Электропривод плюс веретено
Электросамопрялка (рис. 1) складывается из веретена со рогулькой и шпулькой, электродвигателя, переключателя и трансформатора.
Железный вал веретена (рис. 2) консольно укреплен в стойке на двух подшипниках: со свободной стороны на него надеваются катушка-шкив и шпулька, что крепится гайкой-барашком.
Иначе вала просверлен коленчатый канал для продергивания пряжи и приварена рогулька.
Стойка — дюралюминиевая, катушка — пластмассовая, из-под намоточного провода: одна щечка ее проточена под шкив O 80 мм.
Рогулька согнута из прутка 3 мм: ее ветвь с крючками помогает нитепроводником, направляя пряжу на шпульку; вторая играет роль противовеса; расстояние между ветвями 110 мм.
Шкив вала вытачивается из пластмассы либо металла.
Подшипники в стойке с внутренней стороны веретено закрываются крышкой.
Нужно иметь в виду, что катушка на протяжении работы обязана вольно вращаться на валу, тогда как шкив закрепляется.
Рис.
1. Электросамопрялка:
1 — веретено, 2 — клавиша выключателя, 3 — электродвигатель, 4 — трансформатор, 5 — подставка.
Рис. 2. Веретено прялки:
1 — подшипники вала, 2 — стойка, 3 — крышка подшипников, 4 — рогулька, 5 — шпуль катушка, 6 — шкив-щечка катушки, 7 — вала, 8 — гайка, 9 — вал, 10 — коленчатый канал.
Для надежной работы прялки нужен двигатель мощностью не меньше 15 Вт, к примеру, от проигрывателя, маленького вентилятора, кроме того от автомобильного стеклоочистителя, как в данной конструкции.
Но потребуется маленькая доработка его, для получения реверсирования, поскольку при скручивании и прядении ниток вал обязан вращаться в различные стороны. Для этого двигатель нужно разобрать, вывести раздельно финиши щеток и шунтовой обмотки и смонтировать по схеме (рис.
3).
Трансформатор — ТС-90. От его понижающей обмотки сделано пара выводов: посредством тумблера S2 на пять положений возможно по желанию изменять скорость вращения катушки. Выключатель S1 прялки для удобства пользования лучше поставить с громадной широкой клавишей.
В начале работы, перед тем как начатьпрясть, пропустите крепкую нитку длиной 30 см через коленчатый канал вала веретена, крючки рогульки и укрепите ее на катушке. Запустите прялку и прихватите ниткой начало приготовленной шерсти: вытягивая ее до определенной толщины, подавайте к входному отверстию и пристально следите, дабы скручивание шло равномерно.
Для последовательного заполнения шпульки по всей ее длине нужно своевременно перекидывать пряжу с крючка на крючок. С покупкой навыка возможно неспешно увеличивать скорость вращения двигателя.
Рис. 3. Электрическая схема.
Рис. 4. Шкив вала электродвигателя.
Благодаря тому, что на валу веретена находится два ведомых шкива, рогульке будет вращаться пара стремительнее катушки.
Этим обеспечивается натяжение нити на участке скручивания. Но при наполнении шпульки оно изменяется, поскольку слой готовой пряжи неспешно возрастает.
Исходя из этого я ввел регулировку натяжения фторопластовым шкивом (рис. 4) на валу электродвигателя: при «избыточной» разности скоростей вращения по мере заполнения катушки пассики на нем начинают пробуксовывать и натяжение фактически все время остается постоянным.
Износ пассиков и шкива наряду с этим незначителен.
При скручивании пряжи пользуются гремя катушками: с двух полных заполняют третью, пропустив через канал вела две нити. Не забудьте воспользоваться реверсом, переведя вращение веретена на противоположное.
Возможно сделать дополнительное приспособление: подставку со стержнем, на котором вольно вращаются шпульки с пряжей.
В.
ОВДИЕНКО, Крымская область