Токарно-винторезные станки и содержание их ремонта

На станках токарной группы обрабатывают в основном подробности, имеющие форму тел вращения. Подробность вращается, а обрабатывающий ее резец перемещается на протяжении либо поперек подробности, совершая перемещение подачи.

Сочетание перемещений (управляемые станочником) резца и детали позволяет приобретать разнообразные по форме поверхности: цилиндрические, конические, фасонные и сферические — наружные и внутренние, торцовые плоскости и др. Токарные станки в подавляющем большинстве являются токарно-винторезными, т. е. станками, на которых не считая перечисленных видов поверхностей возможно приобретать кроме этого винтовые поверхности — резьбы.

Рис. 1. Главные виды обработки металлов резанием:

а — точение, б — фрезерование, в — строгание, г — сверление, д — шлифование

детали токарных и Сборочные единицы станков возможно разглядеть на примере токарно-впнторезного станка 16К20, производимого столичным заводом «Красный пролетарий».

Главные сборочные единицы станка 16К20 — это станина, передняя бабка с механизмами коробки скоростей, задняя бабка, коробка подач, фартук и суппорт. На станине смонтированы все главные сборочные единицы станка.

На ней без движений закреплены передняя бабка со шпинделем и с механизмами коробки скоростей, при помощи которых шпинделю информируют вращение и изменяют его частоту. На станине установлена задняя бабка 9, которую возможно передвигать по направляющим станины.

Токарно-винторезные станки и содержание их ремонта

Рис. 2. Токарно-винторезный станок 16К20

Для предотвращения износа и облегчения передвижения направляющих в корпус задней бабки вмонтирован клапан, присоединяемый к цеховой сети сжатого воздуха. При перемещении рукоятки крепления бабки на себя клапан открывает доступ воздуха к сопрягаемым’ поверхностям направляющих станины и задней бабки, создавая между ними воздушную подушку.

Обрабатываемую заготовку (подробность) закрепляют между передним центром, установленным в шпинделе, и задним центром, расположенным в пиноли задней бабки, либо же закрепляют в патроне или в другом особом приспособлении, устанавливаемом на шпинделе либо в отверстии шпинделя. В токарных станках шпиндель пустотелый, что разрешает пропускать через него обрабатываемый прутковый материал.

Токарные резцы закрепляют в резцедержателях, установленных на суппорте, другие режущие инструменты — сверла, зенкеры, развертки и т. д., и задний центр устанавливают в пиноли задней бабки. Нижняя часть суппорта (каретка) с прикрепленным к ней фартуком перемещается по направляющим станины вручную либо

механически в продольном направлении. Расположенные на каретке поперечные салазки с поворотной частью суппорта и помещенными на данной части резцедержателями и верхними салазками перемещаются вручную либо механически в поперечном направлении.

В фартуке находятся механизмы продольного и поперечного перемещения суппорта и устройство (разъемная гайка) для нарезания резьбы резцом.

Автоматическое перемещение суппорта осуществляется механизмами коробки подач. От шпинделя станка через сменные шестеренки, помещенные под кожухом, и коробку подач приводятся во вращение ходовой винт либо ходовой вал, закрытые щитками.

Суппорт приобретает перемещение от ходового винта лишь при нарезании резьбы резцом, в остальных случаях он перемещается от ходового вала либо вручную.

Суппорт движется на протяжении станины станка благодаря перемещению по неподвижной рейке зубчатого колеса, связанного с фартуком. Вращение этого колеса осуществляется от ходового вала.

Механическое поперечное перемещение сообщается средней части суппорта от того же ходового вала через шестеренки. Ускоренное перемещение суппорта осуществляется включением при помощи рукоятки.

Вращение шпинделю передается от главного электродвигателя, расположенного в левой тумбе станка, через клиноременную передачу и коробку скоростей. остановка и Пуск этого электродвигателя производятся от кнопочной станции, смонтированной на каретке суппорта.

Пуск шпинделя, его остановка, и изменение направления его перемещения (реверсирование) осуществляются при помощи фрикционной пластинчатой муфты, помещающейся в коробке скоростей, рукоятками.

Стремительные перемещения суппорта в продольном и поперечном направлениях осуществляются от отдельного электродвигателя, соединенного с ходовым валом клиноременной передачей. Данный двигатель установлен в нише станины и закрыт кожухами.

Указатель помогает для определения нагрузки на электродвигатель главного привода станка. Закрашенная часть указателя есть территорией большой нагрузки, а правая ее граница — предельной, переход стрелки за которую не допускается.

По вращающемуся диску маслоуказателя делают выводы о функционировании масляной совокупности. В случае если диск не вращается, нужно остановить станок и проверить наличие масла в совокупности либо устранить неисправность в фильтрах.

устранение дефектов и Техническое диагностирование у токарно-винторезных станков

Неисправности в станках появляются из-за естественных и аварийных износов, и из-за нарушения руководств по обслуживанию и уходу. В любом случае перед тем как приступить к ремонту станка принципиально важно установить точный диагноз неисправности, т. е. сделать верное заключение о показавшемся недостатке и установить подлинную обстоятельство его.

На долговечность эксплуатации станка отражается и уровень качества межремонтного обслуживания, при котором слесарь ликвидирует небольшие неисправности.

При обработке изделий на токарно-винторезных станках смогут наблюдаться отклонения от расположения поверхностей и геометрической формы, ограничивающих подробность. Ниже рассматриваются такие погрешности, указываются обстоятельства их происхождения и методы устранения.

Отклонение от цилиндричности, образуемое при обтачивании подробности, закрепленной в шпинделе станка, возможно следствием извернутости направляющих станины либо непараллельности оси шпинделя направляющим. Следовательно, необходимо выверить ось и станину шпинделя станка.

Отклонение от круглости появляется благодаря неисправности патрона либо его ненадежного закрепления на шпинделе, недостатков шпинделя и его подшипников. С целью правильного установления обстоятельства закрепляют заготовку в шпинделе (без патрона), протачивают и замеряют микрометром диаметр в одном сечении во взаимно перпендикулярных направлениях.

В случае если некруглость не устранена, проверить правильность регулировки подшипников.

Бочкообразность образуется из-за износа направляющих станины, в отдельных случаях — из-за извернутости ее направляющих.

Седлообразность (вогнутость) образуется при обтачивании заготовки на станке, ось шпинделя которого непараллельна направляющим в вертикальной плоскости.

Кольцеобразность (образование на обрабатываемой поверхности заготовки кольцевых гребешков, расположенных с определенным шагом) появляется благодаря нарушения соосности: оси ходового вала в коробке подач, кронштейне и фартуке не совпадают, наряду с этим чем больше отклонение, тем выше гребешки на заготовке. Ход между кольцами равен величине перемещения суппорта за один оборот вала.

Кольцевые гребешки смогут образовываться и по обстоятельству нехорошего зацепления реечной шестерни фартука с рейкой на станине, наряду с этим расстояние между кольцами будет соответствовать шагу зубьев рейки.

Эту неисправность ликвидируют установкой компенсаторов на направляющие каретки, а во втором случае — переустановкой рейки.

Волнистость (неравномерности на обрабатываемой поверхности в виде небольших граней, расположенных прямолинейно либо спирально на протяжении оси) сопровождается вибрацией и неприятным дребезжащим звуком. Это явление вызывается неисправностью режущего инструмента, неправильным его дефектами и креплением патрона.

Неисправностями станка в этом случае смогут быть повышенные зазоры в опорах шпинделя и недостатки в самих подшипниках, повышенные зазоры в суппорте (ослабление клиньев и планок).

Неплоскостность появляется в следствии износа продольных и поперечных направляющих поверхностей каретки суппорта.

Произвольное уменьшение частоты вращения шпинделя при работе. Это явление возможно следствием ослабления натяжения приводных ремней либо пробуксовывания фрикционной муфты.

Прежде всего контролируют и регулируют натяжение ремней. В случае если натяжение обычное, регулируют фрикционную муфту.-

У станка 16К20 это осуществляется так: открывают крышку шпиндельной бабки и снимают маслораспределительный лоток. После этого утопляют защелку, поворачивают гайку фрикционной муфты прямого хода шпинделя на один зубец и контролируют степень затяжки рукояткой включения.

Для облегчения регулировки муфты прямого вращения шпинделя рукоятку повертывают влево, для регулирования муфты обратного вращения шпинделя — вправо. По окончании регулировки направляться убедиться в том, что защелка надежно вошла в паз гайки.

В случае если при большой частоте вращения шпинделя без подробности и без патрона время его торможения превышает 1,5 с, то необходимо при помощи гаек подтянуть ленту тормоза. В случае если муфта верно отрегулирована, включение будет легким, наряду с этим будет ощущаться фиксация в трех положениях.

Среднее положение — муфта отключена, тормоз включен. Перемещение рукоятки на себя и поворот вправо — включение прямого вращения шпинделя.

Перемещение рукоятки на себя и поворот влево — включение обратного вращения шпинделя.

1-1 Устройство универсального токарно-винторезного станка


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: