Музыка и электричество. заключение: меллотрон прадед цифровых сэмплеров
Частенько случается, что всякие ухищрения, придуманные человеком, потом употребляются с пара намерениями и иными целями, нежели изначально вспоминало. Так произошло и с меллотроном.
Во второй половине 40-ых годов двадцатого века некоторый музыкант Гарри Чэмберлин (Harry Chamberlin) развлекался тем, что записывал собственную игру на органе (разумеется, «Хаммонде») на магнитофон.
В этот самый момент ему пришла в голову мысль: в случае если возможно сделать запись собственной игры, то из-за чего бы не выстроить машину, которая воспроизводила эти и каждые другие звуки, в то время, когда необходимо?
Говорят, первым изделием Чэмберлина стала машина называющиеся Model 100 Rythmate, которую предприимчивый изобретатель начал продавать в качестве дополнения к домашним электроорганам.
На лентах Rythmate было записано 14 барабанных «лупов» («петель», циклически повторяющихся музыкальных и ритмических фрагментов), снабжавших очень убедительный сопровождение для органиста.
Машина получила успех, и воодушевлённый этим Чемберлин взялся за предстоящие разработки. Model 200 уже была снабжена клавиатурой.
Лесли Брэдли, один из отцов меллотрона.
Последующие творения Чэмберлина были в по поводу-то хороши, в чём-то слабоваты, но к 1960-му году у него уже были магазин в Онтарио и куча заказов.
Через некое время Гарри принанял некоего Билла Фрэнсена (Bill Fransen), которому было поручено заниматься продажами. Фрэнсен был умным человеком и, "Наверное," умел наладить оптовые поставки угля самому линии.
Он скоро выполнил собственную задачу, и в один момент смекнул, что с господином изобретателем каши, как говорится, не сваришь.
Из-за чего? Во-первых, Чэмберлин уже не справлялся с обилием заказов.
Во-вторых, все его изделия имели одинаковые родовые травмы, наподобие неодинаковых считывающих головок, почему разные клавиши звучали совсем по-различному.
Было ещё много других недочётов, а Чэмберлин, наверное, и не планировал никак их исправлять.
В общем, Фрэнсен «позаимствовал» два инструмента Model 600 Music Masters, и дёрнул с ними в Англию, в надежде найти в том месте каких-нибудь ребят с головой и руками, каковые имели возможность бы довести изобретение Чэмберлина до ума.
Отыскал. Ими стали братья Брэдли — Лесли, Норман и Фрэнк (Lesly, Frank, Norman Bradley), "Наверное," обладатели компании Bradmatic.
Mellotron Model 400, одна из самых популярных моделей меллотронов.
«Мне необходимы 70 однообразных магнитофонных головок», — заявил Фрэнсен мистеру Лесли Брэдли.
Подивившись, тот поболтал с братьями, и Фрэнсен не так долго осталось ждать взял то, что требовалось. А после этого показал Брэдли творение Чэмберлина.
«Эту штуку нужно мало подправить и запустить в серийное производство. Возьмётесь?» — задал вопрос Билл Фрэнсен.
«С превеликим наслаждением», — ответили братья. И взялись.
Chamberlin M1 1971 года.
самый известный и «богатый» агрегат, воспроизводивший звучание 16 инструментов.
Прошёл ещё год, перед тем как они выяснили, что привёз им Билл, и кто был изобретателем. Тот сам заявился в Bradmatic, и был он не в самом хорошем настроении.
Правильнее, на последнем градусе неистовства.
Мордобоя, слава Всевышнему, не произошло, а произошла официальная сделка: братья Брэдли купили лицензию на производство аппаратов Чэмберлина — за 30 000 фунтов. На дворе стоял 1966 год.
Гарри неохотно пожал руку Биллу (а имел возможность бы и врезать, благо было за что), и отправился обратно к себе в Соединенных Штатах, продолжать разработки. Его инструменты стали называться Chamberlins.
Mellotron — наименование, которое дали собственному детищу братья Брэдли. Chamberlins всухую проигрывали меллотронам, легко вследствие того что за то время, пока Гарри собирал один собственный инструмент, братья Брэдли успевали собрать дюжину.
Ну а помимо этого, не следует забывать где производились меллотроны, и где — «Чэмберлины».
И откуда были родом самые популярные рок-группы того времени — The Beatles, Pink Floyd и King Crimson? Последние, кстати, очень деятельно применяли меллотрон, в особенности на ранних альбомах.
Схема внутреннего устройства меллотрона.
Cписок музыкальных записей, на которых звучит меллотрон, возможно отыскать тут. В том месте 1054 наименования, и это, говорят, далеко не всё.
Сам по себе меллотрон есть воспроизводителем сэмплов (другими словами, заблаговременно подготовленных фрагментов звучания того либо иного инструмента), наряду с этим сэмплы записаны на магнитные ленты. Другими словами, по сути, это управляемый ленточный магнитофон.
Под каждой клавишей меллотрона протянута лента толщиной около сантиметра и длиной в шесть футов (почти два метра), закреплённая клеммами на различных финишах корпуса инструмента.
«Отыгранная» часть ленты находится в особом резервуаре, другое держится на нескольких валиках, расположенных так, что натянутая лента сбоку выглядит как удлинённая буква W.
Надавленная клавиша придавливает ленту к вращающемуся кабестану и считывающей головке. Появляется звук.
Mellotron MK VI — выпущен совсем сравнительно не так давно, между 1999 и 2001 годом.
Особенный механизм осуществляет контроль постоянную скорость перемещения ленты, не смотря на то, что скачки в напряжении смогут приводить к и ускорения.
Скорость перемещения ленты весьма громадна — 0,19 м/с, следовательно, чтобы промотать ленту на всю длину, хватит 9 секунд, по окончании чего нота смолкнет.
В то время, когда клавиша отпускается, лента скоро отматывается назад, на исходную позицию, исходя из этого начальный фрагмент звука (attack) воспроизводится любой раз.
Конструкция очень громоздкая; звучание, как уже сообщено, во многом зависит от трансформаций напряжения, необходимость подстройки двигателя.
В действительности, в случае если так поразмыслить, мысль была целым надувательством: прообраз меллотрона Model 200 Keyboard, и всё, что за ним последовало, — это были управляемые магнитофоны, замаскированные под музыкальные инструменты, да ещё и клавишные, для пущей убедительности.
Но как-то от этого никто не страдает.
Несколько King Crimson.
Вот тут-то мы и подходим к тому, с чего начали: меллотрон, что вспоминал как технологический суррогат для живых инструментов, но в итоге его звук начал использоваться музыкантами для него самого.
Тяжело было бы «Битлам» отыскать «живого» флейтиста для Strawberry Fields?
Либо, может, у King Crimson, ABBA либо Aerosmith не хватало средств для найма «живых» исполнителей?
Нет, легко кроме того самые «мудрёные» цифровые сэмплеры оказываются не талантливыми воспроизводить звуки вторых инструментов так же, как это делал их прадедушка.
И в звучании никого из них нет той особенной печали, которая характерна для меллотрона…