообразного профиля ведет к отражению небольших линий на плоскостях глубоких прорезов.

В случае если изделие с алмазной резьбой медлительно поворачивать около оси, то блеск от граней рисунка, обусловленный внутренним отражением света, при повороте на некий угол как бы погаснет. Так, при исполнении резьбы нужно стремиться к тому, дабы рисунок был виден при вероятно большем угле, тогда резной рисунок будет блистать при повороте на разные углы.

Любой вид резьбы, прорез либо группу прорезов возможно разглядывать как оптическую совокупность призм и линз, исходя из этого рисунок необходимо делать с учетом того, как рассеивается свет гранями рисунка. К примеру, на желобчатых прорезах лучи преломляются как на рассеивающих линзах, исходя из этого предметы, находящиеся за ними, кажутся уменьшенными в зависимости от крутизны поверхности прорезов.

Выпуклые прорезы, так же как и собирательные линзы, увеличивают разглядываемые за ними предметы. Боковые стены долгих клинообразных прорезов являются оптические призмы, в которых отражается целый окружающий их рисунок.

Пара клинообразных прорезов, расположенных параллельно друг другу, образуют последовательность призм с полным внутренним отражением (в случае если угол между поверхностями острый). Чтобы в клинообразном прорезе имел возможность отражаться ближайший прорез, поверхности прореза должны пребывать по отношению друг к другу под определенным углом и на определенном друг от друга расстоянии.

Малоэффективна прорезь, поверхность которой параллельна стенкам изделия.

В число операций по декорированию изделий из хрусталя входит вырезка зубца. Идеальную и верную форму зубец принимает по окончании закатки кругами большой зернистости при постоянной подаче воды (30±5) °С.

Изделие обрабатывают по краю, сглаживая размер и форму всех зубцов, наряду с этим обработанная поверхность зубца получается пара грубоватой. Более небольшие зубцы нарезают на станках САГ алмазным кругом с водой.

Круг врезается на определенную глубину в край изделия, образуя прорезь в форме зубца треугольного профиля. Сделав один прорез, изделие поворачивают около оси на определенный угол и повторяют операцию нарезания зубца, и без того на протяжении всей кромки изделия.

Это делается мелкозернистым обра-зивным кругом при постоянной подаче воды (30±5)°С на станках САГ. По окончании дистировки поверхность зубцов делается шелковисто-матовой.

Изделия из хрусталя

Рис. 1. Преломление светового луча на элементах резьбы — прорезах: а — желобчатом, б — выпуклом, в — клинообразных, г — равных

Перед химическим полированием изделия из хрусталя моют вручную в ванне с водой температурой (30±5)°С для удаления пылевидных остатков стекла, образующихся при обработке изделий на шлифовальных кругах. После этого изделие погружают в смесь 40%-ной HF и 92…96%-ной серной кислоты H2S04.

Одна из завершающих операций — доработка рисунка-, нанесение узких алмазных граней дополняющих подробности изображения. Операцию делают на станках САГ либо Ход алмазными кругами при постоянной подаче воды.

Оправа изделий на шайбе содержится в нанесении небольших насечек в шахматном порядке на матовую поверхность изделия. Подготовка изделий под «оправу» производится на станках САГ кругами с постоянной подачей воды.

Дистировку края и дна изделия делают на песчаниковой шайбе с постоянной подачей воды на обрабатываемый участок. Два раза в смену шайбу правят наждаком (зерном № 5, а после этого зерном № 10, 12).

Микронеровности по окончании дистировки удаляют, полируя изделия на пенопластовом круге.

На круг наносят суспензию из тонкоизмельченной пемзы и воды в соотношении 1:2, в которую додают порошкообразный оксид олова.

Разберем на конкретном примере, как наносят рисунок на бокал из свинцового хрусталя. Вся поверхность бокала украшена алмазной резьбой.

Изделие при богатой резьбе имеет узкую стенку — 4 мм.

Рисунок складывается из четырех повторяющихся элементов: вертикальных, горизонтальных, пересекающихся горизонтальных насечек и граней. Вертикальная острая грань повторяется 12 раз; глубина каждой грани не меньше 1,6 и не более 2 мм, угол клинообразной прорези 110°.

Грань прорезают алмазным кругом. Горизонтальная кольцевая острая грань повторяется по высоте бокала 11 раз (глубина грани 1 мм), выполняется тем же алмазным кругом с режущей кромкой клинообразного профиля с углом заточки 110°.

Декор из пересекающихся граней повторяется как по горизонтали (6 раз), так и по вертикали (10 раз). Его нарезают, не меняя ни угла заточки, ни марки алмазного круга, изменяют только глубину прорезаемой грани, доводя до 0,7 мм.

Насечки, повторяющиеся 6 раз по горизонтали и 10 раз по вертикали, делают алмазным кругом многожил-кой марки АПП 150X20 АСВ 50/40.

При обработке изделий из накладного стекла рисунок зависит от числа, толщины, порядка размещения и цвета слоев. При обработке таких изделий используют, в большинстве случаев, круги, которыми возможно легко и глубоко прорезать наклад по подстилающей базе.

Тонкозернистые круги, которыми возможно снимать только поверхностный слой на маленькую глубину, применяют для получения узких полутоновых переходов цвета за счет постепенного стачивания стекла.

Рис. 2. Бокал с алмазной гранью: 1 — вертикальная острая грань, 2 — горизонтальная кольцевая острая грань, 3 — пересекающиеся грани, 4 — насечки

Хрустальные боккалы , делают так !!!


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: