Экспериментаторы изолировали людей в психической камере
в один раз доктора сделали Camera silens — хорошее средство для опытов над людьми. Оно разрешает лишить человека фактически всех ощущений и изолировать его от любых связей с окружающим миром.
Таковой опыт очень травматичен, исходя из этого от этих изысканий решили отказаться. Прошли десятилетия, и эту камеру снова стали использовать Сейчас.
Для чего?
Эта весьма негромкая, но жутковатая история началась в первой половине 70-ых годов XX века. Два германских психиатра — Ян Гросс (Jan Gross) и Петер Кемпе (Peter Kempe) решили совершить небольшой, но очень важный опыт.
Их проект был реализован на базе клиники в Эппендорфе (Universitatsklinikum Hamburg-Eppendorf) при университете Гамбурга (Universitat Hamburg).
Эту разработку назвали Camera silens. Наименование возможно перевести с латыни как «Тихая помещение» либо «Тихая камера».
Она вправду «глухонемая»: звукопоглощающий материал на стенах, полу, потолке изолирует все звуки, каковые смогут доноситься в помещение снаружи.
Особая форма выступов из звукопоглощающего материала разрешает им дополнительно гасить звуковые колебания (фото с сайта ok-centrum.at).
Конфигурация поверхности является множеством призм, каковые максимально поглощают звуковые колебания, каковые смогут появиться в. Вследствие этого в помещении — равно как и на радиостанциях либо в студиях аудиозаписи — нет эха. Кричать тут возможно хоть приложив все возможные усилия, но это будет то же самое, что кричать в вакуум…
Гросс и Кемпе стали проводить опыты, помещая испытуемых (принимали участие как больные, так и здоровые люди) вовнутрь этого помещения. Цель опытов — «изучение сенсорной депривации и социальной изоляции».
«не сильный место», вносящее непозволительное разнообразие в интерьер, — дверь. Но она предусмотрительно размещена сзади испытуемого (фото с сайта robmoonen.nl).
Чем продолжительнее человек остаётся в таковой помещения, тем посильнее действие изоляции на его психику. Итогом весьма продолжительного нахождения в таком помещении, в большинстве случаев, становятся разные искажения восприятия, приводящие, в конечном счёте, к галлюцинациям и другим малоприятным эффектам.
Редкий кадр: монтаж «Тихой камеры» перед открытием одной из выставок в 2004 году (фото с сайта inberlin.nl).
Более того, эти условия подрывают не только психологически, но и физически, поскольку психотерапевтические нарушения «расстраивают» кроме этого и вегетативную совокупность. Теоретически, «Помещение» — совершенное средство для пыток, не оставляющих следов…
В опытах Гросса и Кемпе ничего ужасного, но, не было — испытания были непродолжительными и могли быть прерваны в любую секунду по желанию испытуемого. Однако, резонанс, что позвала в обществе «Бесшумная помещение», был достаточно шумным.
По окончании бессчётных дискуссий, на протяжении которых обсуждались вышеупомянутые побочные эффекты, в первой половине 70-ых годов XX века опыты было нужно приостановить.
И вот, в первой половине 90-ых годов двадцатого века — спустя двадцать с лишним лет по окончании прекращения проекта «Тихой камеры» — за него снова него взялась ещё одна пара деятелей.
Разобраться в художественных концепциях немца Олафа Арндта (слева) и голландца Монена (справа) непросто. Но в «Тихой помещении» их идеи как словно бы бы дополнили друг друга, и всё стало на собственные места (фото с сайтов ifg-ulm.de и on1.zkm.de).
В этом случае «Камерой» заинтересовались Олаф Арндт (Olaf Arndt) и Роб Монен (Rob Moonen) и сконструировали её заново. Для чего им это нужно, и кто эти люди?
Олаф Арндт (появился в Германии в первой половине 60-ых годов XX века) — живописец. Он занимается современным мастерством и особенно преуспел в жанре перформанса.
Во второй половине 80-ых годов XX века вместе с группой единомышленников он кроме того создал целое объединение деятелей исскуства называющиеся «Наблюдатель за операторами автомобилей» (Beobachter der Bediener von Maschinen — BBM). Несколько придумывает разные инсталляции и перформансы, основная тема которых — «Человеко-машинное общество».
Роб Монен (появился во второй половине 50-ых годов двадцатого века) работает в Нидерландах. Занимается он приблизительно тем же, чем и Олаф — создаёт инсталляции, перформансы, каковые, по словам Роба, «находятся в ярком сотрудничестве со средой, в которой они созданы».
Пара примитивная схема устройства Camera silens — и той, что была в 1970-х, и той, что существует сейчас.
В случае если желаете взглянуть на данный объект с различных сторон, то имеете возможность посмотреть несколько видеороликов: данный (файл MOV, 192 килобайта) и данный (файл MP4, 3,69 мегабайта) (иллюстрация с сайта medienkunstnetz.de).
Camera silens для них воображает интерес, но вовсе не медицинский и, пожалуй, кроме того не в полной мере художественный. В «Тихую камеру» может войти любой визитёр выставки и получить от данной инсталляции некоторый эстетический эффект.
Но она затрагивает множество не только искусствоведческих, но и социальных неприятностей.
Это изображение забрано из документации к инсталляции Camera silens. И не смотря на то, что изображение весьма невнятное, эффект от него, согласитесь, очень ужасный (иллюстрация с сайта medienkunstnetz.de).
Одна из них пребывает в том, что безотносительная изоляция ведет к утрата самоуправления, исходя из этого предоставляет возможность полного контроля над людской сознанием. В «Камере» окружающее пространство начинает господствовать над человеком.
В неё он перестаёт быть субъектом, талантливым функционировать самостоятельно, преобразовываясь всего лишь в объект, которым возможно манипулировать как угодно.
Возможность управления людской сознанием — это, непременно, одна из проблем. Но, как ни парадоксально, «Камера» даёт предлог и для размышлений об одном хорошем моменте.
Данный хороший эффект связан защитой от сенсорной перенасыщенности отечественного мира, в котором фактически некуда деться от гнёта аудио- и видеоинформации. Прибежищем и оказывается «Тихая помещение».
Она делается не просто средством изоляции, но и выступает в роли «антихранилища» информации, местом, где человек может прислушаться к самому себе.
На разных выставках Арндт и Монен до сих пор иногда показывают собственную «Тихую помещение».
Превратиться из субъекта в объект может кто угодно (фото с сайта robmoonen.nl).
Но как, спасаясь от информационного потока, не впасть в сумасшествие от полной изоляции? На данный вопрос живописцы, кстати, ответить не смогли.
Да и вероятен ли ответ?