Подшипники
Опоры, на каковые опираются шипы, пяты и шейки при вращении вала либо оси, именуют подшипниками либо подпятниками. На эти опоры передаются упрочнения от перемещения валов либо осей и исходя из этого к их прочности предъявляются особенные требования.
Так как при перемещении шипа в подшипнике постоянно возникает трение, шипы, пяты и шейки, и подшипники, на каковые они опираются, обрабатываются с чистотой и высокой точностью. Помимо этого, места соприкосновения цапф и опор систематично смазывают.
Различают качения и подшипники скольжения. В случае если цапфа скользит по поверхности опоры, то таковой подшипник именуют подшипником скольжения.
В случае если цапфа не скользит по поверхности опоры, а вращается вместе с частью подшипника, в таких подшипниках трение скольжения заменяется трением качения и их именуют подшипниками качения.
Подшипники скольжения в зависимости от условий работы смогут иметь устройство и различные формы. В случае если вал не несет громадной нагрузки и вращается с маленькой скоростью, подшипники изготавливаются глухими, неразъемными.
Для увеличения срока и уменьшения трения работы глухих подшипников в них запрессовывают втулки из латуни или других антифрикционных сплавов. Для прохождения масла в глухих подшипниках высверливаются отверстия.
Рис. 1. Подпятник с подшипником качения.
А — пята; 1 — неподвижная обойма; 2 — подвижная обойма. а — глухой; б — разъемный; 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — разъемный вкладыш; 4 — болты крепления крышки к корпусу.
Для валов, каковые трудятся с громадными нагрузками и вращаются скоро, используют разъемные подшипники.
Устройство для того чтобы подшипника позволяет без проблем ликвидировать зазоры между вкладышем и цапфой, образующиеся по мере износа. Вкладыши изготавливаются из латуни либо из чугуна и заливаются баббитом.
В случае если валы трудятся под переменными и громадными нагрузками, вызывающими их изгиб, используют самоустанавливающиеся подшипники скольжения, в которых вкладыши смогут поворачиваться на кое-какие углы на протяжении изгибов вала.
При вертикальной установке вала используют подпятник. Подпятник — один из видов подшипников скольжения либо качения.
Подпятники смогут быть сложными по конструкции в случаях, в то время, когда на валу имеются пара последовательно расположенных кольцевых выступов. Их поверхности образуют так именуемую гребенчатую пяту.
Чтобы обеспечивалась бесперебойная смазка подшипников скольжения, во втулках делаются отверстия и канавки и используются простые, фитильные, капельные либо колпачковые масленки. В несложных масленках масло наливается в сосуд, имеющий набивку из шерстяных волокон либо фетра, которая снабжает постепенную смазку.
В фитильных масленках масло поднимается по фитилю и всегда смазывает шейку. В капельных— масло капля за каплей подается через отверстие к месту трения.
Рис. 2. Подшипники скольжения:
Для более густой смазки (тавот, солидол, вазелин) используют колпачковую масленку, которая набивается смазкой, неспешно выдавливаемой в подшипник туго навинченной крышкой.
Для смазки подшипников используют кроме этого особые кольца, вращающиеся вместе с валом и непрерывно подающие масло к местам трения.
К скоро вращающимся подробностям смазку подают под давлением, для чего помогает особый насос.
Подшипники качения разделяются на шариковые, роликовые и игольчатые. Они складываются из двух металлических закаленных колец, внутреннего и наружного.
В кольцах имеются желобки, в которых катятся шарики либо ролики. Кольца и шарики подвергаются правильной обработке, шлифовке и закалке.
Рис. 3. Подшипники качения:
1 — шариковый однорядный; 2 — роликовый цилиндрический; 3— шариковый двухрядный; 4 — роликовый конический.
Ролики, используемые в подшипниках, смогут быть цилиндрической, конической и бочкообразной формы. Подшипники маленького диаметра с долгими роликами именуются игольчатыми.
Подшипники качения по собственному устройству делятся на радиальные, каковые используются при нагрузках, перпендикулярных оси вала, упорные — для валов с продольными (осевыми) нагрузками и радиально-упорные — для валов, испытывающих в один момент оба вида нагрузок.
Рис. 4. Колпачковая масленка:
1 — колпачок; 2 — воронка; 3 — резервуар; 4 — канал.
Для валов, трудящихся с громадной нагрузкой, используют двухрядные подшипники, у которых шарики находятся в два последовательности.
Чтобы шарики либо ролики не выпадали из трудящегося подшипника и не мешали друг другу при качении, между ними
имеются промежутки. Эти промежутки образуются особыми разделительными кольцами, именуемыми сепараторами.
Сепараторы изготавливаются из мягкой стали либо латуни.
В зависимости от условий работы вала либо оси вероятны два вида перемещения частей подшипника. В первом случае внутреннее кольцо хорошо одето на вал и вращается вместе с ним, а наружное кольцо закреплено без движений на опоре (шпиндели металлообрабатыва-ющихстанков, передаточные валы и др.).
Во втором случае внутреннее кольцо без движений закреплено на оси и не вращается, тогда как наружное кольцо скреплено с главной подробностью и вращается (передние колеса автомобиля, колеса мотоцикла).
Чтобы уменьшить сопротивления в работе подшипников качения и предотвратить их ржавление, нужна постоянная смазка. Для смазки подшипников употребляются жидкие минеральные масла и частые (консистентные) смазки: тавот, солидол, консталип, вазелин.
Установка подшипников качения и скольжения при сборке подробностей механизма играется очень ключевую роль. При установке подшипника нельзя допускать перекосы, тугую затяжку либо, напротив, чересчур громадное качание (люфт) подшипника. При чрезмерной затяжке и перекосах быстро возрастают силы сопротивления, в следствии чего происходит сильное нагревание, а время от времени и разрушение подшипника — выплавление баббита, выкрашивание шариков, поломка колец и т. д.
Крайне важно кроме этого смотреть за тем, дабы в места соприкосновения шеек и подшипников систематично действовала смазка, но не попадали частицы грязи и железные опилки.
При снятии подшипников качения и их установке нельзя ударять молотком по наружному либо внутреннему кольцам, а направляться пользоваться особыми съемниками, втулками.
установки и Правильность сборки подшипников проверяется поворачиванием вала, которое должно происходить легко с равномерным сопротивлением и без боковых качаний.
Рис. 5. Съемник для подшипников.
Размеры подшипников качения строго стандартизированы. Именно поэтому подшипники качения при износа либо поломки смогут быть заменены такими же подшипниками.