«Ослик» просится в поход
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ТУРИСТОВ-ВОДНИКОВ. За годы увлечения водным туризмом мы опробовали пара вариантов тележек для снаряжения и перевозки байдарок. Да и в походах повидали много разнообразных портативных транспортных устройств.
Но все они имели недочёты конструктивного характера, не разрешавшие одинаково прекрасно применять их как в маленьких походах выходных дней, так и на тропах и дорогах сложных маршрутов.
Предлагаемая же тележка отвечает, на отечественный взор, этим требованиям. Она была испытана и в условиях Подмосковья, и в походах по Карелии, где большое количество волоков.
На такую тележку возможно уложить (рис.
1) две байдарки «Салют М-52», упакованные любая в собственный пакет, а около ручек, под ремни, еще и две палатки. С этим грузом мы гладко входили в электричку и в вагоне, не снимая байдарок, ставили тележку в вертикальное положение.
В таком же виде, но с колесами, развернутыми вовнутрь (рис. 5 Б), трое туристов легко заносят тележку с двумя байдарками на заднюю площадку автобуса либо троллейбуса.
В Карелии на «Ослика» навьючивали две байдарки, продукты и снаряжение на группу из 4 человек— неспециализированный вес составлял примерно 200 кг. Укладка «багажа» продемонстрирована на рисунке 2. Тележка прекрасно проходила с этим грузом по гравийной и песчаной дороге, толкаемая одним человеком, — а от станции к месту сборки байдарок расстояние было около трех километров!
В карельском маршруте на тележке приходилось перевозить и неразобранную байдарку (рис. 3). Как раз так обошли страшный порог: по лесной тропе, на расстояние 1,5 км. Наряду с этим в кокпите была размещена и часть груза второй байдарки, проходившей через порог.
Перевозилась байдарка в таком виде фактически одним человеком — за кормовой штевневый блок; второй же турист только легко поддерживал ее за бечевку форштевня. При всех видах укладки груза применились брезентовые ремни: они не растягиваются.
Рис. 1. Тележка с грузом: продольный вьюк из двух палаток и байдарок.
Рис. 2. Поперечный вьюк из двух снаряжения и байдарок.
Рис. 3. Транспортировка неразобранной байдарки с притороченным грузом.
Рис. 4. Схема рамы — грузовой платформы тележки:
1—4 — поперечные связи, 5 — заглушки, 6 — пробки, 7 — продольные трубы платформы.
Разборная тележка складывается из платформы (рис. 4), несущей опоры, двух колес с полуосями, двух кронштейнов и привязных брезентовых ремней.
В разобранном виде колеса, кронштейны и опора укладываются в носовой либо кормовой отсек байдарки. Платформа, пак правило, не разбирается, а укладывается полностью на кильсон.
Поперечные связи наряду с этим размещаются на шпангоутах и по диагонали привязываются к ним канатами. Платформа не мешает размещению экипажа в байдарке, не соприкасается с оболочкой.
При долгих походах по пустынным районам в связи с громадным числом груза трехместные байдарки довольно часто употребляются как двухместные. Тогда на платформу тележки с целью каркаса байдарки и предохранения оболочки укладывается самый тяжелый и громоздкий груз (консервы, костровые, рыбацкие принадлежности, запасные весла и т. п.).
Не редкость, что на стоянке тяжело отыскать распорки для двухместной палатки. Тележка выручает в этот самый момент.
Отверните винты, снимите поперечные связи—и две трубы длиной по 1,5 м к вашим услугам.
Для платформы употребляются две дюралюминиевые трубы O 35 мм и длиной 1500 мм и четыре куска такой же трубы длиной по 394 мм.
В места соединения труб с кронштейнами и поперечными связями несущей опоры (рис. 4) запрессовываются дюралюминиевые пробки соответствующего диаметра длиной 50 мм.
С торцов труб ставятся дюралюминиевые заглушки (со стороны связи 4— на глубину 100 мм, а со стороны связи 1 —на глубину 30 мм). 8 финиши поперечных связей запрессовываются дюралюминиевые пробки длиной 40 мм со сквозной резьбой М6.
После этого на финишах поперечных связей выпиливаются либо выфрезеровываются пазы радиусом 17,5 мм для плотного соединения с главными трубами. В последних в соответствии с межцентровыми расстояниями сверлятся отверстия O 6,5—7 мм.
Затем платформа планирует и фиксируется 8 винтами М6 X 50 с шайбами.
Несущая опора тележки (рис. 5) имеет форму буквы П с размерами 429X200 мм.
Для нее употребляются обрезки металлических водо- либо газопроводных труб 3/4 (наружный O 26,8, внутренний O 20). Отрезается одна труба длиной 429 мм и две трубы по 200 мм.
В последние со стороны осей колес запрессовываются втулки с внутренним O16 Аз и длиной 40 мм. Противоположные финиши труб срезаются под углом 45°, соединяются под углом 90° и свариваются автогеном.
Для увеличения жесткости целесообразно в места соединения труб вварить треугольные косынки толщиной 5 мм с длиной привариваемых сторон 30 мм.
По окончании изготовления несущей опоры размечаются отверстия под болты М8Х80 — для соединения ее с платформой.
На стороне опоры длиной 429 мм с краев откладываются расстояния по 70 мм и сверлятся два отверстия O 8,2 — 8,5 мм (рис. 5). Такие же отверстия делаются и на поперечной связи платформы (см. рис. 4).
Кронштейн (рис.
6) складывается из двух металлических опорных пластин толщиной 2 мм, имеющих радиус закругления 17,5 мм, из двух металлических уголков 20X20 мм и металлической втулки шириной 30 мм с наружным O 34 мм и внутренним — 27 мм. В то время, когда подробности для двух кронштейнов готовы, на долгих трубах платформы в обе стороны от центра поперечной связи на расстоянии 270 мм сверлятся отверстия и нарезается резьба М6, после этого крепятся винтами опорные пластины.
На вертикальных трубах опоры на расстоянии 170 мм (рис. 6) устанавливаются и временно закрепляются втулки.
Вырезаются и прихватываются электросваркой к втулкам и опорным пластинам уголки. направляться обратить внимание на то, дабы между стойкой опоры и трубами платформы был выдержан угол 90°.
Ходовая часть складывается из двух колес и двух полуосей, привариваемых к шкворням (рис. 7); пальцы сопрягаются между собой под углом 90°, после этого место соединения пальцев проваривается автогеном.
По окончании зачистки окалины и сварочного шва шкворни вводятся в отверстия стоек опоры и на расстоянии 12 мм от края производится совместное их сверхгение под болт М8. сверление и Разметка должны быть произведены совершенно верно по центру, дабы при перестановке колеса из положения А в положение Б (рис.
5) отверстия стоек опоры и пальцев совпадали.
Для обеспечения лёгкости хода и большой грузоподъёмности тележки колеса O 120 мм делают из дюралюминия (Д16) на подшипниках № 80201 (4 шт.) с ободом под покрышку и камеру модели Л-155 (12 1/2 Х 2 1/4) от детского велосипеда (рис. 8).
По окончании колёс и изготовления осей производится их сборка. На каждую из шеек полуосей (рис.
7 и 8) надевается пружинное кольцо, «насаживаются по два шарикоподшипника № 80201, устанавливаются шайбы O 18 мм и толщиной 3 мм и винтами М4Х10 с потайной головкой крепятся на осях. На подшипники надеваются колеса и крепятся пружинными кольцами ВЭ-32.
В случае если же их нет, то возможно применить разрезные кольца того же диаметра из пружинной проволоки O 2 мм. Для этого канавки под кольцо шириной 1,2 мм (рис. 8) растачиваются до ширины 2,1 мм.
Рис. 5. Тележка — вид спереди:
1 — несущая опора, 2 — стояка, 3 — шкворни с полуосями, 4 — колеса. А — ходовое положение колес, Б —транспортное.
Рис.
6. Вид на кронштейн тележки:
1 —опорные пластины, 2 — уголковые раскосы, 3 — втулка, 4 — стойка опоры.
Рис. 7. Конструкция шкворня колеса:
1 — палец, 2 — полуось.
Рис. 8. Схема колеса тележки:
1 — диск, 2 — шарикоподшипник № 80201, 3 — полуось, 4 — кольцо ВЭ-32.
По окончании монтажа опоры (см. рис.
5) с осями колеса и кронштейны покрываются желтой нитрокраской. Рукоятки тележки и поперечная сообщение (см. рис. 4) обматываются красной изоляционной лентой. Платформа не окрашивается.
Сборка тележки несложна, она занимает 5—7 мин.
К платформе двумя болтами привертывается несущая опора (см. рис. 5). На стойки опор вольно надеваются два кронштейна (см. рис. 6) и привертываются четырьмя винтами М8X30. В стойки вставляются шкворни колес и закрепляются двумя винтами.
Для сборки нужно иметь ключ и отвёртку 12Х14.
Трубы платформы возможно применять на байдарке «Салют М-52» (с соответствующим конструктивным дополнением) и как мачту (см. книгу Б. Баркана «300 советов по катерам, моторам и лодкам». Л., «Судостроение», 1975).
Если вы желаете иметь более легкую тележку лишь для одной байдарки, то заберите для платформы дюралюминиевые трубы O 26—30 мм.
В.
БЕХТИН, инженер механик