Nasa размышляет над шаттлами следующего поколения
Среди всех тягостных вопросов, каковые подняла на поверхность смерть шаттла Columbia, — это вопрос, что будет дальше? Что будет с космической отраслью раздельно забранных США и что будет происходить с освоением космоса по большому счету?
Ясно, что за судами многоразового применения — будущее, но где они сами, эти суда?
Пока только Америка располагает парком космических судов многоразового применения — причём выстроенных давным давно.
Они стареют, изнашиваются, в них то и дело обнаруживаются повреждения и трещины. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века на взлёте взорвался Challenger, сейчас — погибла Columbia, причём так до сих пор и неизвестно, из-за чего.
И вот NASA запустило новую программу — Space Launch Initiative (SLI). Эта программа предусматривает строительство судов многоразового применения второго поколения.
В далеком прошлом, как говорится, пора.
В случае если быть уж совсем правильными, то программа эта показалась не внезапно и не только что. Легко на данный момент, как информируют разные СМИ, цитируя управление NASA, рассматриваются около 15 самые реалистичных концепт-проектов за авторством нескольких компаний.
NASA и эти компании ставят перед собой множество задач, каковые на данный момент выполнимы только частично — увы, по объективным обстоятельствам.
У космической администрации США, "Наверное," имеется желание отказаться от практики сбрасываемых (одноразовых) ракетоносителей — как говорится, сколько возможно мусорить? Помимо этого, возвращаемые ракетоносители, наподобие тех, что предлагает компания Lockheed Martin, в не через чур отдалённой возможности выясняются дешевле одноразовых.
Выглядит их проект, мягко говоря, необычно. И достаточно громоздко. Но в любом случае, это дешевле, нежели строительство нового ракетоносителя для каждого запуска.
Что касается цене подъёма груза, то тут NASA планирует укладываться в сумму $1000 против нынешних $10 тысяч за любой фунт (один фунт — это 453,6 грамма).
Проект Lockheed Martin подразумевает, что огромные самолёты-тяжеловозы, похожие на ядерные стратегические бомбардировщики наподобие B-2, будут поднимать в верхние слои атмосферы космический корабль, владеющий намного более скромными габаритами.
Многоэтажная конструкция, предлагаемая Lockheed Martin.
Наверху — да, тот мелкий и беленький — сам космический корабль, всё другое — многоразовые ракетоносители.
Данный «скромный» корабль будет выстреливать в космос, и самостоятельно оттуда возвращаться. «Бомбардировщики», делающие роль ракетоносителей, значит, также будут возвращаться на Землю и через некое время готовы к исполнению следующей миссии.
Со своей стороны, компания Boeing предлагает вариант строительства лёгкого орбитального самолёта X-37, что будет выводиться на орбиту при помощи сбрасываемого ракетоносителя — по старинке.
Кроме этого NASA собирается повысить безопасность полётов. На данный момент возможность экипажа и гибели корабля образовывает приблизительно 1:250 — 1:500.
Космические суда многоразового применения нового поколения по идее будут иметь соответствующую характеристику на уровне 1:10000.
Пара проектов подразумевают, что космические суда будут взлетать не вертикально при помощи особых ракетоносителей, а самостоятельно. Причём, с любой стандартной взлётно-посадочной полосы.
Тут имеется и собственные «за», и собственные «против».
«За» — это намного менее твёрдая привязка к окну запуска (launch window) и погодным условиям если сравнивать с фиксированной стартовой площадкой.
«Против» — увы, технологии. Чтобы корабль взлетал и садился по примеру реактивного самолёта, он обязан владеть только малым весом и только замечательными — и лёгкими, снова же, — двигателями.
В NASA пока не решили, каким аппаратам дать предпочтения. У обоих вариантов имеются собственные ответственные преимущества и не меньше ответственные недочёты. Что же касается разработок, то программа запланирована на ближайшие десять лет.
А за это время нужные технологические инновации в полной мере смогут показаться (обратное, но, не меньше возможно).
Среди предлагаемых проектов очень выделяются два: орбитальное такси и беспилотный корабль техподдержки.
Космическое такси — мысль компаний Northop Grumman и Orbital Sciences Corporation.
Один из концептов Northop Grumman.
Более официальное наименование космического такси — орбитальные самолёты (Orbital Space Planes — OSP).
Снаружи такие самолёты будут быть похожим шаттлы, но их предполагаемые размеры — в четыре раза меньше.
Большой размер экипажа — пять человек. Большое количество груза с собой не увезёшь, так что употребляться OSP будут, в большинстве случаев, с целью проведения научных опытов и — самое основное — доставки пассажиров на орбитальные станции и обратно на Землю.
OSP, предположительно, будут запускаться посредством самых недорогих ракетоносителей.
В связи с малой грузоподъёмностью NASA разглядывает OSP не как замену шаттлам, а только как дополнительное транспортное средство.
Первые такие аппараты — при громадной удаче и попутном ветре — покажутся лишь к 2006 году. А попутный ветер не каждый день дует.
Что касается беспилотной альтернативы шаттлам (либо, правильнее будет сообщить, дополнения), то тут мы встречаем привычные наименования — X-33 и X-37.
От X-33 ожидали очень многое, но не взяли ничего.
Программа по разработаке X-33 «съела» огромные суммы, что совсем неудивительно: аппарату прочили громадное будущее.
Ожидалось, что его запуск будет обходиться на 90% дешевле запуска шаттла, потому, что взлетать он должен был самостоятельно — без ракетоносителей. Предполагалось кроме этого, что X-33 будет разгоняться до скорости, в 18 раз превышающей скорость звука.
Но, не обращая внимания на все старания, программа провалилась: на протяжении опробований во второй половине 90-ых годов двадцатого века топливные баки, попросту говоря, рванули.
Два года, израсходованные на переработку, равно как и инвестиции на сумму $1 миллиард, пропали бесплатно. В 2001 году программа была свёрнута.
К сожалению.
Изображение непилотируемого корабля X-37.
Но остался «наследник» — прототип аппарата X-37.
Действительно, в отличие от собственного пращура, X-37 обязан будет выводиться на орбиту посредством ракетоносителей.
Но это будет непилотируемый аппарат, так что его запуск всё равняется обойдётся дешевле запуска целого шаттла.
Ну и, напоследок, приведём перечень действующих цифры и лиц.
Цифры громадные: за пять лет NASA планирует израсходовать в общем итоге около $5 млд дол на всевозможные изучения в рамках программы Space Launch Intiative.
За компанию над данной темой трудятся самые большие и именитые космические компании, а кое-какие из них связаны со обслуживанием и строительством нынешних шаттлов: Lockheed Martin, Boeing, Orbital Sciences и Northop Grumman. Привычные лица, не правда ли?