Основные узлы станка

Станина есть основанием станка, на котором монтируют его главные узлы. Станина изготовляется из высокопрочного модифицированного чугуна и имеет коробчатую форму с поперечными ребрами. Передняя направляющая станины призматическая, задняя — плоская.

По направляющим перемещаются задняя бабка и каретка суппорта.

Станина устанавливается на две пустотелые тумбы, к каким прикреплено корыто для сбора стружки и охлаждающей жидкости. В левой тумбе расположен основной электродвигатель, в правой — насос и резервуар для подачи охлаждающей жидкости.

Передняя бабка представляет собой литой чугунный корпус, в которого размещается коробка скоростей шпинделя. Передний финиш шпинделя имеет внутреннюю коническую расточку с конусом Морзе №5, в которую вставляется различные приспособления и передний центр для закрепления заготовок.

На переднем финише шпинделя имеется посадочный конус, по которому базируются патроны для закрепления заготовок. Шпиндель установлен на двух опорах качения.

Передняя опора представляет собой регулируемый двухрядный роликовый подшипник с внутренним коническим кольцом. Подшипник регулируют затягиванием гайки (стопора), которая нажимает на внутреннее кольцо подшипника.

Кольцо наряду с этим надвигается на коническую шейку шпинделя и разжимается; так значительно уменьшается зазор между роликами и кольцами, появившийся в следствии износа. Задняя опора шпинделя складывается из двух радиально-упорных подшипников, каковые регулируют лишь при текущем осмотре станка.

Основные узлы станка

1. СХЕМА ВАРИАНТА НАСТРОЙКИ МЕХАНИЗМА ФАРТУКА СТАНКА 1К62 НА ПОПЕРЕЧНУЮ ПОДАЧУ

В передней бабки находится кроме этого фрикционная тормозное устройство и реверсивная муфта.

Фрикционная муфта. Зубчатое колесо прямого хода имеет ступицу с пазом. Такую же ступицу имеет и зубчатое колесо обратного хода.

В ступиц расположены металлические фрикционные диски, Наружные выступы которых входят в пазы ступиц, и диски со шлицевым отверстием; выступы шлицев отверстия входят в канавки шлицев полого, вала.

2. ШПИНДЕЛЬ СТАНКА 1К62 И ЕГО ОПОРЫ: 1,5 — крышки, 2, 13 — регулировочные гайки, 3 — шайба, 4—обойма, б — стопор, 7, 10 — винты, 8—упорная шайба, 9 — планшайба патрона, 11 — шпиндель, 12 — роликоподшипники, 14 — шарикоподшипники

Работа фрикционной муфты содержится в том, что при прижатии дисков к дискам между ними благодаря трению появляется вращение и сцепление от вала через диски передается к блоку шестеренок 56—51 либо к колесу. Фрикцион включается муфтой.

При включении муфты влево включается прямое вращение шпинделя, при включении вправо — обратное вращение. Диски фрикционной муфты неспешно изнашиваются, и муфта начинает пробуксовывать.

Для устранения этого при помощи гаек сближают фрикционные диски. Тормозное устройство (тормоз) . На валу III коробки скоростей закреплен тормозной шкив, охватываемый металлический тормозной лентой.

Включение тормоза происходит при нейтральном положении фрикционной муфты, в то время, когда выступ рейки воздействует на рычаг. Тормоз регулируют натяжением тормозной ленты гайкой. При верно отрегулированном тормозе время торможения шпинделя (без заготовки и патрона), вращающегося с частотой 2000 об/мин, должно составлять не более 1,5 с.

Коробка подач закреплена на станине ниже передней бабки, в коробки находится механизм передачи вращения от шпинделя к ходовому винту и ходовому валу, и механизм для регулирования частот вращения ходового винта и ходового вала с целью получения разного различных подач и шага резьбы.

В коробке подач находится кроме этого обгонная муфта, разрешающая включать ускоренный движение суппорта от отдельного электродвигателя без выключения цепи обычных подач. Обгонная муфта складывается из ведущей ведомого и обоймы диска с вырезами, в которых находятся шарики.

При вращении обоймы шарики заклиниваются в вырезах и вращение от обоймы передается на диск, так валы XV и XVI связываются между собой. При вращении ходового вала XVI от отдельного электродвигателя ускоренного

3. ФРИКИИОННАЯ МУФТА: 1— контргайка, 2 — регулировочная гайка, 3 — рычаг, 4 —- тормозная лента, 5 — тормозной шкив, 6 — рейка

4. ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО СТАНКА 1ОУ 1К62: 1 — полый вал, 2 — зубчатое колесо прямого хода, 3, 12 — фрикционные диски, 4,5 — регулировочные гайки, б — зубчатое колесо обратного хода, 7 — муфта, 8 — коромысло, 9 — тяга, 10 — палец, 11 — фрикционная муфта

5. ОБГОННАЯ МУФТА: 1 — ведомый лиск, 2 — шарики, 3 — обойма прямого хода, ооеочные гайки. з. 7 — муфта. 11 — фрикцион-

6. Суппорт станка 1к62: 1 — конический фиксатор, 2. 9 — пружины фиксаторов, 3 — втулка. 4 — муфта, 5 — пружина, 6 — палец, 7 — рукоятка, 8 — фланец. 10 — поворотная головка резцедержателя. 11—верхние салазки суппорта.

12 — шариковый фиксатор

7. РЕЗЦЕДЕРЖАТЕЛЬ СТАНКА 1К62: 1 — каретка суппорта, 2 — задний резцедержатель, 3 — откидной кронштейн, 4 — щиток, 5 — передний резцедержатель, б — верхние салазки суппорта, 7 — винт, 8 — поворотная плита, 9 — поперечные салазки суппорта, 10—рукоятка, 11—барабан лимба, 12 — винт поперечных салазок, 13 — гайка поперечных салазок, 14 — регулировочный клин, 15 — винт регулировочного клина

Суппорт складывается из каретки, которая движется по направляющим станины; фартука, поперечных салазок, каковые движутся по направляющим каретки; поворотной плиты; верхних (резцовых) салазок, на которых закреплен резцедержатель. Для обработки конусов верхние салазки суппорта поворачиваются вместе с поворотной плитой при отжиме двух фиксирующих таек на винтах.

При неравномерном либо тугом перемещении каретки по направляющим станины либо поперечных салазок по своим направляющим регулируют прижим планок позади каретки и затяжку клиньев салазок. Износ гайки поперечных салазок приводит «к мёртвому ходу», что ликвидируют подтягиванием клина, находящегося между половинками гайки.

По окончании устранения «мертвого хода» винт затягивают. Обычная регулировка предусматривает маленькой «мертвый движение» (до двух делений лимба поперечных салазок).

Резцедержатель. Основной частью резцедержателя есть четырехгранная поворотная головка, сидящая на центрирующем выступе верхних салазок.

Положение головки довольно верхнего суппорта фиксируется при помощи конического фиксатора, поджатого пружиной, и шарикового фиксатора, поджатого пружиной. На пальце находится фланец 8, имеющий торцовые скошенные зубья, и муфта кроме этого с торцовыми зубьями, которая прижимается к кулачку пружиной и вольно скользит собственными наружными шлицами по внутренним шлйцам втулки, запрессованной в рукоятке.

Фартук. Спереди каретки к суппорту прикреплен фартук — коробка, в которой находится механизм для преобразования вращательного перемещения ходового винта и ходового валика в прямолинейное поступательное перемещение суппорта, и предохранительная муфта, служащая для предохранения станка от автоматического отключения и перегрузки подачи при достижении суппортом станка неподвижного упора.

При перегрузке в цепи перемещения подачи (в случае если суппорт подошел к упору либо резец уперся в уступ) суппорт мгновенно останавливается, а с ним и вся кинематическая цепь фартука. Сидящая на валу XVIII кулачковая предохранительная муфта кроме этого останавливается.

Но так как ходовой вал I и шестерни фартука — продолжают в этом положении вращаться, то муфта, скользя по скосам торцовых кулачков, сжимает пружину 4 и отходит вправо от диска 5 с кулачками. Наряду с этим муфта отключается и передача вращения на реечную шестерню заканчивается.

Пружину предохранительной муфты регулируют гайкой 6 при отвинченном колпачке.

8. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА ФАРТУКА 1. 2 — полугайки, 3 — диск со спиральными прорезялп 4 — палец полугайки. 5 — рукоятка

резьбовая гайка и Ходовой винт. Ходовой винт станка имеет трапецеидальную резьбу с шагом 12 мм.

Винт сопрягается с разъемной гайкой, которая складывается из двух половинок (полугаек) расположенных в фартуке станка. размыкание и Замыкание полугаек осуществляется диском 3 со пальцами и спиральными прорезями, которые связаны с полугайками.

9. РАЗЪЕМНАЯ ГАЙКА

10. задняя бабка станка 1к62: 1 — корпус. 2 — центр задней бабки. 3 — рукоятка зажима пиноли, 4 — пинолъ, 5 — винт пиноли, 6 — маховичок винта пиноли, 7 — рукоятка зажима задней бабки на направляющих станины, 8 — опорная плита, 9 — тяга, 10 — рычаг, 11 — планка, 12, 14 — гайки, 13, 15 —

При повороте рукоятки прорези диска, влияя через пальцы на полугайки, замыкают их на ходовом винте, что делает вероятным продольную подачу каретки суппорта для нарезания резьбы. Задняя бабка крепится на правом финише станины и перемещается по ее направляющим.

Корпус может иметь поперечное смещение довольно опорной плиты, что нужно при обтачивании долгих конусов. В отверстии корпуса движется пиноль. Винт подачи пиноли вращается при помощи маховичка.

Предварительно заднюю бабку закрепляют на станине рукояткой, а совсем — гайкой. Для фиксации положения пиноли помогает рукоятка.

Токарный станок для чайников — устройство


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: