Обрабатывающие центры как новые объекты художественного конструирования
Сейчас в ряде промышленно развитых государств быстро возросло производство обрабатывающих центров — по сути дела, появились новые технологические правила организации производственных процессов, основанные на том, что пара пооперационных станков заменяется одним универсальным комплексом. Эффективность таких центров сейчас уже не требует доказательств — они быстро повышают производительность; уменьшают производственные площади; отпадает необходимость трудоемких переналадок, которые связаны с трансформацией положения той либо другой заготовки; появляется возможность кардинально интенсифицировать производство9.
С стремительным внедрением обрабатывающих центров происходят достаточно значительные трансформации структуры станочного парка, характеризующиеся уменьшением процента пооперационных станков классического типа. В конструктивном отношении обрабатывающие центры являются достаточно сложные многоэлементные совокупности нового типа.
Тут активно применяются разнообразные поворотные столы, и столы сложной структуры, разрешающие манипулировать расположением больших обрабатываемых корпусных элементов; всевозможные подвижные и трансформирующиеся салазки; магазины, имеющие громадный запас сменяемых инструментов. В ряде совокупностей такие магазины устанавливают на особых фундаментах, независимых от фундамента самого станка, дабы исключить возможность ярких влияний на точность обработки при смене инструмента.
Правила создания обрабатывающих центров все шире внедряются в различные технологические циклы. Они употребляются для многих операций металлообработки, разрешая сочетать процессы резания металла с процессами последующей его обработки.
Все большее использование находят они и в других видах работ, в частности—в обработке подробностей со многочисленными отверстиями и сложными поверхностями в различных направлениях, к примеру крыльчаток, колес гидротурбин, насосов и пр., т. е. в тех случаях, в то время, когда нужно обрабатывать заготовку в плоскостях и различных точках. На аналогичных работах употребляются, к примеру , горизонтально-обрабатывающие центры с пятью одновременно управляемыми осями координат.
Все шире используют ОЦ и в производстве небольших изделий бытовой техники.
В прогнозировании дизайнерских разработок мы, быть может, еще не хватает поймём масштабы трансформаций в производстве, каковые, без сомнений, будут увеличиваться при массовом внедрении новой разработке, при одновременном росте значения ЭВМ, роботизации многих процессов, применении ЧПУ и других кардинальных совершенствований производственных процессов. Значит ли это, что нужно ожидать, пока в свое время дойдет очередь и до формы, до эстетического совершенствования новых машинных совокупностей?
Таковой подход нельзя не считать ошибочным. Сейчас темпы развития техники с нарастанием сложности ее задач несопоставимы с недавним прошлым.
Наряду с этим речь заходит о сложнейших технических совокупностях, для которых объемно-пространственная организация—база баз. В этих условиях начинают значительно расширяться сами функции дизайнера как полноправного участника проектирования.
Обычно познание им значения организации сложнейших совокупностей, умение видеть форму в целом может оказать инженерам-конструкторам неоценимую помощь. Но и сам конструктор, проектируя ОЦ, как бы поднимается на новый уровень, потому, что ему приходится решать не только сугубо технические задачи, но и — что особенно значительно — задачи пространственной организации совокупности, а это указывает гармонизацию размерных взаимоотношений множества элементов.
Обратимся сейчас к изюминкам неприятности художественного конструирования этих прогрессивных объектов техники. Анализ создаваемых в различных государствах обрабатывающих центров говорит о том, что их формообразование начинается в широком спектре поисков и зависит в первую очередь от назначения конкретных центров.
Кое-какие ОЦ для обработки больших и сверхкрупных подробностей являются сложные пространственные совокупности с большими габаритами и сочетают в себе независимые агрегаты подчас с очень разными геометрическими параметрами. Кое-какие из ОЦ чем-то напоминают собственные предтечи—многооперационные станки простого типа, но другие не похожи ни на один классический станок.
Тут видимся с пространственной многослойностью структуры, «много-этажностью», как, к примеру, у японского горизонтального ОЦ с пятью одновременно управляемыми осями координат (модель ВМС-10 В5, см. рис. 107, б).
Другие центры не столь сложны по собственной ОПС, форма их более компактна, как, к примеру, у ОЦ итальянской компании «Манделли» на рис.107, «.Так, для дизайнера любой новый ОЦ — это и новая, иногда неповторимая художественно-конструкторская задача. И все же, пожалуй, возможно назвать одну самая общую линии, основную для многих видов ОЦ, которая позволяет найти что-то общее в методах и приёмах художественного конструирования этих объектов.
Речь заходит о том, что ОЦ всегда предстает не как завер-шенно-единичный объект, но в первую очередь как совокупность пространственно соподчиненных между собой элементов. Но это не тот тип соединения, что мы замечаем в простых металлообрабатывающих станках, где все элементы композиции связаны в целостную совокупность единственным образом, а соединения— комплекты элементов, каковые вычислены на перекомпоновку.
Модульность таких совокупностей как принцип всей организации — вот в чем база композиции ОЦ. Из этого и принцип формообразования, в частности: визуальное раскрытие, показ через ответ формы сбор-ности модульной совокупности ОЦ.
Анализ формы последовательности ОЦ больших, самые известных компаний говорит о том, что в большинстве случаев проектировщики умело пользуются этим композиционным принципом. При компоновке ОЦ они не стремятся как-либо замаскировать составной (либо «приставной») темперамент связей, а, наоборот, раскрывают эту особенность формообразования, подчеркивая ее цветовыми сочетаниями, акцентированием мест разъемов,одни из которых не изменяются в ходе работы, а другие «живут», действуют, т. е. включаются в совокупность работы ОЦ.
В сущности, подход к композиции ОЦ связан с известными правилами организации комбинаторных совокупностей, каковые еще в 20-х годах обширно изучались в отечественном ВХУТЕМАСе. Живописцы-конструкторы тех лет заложили важную теоретическую базу формообразования совокупностей варьируемых элементов.
Сейчас, в то время, когда перед отечественным дизайном фактически появилась задача художе-ственно-конструкторской разработки настоящих ОЦ, эти приемы могут быть нужными современным проектантам.
На рис. 107, в многоинструментальный сверлильный центр МС012+МС112 производства японской компании «Стампа», имеющий магазин для 12 инструментальных суппортов.
Композиция как у комплекса на рис. 107, а, но все же более характерная для простых многооперационных станков.
Значительные различия больше касаются своеобразны организованной рабочей территории подвижных элементов стола.
ОЦ на рис. 107, г—НР-4—очень компактная техническая структура.
Любопытно, что формы ее сродни современным архитектурным оригинальностью и чёткостью пространств и взаимодействия объёмов. Эта модель японского производства владеет высокой производительностью при очень экономно применяемой производственной площади.
Распределение чёрного и яркого в светотеневой структуре и окраске еще больше напоминает современные архитектурные композиции. На рис.
107, д обычная схема вариантной компоновки независимых агрегатов ОЦ.
Начав данный краткий композиции и исторический обзор формообразования со станков средневековья, мы завершаем его ультрасовременными металлообрабатывающими совокупностями. Очевидно, столь сжатый количество исторического обзора не разрешил нам подробно проанализировать сложнейшие процессы формообразования современной техники, и все же, сохраняем надежду, читатель взял неспециализированное представление о том, как захватывающе увлекательна сама история взаимоотношений «человек— форма станка», как в различные периоды развития производства исторически изменялись эстетические представления о красоте техники.
В случае если, к примеру, разглядывать робототехнику в историческом нюансе, то она как бы возобновляет на новом витке развития техники красоту работы открытого действующего механизма. Тенденция к лаконизации формы станков стала причиной тому, что они стали неспешно утрачивать эстетику машинного действия.
А сейчас робот как представитель более совершенного этапа развития техники возвращает нам эту красоту, но уже на неизмеримо более высоком техническом и технико-эстетическом уровне.