Подшипники

Опоры, на каковые опираются шипы, пяты и шейки при вращении вала либо оси, именуют подшипниками либо подпятниками. На эти опоры передаются упрочнения от перемещения валов либо осей и исходя из этого к их прочности предъявляются особенные требования.

Так как при перемещении шипа в подшипнике постоянно возникает трение, шипы, пяты и шейки, и подшипники, на каковые они опираются, обрабатываются с чистотой и высокой точностью. Помимо этого, места соприкосновения цапф и опор систематично смазывают.

Различают качения и подшипники скольжения. В случае если цапфа скользит по поверхности опоры, то таковой подшипник именуют подшипником скольжения.

В случае если цапфа не скользит по поверхности опоры, а вращается вместе с частью подшипника, в таких подшипниках трение скольжения заменяется трением качения и их именуют подшипниками качения.

Подшипники скольжения в зависимости от условий работы смогут иметь устройство и различные формы. В случае если вал не несет громадной нагрузки и вращается с маленькой скоростью, подшипники изготавливаются глухими, неразъемными.

Для увеличения срока и уменьшения трения работы глухих подшипников в них запрессовывают втулки из латуни или других антифрикционных сплавов. Для прохождения масла в глухих подшипниках высверливаются отверстия.

Подшипники

Рис. 1. Подпятник с подшипником качения.

А — пята; 1 — неподвижная обойма; 2 — подвижная обойма. а — глухой; б — разъемный; 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — разъемный вкладыш; 4 — болты крепления крышки к корпусу.

Для валов, каковые трудятся с громадными нагрузками и вращаются скоро, используют разъемные подшипники.

Устройство для того чтобы подшипника позволяет без проблем ликвидировать зазоры между вкладышем и цапфой, образующиеся по мере износа. Вкладыши изготавливаются из латуни либо из чугуна и заливаются баббитом.

В случае если валы трудятся под переменными и громадными нагрузками, вызывающими их изгиб, используют самоустанавливающиеся подшипники скольжения, в которых вкладыши смогут поворачиваться на кое-какие углы на протяжении изгибов вала.

При вертикальной установке вала используют подпятник. Подпятник — один из видов подшипников скольжения либо качения.

Подпятники смогут быть сложными по конструкции в случаях, в то время, когда на валу имеются пара последовательно расположенных кольцевых выступов. Их поверхности образуют так именуемую гребенчатую пяту.

Чтобы обеспечивалась бесперебойная смазка подшипников скольжения, во втулках делаются отверстия и канавки и используются простые, фитильные, капельные либо колпачковые масленки. В несложных масленках масло наливается в сосуд, имеющий набивку из шерстяных волокон либо фетра, которая снабжает постепенную смазку.

В фитильных масленках масло поднимается по фитилю и всегда смазывает шейку. В капельных— масло капля за каплей подается через отверстие к месту трения.

Рис. 2. Подшипники скольжения:

Для более густой смазки (тавот, солидол, вазелин) используют колпачковую масленку, которая набивается смазкой, неспешно выдавливаемой в подшипник туго навинченной крышкой.

Для смазки подшипников используют кроме этого особые кольца, вращающиеся вместе с валом и непрерывно подающие масло к местам трения.

К скоро вращающимся подробностям смазку подают под давлением, для чего помогает особый насос.

Подшипники качения разделяются на шариковые, роликовые и игольчатые. Они складываются из двух металлических закаленных колец, внутреннего и наружного.

В кольцах имеются желобки, в которых катятся шарики либо ролики. Кольца и шарики подвергаются правильной обработке, шлифовке и закалке.

Рис. 3. Подшипники качения:

1 — шариковый однорядный; 2 — роликовый цилиндрический; 3— шариковый двухрядный; 4 — роликовый конический.

Ролики, используемые в подшипниках, смогут быть цилиндрической, конической и бочкообразной формы. Подшипники маленького диаметра с долгими роликами именуются игольчатыми.

Подшипники качения по собственному устройству делятся на радиальные, каковые используются при нагрузках, перпендикулярных оси вала, упорные — для валов с продольными (осевыми) нагрузками и радиально-упорные — для валов, испытывающих в один момент оба вида нагрузок.

Рис. 4. Колпачковая масленка:

1 — колпачок; 2 — воронка; 3 — резервуар; 4 — канал.

Для валов, трудящихся с громадной нагрузкой, используют двухрядные подшипники, у которых шарики находятся в два последовательности.

Чтобы шарики либо ролики не выпадали из трудящегося подшипника и не мешали друг другу при качении, между ними

имеются промежутки. Эти промежутки образуются особыми разделительными кольцами, именуемыми сепараторами.

Сепараторы изготавливаются из мягкой стали либо латуни.

В зависимости от условий работы вала либо оси вероятны два вида перемещения частей подшипника. В первом случае внутреннее кольцо хорошо одето на вал и вращается вместе с ним, а наружное кольцо закреплено без движений на опоре (шпиндели металлообрабатыва-ющихстанков, передаточные валы и др.).

Во втором случае внутреннее кольцо без движений закреплено на оси и не вращается, тогда как наружное кольцо скреплено с главной подробностью и вращается (передние колеса автомобиля, колеса мотоцикла).

Чтобы уменьшить сопротивления в работе подшипников качения и предотвратить их ржавление, нужна постоянная смазка. Для смазки подшипников употребляются жидкие минеральные масла и частые (консистентные) смазки: тавот, солидол, консталип, вазелин.

Установка подшипников качения и скольжения при сборке подробностей механизма играется очень ключевую роль. При установке подшипника нельзя допускать перекосы, тугую затяжку либо, напротив, чересчур громадное качание (люфт) подшипника. При чрезмерной затяжке и перекосах быстро возрастают силы сопротивления, в следствии чего происходит сильное нагревание, а время от времени и разрушение подшипника — выплавление баббита, выкрашивание шариков, поломка колец и т. д.

Крайне важно кроме этого смотреть за тем, дабы в места соприкосновения шеек и подшипников систематично действовала смазка, но не попадали частицы грязи и железные опилки.

При снятии подшипников качения и их установке нельзя ударять молотком по наружному либо внутреннему кольцам, а направляться пользоваться особыми съемниками, втулками.

установки и Правильность сборки подшипников проверяется поворачиванием вала, которое должно происходить легко с равномерным сопротивлением и без боковых качаний.

Рис. 5. Съемник для подшипников.

Размеры подшипников качения строго стандартизированы. Именно поэтому подшипники качения при износа либо поломки смогут быть заменены такими же подшипниками.

FAQ по обозначениям подшипников. серии и Размерные ряды самых ходовых шарикоподшипников.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: