Покрытия из силикатных красок
Силикатные краски (цветные глазури) являются тонкоизмельченные стекла либо смесь легкоплавких стекол (флюс) с наполнителем и красителями. Краски должны иметь плавления и температуру размягчения ниже температуры размягчения стеклянного изделия, на которое их наносят.
Температура растекания красок при обжиге на стекле 500…550 °С, что немного ниже температуры размягчения стекла. Совпадение температурных коэффициентов линейного расширения (ТКЛР) краски и декорируемого стекла — одно из серьёзных условий получения хорошего покрытия.
В случае если при получении краски материалы, образующие флюс, сплавляют вместе с красителями, то получается прозрачная краска. Краситель как бы растворяется в бесцветном легкоплавком стекле.
В случае если бесцветный флюс плавят раздельно, а позже размалывают с красителем, приобретают эмаль.
Главные компоненты флюсов: РЬО, В203, Si02, время от времени Na20; дополнительные Pb304, H3B03, Si02, время от времени Na2B407. Силикатные краски готовят из нескольких флюсов различного состава, дабы придать краске требуемые технологические особенности, к примеру разные температуры размягчения и ТКЛР.
Совпадение ТКЛР обожженной краски и декорируемого стекла— одно из серьёзных условий получения качественного покрытия. При большем отклонении на поверхности обожженной краски появляются волосяные сверкающие трещинки (цек) либо же слой краски полностью отскакивает от стекла в следствии сильных термических напряжений между стеклом и краской.
Состав красителей разнообразен: оксиды цветах металлов, соединения оксидов металлов, сульфиды и сели-ниды металлов. Для получения красок краситель и основу смешивают в разных соотношениях в зависимости от типа красителя и требуемой интенсивности окраски.
пигмент и Краситель являются неорганические соединения металлов.
Наполнитель вводят, дабы придать краскам непрозрачность. Луч света проходит через краску, содержащую наполнитель, не по прямой линии, а преломляется и отражается на поверхности частиц и кристаллов додаваемых наполнителей.
В качестве наполнителей применяют оксиды металлов: SnCb, БЬгОз, Zn02, Cr203, ТЮг. Реже видятся наполнители типа Zn3(P04)2, 2nS.
Время от времени в роли наполнителя выступают сами красители.
На стекольные фабрики силикатные краски поступают в виде тонкоизмельченных порошков, каковые хранят в сухом помещении.при постоянной температуре, поскольку при понижении температуры конденсируется краска и влага комкуется, что требует дополнительного помола для восстановления исходных особенностей краски.
Перед нанесением краски приготовляют, смешивая с связующими веществами и разбавителями. разбавители добавки и Связующие— вещества органического происхождения: высыхающие масла, смолы и бальзамы.
Эти добавки связывают зерна красок только временно. При обжиге окрашенных изделий разбавители и связующие выгорают уже при низких температурах.
По окончании их удаления по мере увеличения температуры обжига силикатная краска плавится и соединяется со стеклом. Так, связующие вещества и разбавители оказывают помощь только нанесению краски на изделие в холодном состоянии.
Краски наносят на изделие ручным и механизированным методами. К ручным методам относится живопись по стеклу, либо роспись изделия пером, карандашом с выжигающейся краской.
Механизированные методы нанесения красок: офсетная, шелкотрафаретная аэрозольное напыление и печать, аэрография.
При исполнении живописи по стеклу используют стеклянные палитры толщиной 4…5 мм и размерами 20X20 и 35х Х35 мм со шлифованной поверхностью; палочки грибовидной формы для растирания красок; костяные и пластмассовые шпатели; капельницу для разбавителя; склянку для масла; перья Для рисования; турникетку, ватные и кожаные тампоны, кисти.
Приступая к росписи изделия, мастер-художник приготовляет краску — смешивает порошок со связующим. Консистенция краски зависит от характера красивой навыков и работы художника. Определяют консистенцию, сдвигая шпателем часть краски по палитре.
В случае если наряду с этим граница раздела остается четкой, ровной и не расплывается, считается, что достиг-ута необходимая консистенция краски. Через чур жидкую краску размазывают по палитре, и она скоро подсыхает, получая нужную густоту.
В случае если данной операции не хватает для д0. стижения заданной густоты, додают мало сухой краски В случае если же краска через чур густа, додают мало разбавителя.
С целью достижения большей цветовой палитры смешивают раз-личные краски. Но кое-какие краски несовместимы и их нельзя смешивать между собой, к примеру коралловую красную с зеленой, синей, серой и тёмной; пурпурную с зеленой и коралловой красной; коричневую с зеленой, синей и фиолетовой; желтую с синей и фиолетовой; фиолетовую с зеленой, желтой, коричневой и коралловой красной; зеленую с коричневой, коралловой красной, пурпурной и фиолетовой; светло синий с желтой, коричневой, коралловой красной; тёмную с желтой, пурпурной и фиолетовой.
Перед росписью изделие очищают от жировых пятен и высушивают.
К несложным видам живописи на стекле относят нанесение полос (обводок), штриховки несложных геометрических элементов, целое по-рытие громадных поверхностей и т. д. Рисунок намечают узкой кистью либо пером. Время от времени копию рисунка в натуральную величину вкладывают вовнутрь расписываемого изделия.
Неспециализированные правила росписи заключаются в следующем. Не рекомендуется исправлять наложенные мазки краски.
В случае если все-таки приходится подправить мазок, необходимо подождать, пока он подсохнет. Хорошим считается таковой рисунок, все мазки которого выполнены лишь одним ударом кисти.
На громадной поверхности краску оптимальнее сглаживать тампоном, которым, помимо этого, возможно наложить краску с постепенным уменьшением слоя, либо затушевать переход краски одного цвета в второй. При нанесении рисунка на стекло кисть держат, как авторучку, касаясь мизинцем свободной поверхности стекла.
Краску на кисть набирают с палитры. Для каждого элемента рисунка подбирают кисти, самые подходящие по форме волоса. Каждую краску наносят собственной кистью.
Не нужно через чур близко накладывать краску, поскольку в ходе обжига она отслоится от стекла. Краска, через чур разведенная разбавителем, может стекать с вертикальных стенок изделия на первом этапе обжига.
Сложные многокрасочные картинки расписывают в таковой по-педовательности. Сперва покрывают краской громадные по-Серхности, а после этого наносят небольшие подробности: штрихи, точки, обводки и т. д. При небольших повторяющихся элементах в рисунке довольно часто пользуются печатками.
Рис. 1. Кисти для росписи по стеклу:
При росписи изделия эмалями, каковые более тугоплавки, чем простые силикатные краски, на стекло сперва наносят подкладку (грунт) из более легкоплавкой краски, ТКЛР которой занимает промежуточное положение между ТКЛР эмали и стекла. Подкладку (грунт) и эмаль обжигают в один момент.
Роспись закрепляют обжигом всего изделия в муфельных печах периодического либо постоянного действия. Температурный режим устанавливают в зависимости от краски и состава стекла.
При через чур стремительном нагреве краска может растечься. Через чур высокая температура обжига может привести к деформации изделия. При выборе режима обжига учитывают кроме этого размеры и форму изделия.
При обжиге силикатных красок в печи нужен маленький избыток кислорода.
Аэрографией именуют механический метод нанесения распыленных сжатым воздухом силикатных красок на стекло через трафарет. Для нанесения покрытий используют аэрограф.
Силикатные краски растирают в ф-арфоровых шаровых мельницах со скипидаром, в который добавлена канифольно-скипи-дарная мастика, либо с водой, смешанной с декстрином. Краски разводят более жидко, чем для росписи: посредством более жидкой краски возможно взять более ровное покрытие.
Трафареты картинок вырезают из плотной бумаги либо железной фольги.
На краях прорезей рисунка не должно быть заусенцев, дабы трафарет хорошо прилегал к поверхности изделия и контур рисунка был четким.
В случае если на поверхности изделия нужно создать окрашенный слой, в котором главный тон ослабевает ко дну изделия («нисходящее покрытие»), струю краски направляют немного выше края изделия. В случае если изделие перевернуть вверх дном, то данный прием именуется «восходящим покрытием».
В момент распыления краски сопло аэрографа должно пребывать в 15…20 см от поверхности изделия. Уменьшать расстояние между соплом и поверхностью стекла не рекомендуется, поскольку наряду с этим происходит поддув краски под трафарет, в следствии чего рисунок будет иметь расплывчатые контуры.
При нанесении краски разбрызгивание краски кляксами считается недостатком.
Для экономии краски используют электростатическое распыление— частичкам распыляемой краски придают заряд. Вторым электродом помогает поверхность изделия, подлежащего окраске. Между этими электродами создается электростатическое поле большого напряжения.
Вылетая из сопла распылителя, частички краски оказываются на поверхности второго электрода, т. е. на окрашиваемой поверхности.