Музыка и электричество. часть первая: телармониум

Данный аппарат весил 200 тысячь киллограм, в длину имел что-то около 19 метров, и стоил целое состояние. По некоторым своим чертям он кроме того существенно обгонял собственное время.

И не смотря на то, что как коммерческое предприятие он провалился, именно он заслуживает звание праотца всех электронных музыкальных инструментов.

Во второй половине 90-ых годов XIX века 30-летний инженер из Айовы по имени Таддеус Кэхилл (Thaddeus Cahill) взял патент за номером 580 035 на «устройство и Принцип для распространения и произведения музыки посредством электричества» (Art and Apparatus for Generating and Distributing Music Electronically).

На данный патент возможно посмотреть, перейдя по данной ссылке (лишь имейте в виду, что текстовой версии этого патентного свидетельства в Сети нет, и для просмотра вам пригодится установленный в совокупность QuickTime и браузер MSIE).

Но, с момента выдачи патентного свидетельства прошло ещё девять лет, перед тем как законченная версия обрисованного устройства заметила свет. Вернее, напротив, свет заметил — и услышал — его.

Агрегат данный стал называться «Динамофон», либо «по поводу» (Telharmonium).

Упрощённо, Телармониум воображал собой комплект из 145 особых электрогенераторов, производивших переменный электрический ток разных частот, и сложной совокупности всевозможных индукторов и переключателей.

Одна из иллюстраций к патентной заявке Кэхилла.

Всё это контролировалось несколькими (тремя, в случае если быть правильными) мало поменянными органными клавиатурами, причём клавиатуры были динамическими, другими словами отвечали на силу нажатия! Диапазон частот у Телармониума раскинулся от 40 до 4000 Гц.

Ламповых и каких-либо вторых усилителей сигнала в то время ещё не придумали: это произошло ещё лишь двадцать лет спустя.

Звук выводился сперва через громадных размеров трубы наподобие граммофонных, а потом сигнал подавался напрямую в телефонные линии.

Наряду с этим, дабы послушать Телармониум, требовалось надевать на телефон особый рожок.

Телармониум подавал по целому амперу на любой телефонный аппарат. Этого было более чем достаточно для того, чтобы, при наличии рожка, слышать всё, не поднося трубку к уху.

Кончилось это, кстати, очень безрадосно: телефонная компания подала в суд за повреждение телефонных линий. Но об этом позднее.

Играть на Телармониуме приходилось в четыре руки: главному исполнителю требовался ещё и ассистент. Но, если судить по разным фотографиям, помощник также игрался, хотя бы одной рукой, а не только переключал разные кнопки да поворачивал ручки.

На Телармониуме выполняли «глубокоуважаемую» в ту пору музыку: Баха, Шопена, Грига, Россини и других классиков.

Внутреннее «убранство» Телармониума.

В собственной статье в издании «Звукорежиссёр» Лев Орлов писал, что по окончании «коммерческого дебюта» Телармониума в Массачусетсе, пресса отмечала «полноту, округлость и чистоту звучания», и что кое-какие репортёры объявили, что Кахилл «предвосхищает развитие музыкальной индустрии».

И появились в чём-то правы.

Наряду с этим, почему-то особенное внимание уделялось тому, что музыку возможно показывать по телефону.

Нужно заявить, что на протяжении той первой публичной демонстрации, исполнители физически пребывали в двух километрах от гостиницы, в которой собрались признательная публика и пресса.

В общем, успех. Но это был успех локальный, а Кэхиллу, что к тому времени уже успел поднабраться честолюбия, хотелось большего.

И тогда при всём, как говорится, честном народе, двухсоттонный Телармониум разобрали, загрузили в тридцать (!) ЖД вагонов, и повезли из Массачусетса в славный город Нью-Йорк за славой.

Поход удался. В Нью-Йорке для этого инструмента выстроили целый «Телармонический зал».

Первый концерт прошёл с неистовым успехом, не обращая внимания на провальное уровень качества звучания. Виной тому было низкий уровень качества электрических кабелей, да и, по некоторым сведениям, нередкие неточности исполнителей.

Таддеус Кэхилл. За данной благообразной наружностью прятался недюжинный ум.

Оказалось, что Телармониум был способен кроме того имитировать кое-какие звуковые инструменты, наподобие флейт и барабанов, что также содействовало восторженному приёму изобретения Кэхилла.

В 1911 году Кэхилл выстроил собственный третий (и последний, как выяснилось) Телармониум. Он был ещё больше и ещё дороже двух собственных предшественников, потому, что было произведено много технических усовершенствований.

Но к тому времени за Кэхиллом уже стояла «Новоанглийская электромузыкальная компания» (New England Electric Music Company).

Вместе с ней изобретатель планировал развернуть бурную коммерческую деятельность.

Предполагалось, что через телефонные линии музыку Телармониума возможно будет слушать в каждой гостинице а также в собственных зданиях.

Увы, скоро стало известно, что мощность Телармониума была через чур громадна для тогдашних телефонных линий, а помимо этого, на протяжении его работы по всей сети шли помехи!

Существует легенда, по которой один предприниматель, разъярённый тем, что Телармониум мешает ему зарабатывать деньги, вломился в строение, где был агрегат, и разнёс его вдребезги. Но это, "Наверное," не более, чем слухи.

В любом случае, предприятие провалилось. Необыкновенная клавиатура инструмента потребовала привычки, и музыкантам это не шибко понравилось.

Помимо этого, исполнители говорили, что, не обращая внимания на всё разнообразие тембров, у Телармониума была масса совсем посторонних призвуков, каковые неспешно начинали функционировать на нервы, причём совсем невыносимым образом.

Музыка и электричество. часть первая: телармониум

Рисунок, изображающий Кэхилла за клавиатурой собственного громадного инструмента.

Снова же, телефонные компании были в неистовстве от перебоев, каковые вызывал Телармониум.

Ну и, наконец, по сведениям Орлова, люди, каковые должны были завлекать новых инвесторов, благополучно скрылись со всеми деньгами.

Телармониум умолк окончательно в 1916 году. Спустя восемнадцать лет его изобретатель погиб в одиночестве и нищете.

И, к сожалению, ни одной записи звучания Телармониума так ни при каких обстоятельствах и не было сделано. Не смотря на то, что звукозаписывающие устройства в то время уже существовали.

Но сохранились ключевые принципы, придуманные Кэхиллом.

Продолжение направляться.

Charlie Puth — We Don’t Talk Anymore (feat. Selena Gomez) [Official Video]


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: